Технологии социальной работы с безнадзорными детьми

Автор: Юлия Котлер, 19 Октября 2010 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Социально-экономические и политические преобразования общественных отношений в наибольшей степени отразились на положении детей в Российской Федерации. Кризисные явления в обществе сопровождаются ростом эмоциональной напряженности и риском социальной и психической дезадаптации большинства семей, что не могло не привести к изменению коренной "ситуации развития детства". При таких условиях значительными стали безнадзорность, бегство детей из родительского дома, интернатов, приютов

Содержание

Введение
Раздел I. Безнадзорные дети как объект социальной работы
Раздел II. Технологии социальной работы с безнадзорными детьми
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

      Нахождение  подростков длительное время в беспризорной, а значит и в криминальной среде, практически предопределяет их жизненный  путь. Сегодня как никогда возрастает значимость социальной работы именно с этой категорией населения: с безнадзорными  и беспризорными детьми. По сути дела государство сегодня одно протягивает руку помощи безнадзорным и беспризорным. Вложения бизнеса в решении этой проблемы сегодня фрагментарны, они носят часто личностный характер и не являются серьезным вкладом в решение проблем, носящих государственный стратегический характер.

      В сфере социальной работы, и об этом много сказано и написано, центр  тяжести давно пора перенести  непосредственно на муниципальный уровень.18

      С целью решения данной проблемы за последние годы в стране принят ряд нормативных актов разного уровня, особую роль среди которых играют Федеральный закон РФ от 24.06.1999 г. №120-ФЗ и с внесенными в него изменениями от 19.08.2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в котором обозначены все субъекты, которые в той или иной форме занимаются детьми и семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации, и определены их основные функции.19 В указанном законе определяются функции и назначение органов по делам молодежи и их учреждений, дается перечень учреждений органов по делам молодежи, развивающихся в Российской Федерации.20

      Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации". Закон уточняется понятие "несовершеннолетнее лицо». В соответствии с законом расширен круг прав несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и соответствующих обязанностей администраций этих учреждений. В том числе устанавливается обязанность администрации уведомлять родителей или законных представителей о поступлении несовершеннолетнего в соответствующее учреждение в течение 12 часов с момента его поступления при наличии сведений о месте их жительства или пребывания. На администрацию учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается обязанность по обеспечению соблюдения прав несовершеннолетних. Установлен исчерпывающий перечень взысканий, применяемых к несовершеннолетним, находящихся в этих учреждениях, а также основания для применения таких взысканий. Установлен запрет на применение к несовершеннолетним мер физического и психического насилия.21

       В соответствии и во исполнение данного Федерального закона  
Правительством Российской Федерации приняты нормативные акты, направленные на ликвидацию условий и причин, способствующих беспризорности и безнадзорности, совершению правонарушений несовершеннолетних:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 822 "Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений"  
    (в ред. от 26.07.2002 г.);
  • Постановление Правительства Российской Федерации  
    от 27 ноября 2000 года № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 124 «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года № 745 «Об утверждении Положения о правовом статусе воспитанников воинских частей».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. №154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год», которым были утверждены План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год и состав Межведомственного оперативного штаба. 22

      На  уровне субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов  управления образованием приняты соответствующие  нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации, выявления и учета детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях обеспечения получения ими обязательного основного общего образования.

      На  муниципальном и региональном уровнях  в основном сформированы банки данных о детях указанной категории. Детям из малообеспеченных и неблагополучных  семей оказывается помощь в приобретении одежды, учебников, решаются вопросы  подвоза детей из отдаленных районов в образовательные учреждения. Принимаются меры по возвращению в образовательные интернатные учреждения самовольно ушедших из них воспитанников. Созданы группы для временного пребывания беспризорных детей в общеобразовательных и коррекционных школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в психолого-педагогических и медико-социальных центрах.23

      Важное  значение в становлении и развитии новой системы профилактической работы имеет Федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", направленная на развитие нормативно-правовой базы системы профилактики детской безнадзорности, обеспечение ее научно-методическими разработками, укрепление материально-технической базы учреждений, оснащение их бытовым, реабилитационным оборудованием, автотранспортом.24

      Продолжение предыдущей программы стала Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 года, утвержденная постановлением Правительства РФ 21 марта 2007 года, включающая «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья». В программе поставлены такие задачи как профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей; совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

      Реализация  мероприятий в рамках направления  «профилактика безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних» позволит снизить удельный вес безнадзорных детей до 2,17% общей численности детского населения; увеличить удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 83,3% общего количества безнадзорных и беспризорных детей.25

       В 2008 году был создан Фонд поддержки  детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации. На сегодняшний  момент закончилась его организация. Первые проекты профинансированы в 2009 году.26 Президентом Российской Федерации уже 26 марта 2008 года был подписан Указ № 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

       То  есть последовательные действия нашего президента и правительства говорят  о том, какое особое значение сегодня  мы придаём детям.

       Основными задачами Фонда являются:

    • содействие разработке и практической реализации мер поддержки семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляемой в соответствии с основными направлениями государственной демографической и семейной политики.
  • содействие развитию межведомственной координации решения проблем детского неблагополучия как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, выработка успешных моделей построения такой работы на местном;
  • выявление, распространение и поддержка лучших практик работы;
  • продвижение программно-целевого подхода в решении задач по улучшению положения детей;
  • целенаправленное содействие инфраструктурным изменениям, необходимым для сокращения распространенности детского неблагополучия; 
  • содействие сокращению разрыва между территориями в организации социальной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
  • поддержка профессиональных сообществ специалистов, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.27

       Таким образом, цифры о количестве детей, покинувших семью, свидетельствуют о том, что меры, предпринимаемые государством и обществом по улучшению положения семьи, недостаточны. Отношение к вопросам сохранения семьи надо менять. Нужно проводить четкую государственную и социальную политику в интересах семьи, создавая благоприятные социально-экономические условия для стабилизации и повышения жизненного уровня семей, находящихся за чертой бедности, дети из которых, как правило, пополняют ряды беспризорных и безнадзорных. Необходимо изменить инфраструктуру здравоохранения, образования, культуры, обеспечив их доступность детям из семей всех типов. Требует совершенствования нормативно-правовая база по линии несовершеннолетних. 
 
 
 
 
 
 

      Раздел  II. Технологии социальной работы с безнадзорными детьми

      В 90-е годы государством создана новая  система реабилитации детей и  подростков, находящихся в трудной  жизненной ситуации. В ней участвуют  все министерства и ведомства  социальной направленности. При этом основная роль принадлежит Минтруду России и его системе социальных учреждений.28

      В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно федеральному закону «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образования, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подразделения криминальной милиции органов внутренних дел, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, уголовно-исполнительные инспекции, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

       Органы  и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу (индивидуальная профилактическая работа- деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий) в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Они в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать об этом соответствующие структуры.29

      В Российской Федерации активно развивается  сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В 2003 году в субъектах РФ дополнительно  создано более 100  специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, их число на конец года составило1271 учреждений, а к концу 2004 их число достигло 135630  (на 1 января 2002 года в Российской Федерации действовало 1162 учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; на 1 января 2001 года – 793), 754 стационарных отделений для несовершеннолетних (2002), (на 1 января 2001 года - 746), 430 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей (2002), (на 1 января 2001 года - 307). В течении 2002 года учреждениями социального обслуживания были предоставлены услуги 340 тысячам несовершеннолетних.31

      Приоритетным  направлением деятельности учреждений остается работа с семьей по ликвидации трудной жизненной ситуации и возвращению в нее ребенка по окончании социальной реабилитации. Из 129,3 тысячи детей, находящихся в стационарных отделениях учреждений, 62% детей возращены в родные семьи. В целом в учреждениях социального обслуживания семьи и детей всех видов и типов в 2001 году прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,6 миллиона несовершеннолетних (в 2000 году - 3,2 миллиона). В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляют более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 50 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа. В системе органов внутренних дел действует 94 центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.32

     Благодаря созданию социозащитных учреждений, удалось в основном решить проблему детской безнадзорности, если следовать определению этого понятия, приведенному в Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Согласно этому закону дети-беспризорники и безнадзорные дети - это несколько разные по статусу категории детей.

       Сегодня проблема детской беспризорности не решена в двух регионах, прежде всего в Москве. Здесь действуют всего три социозащитных учреждения. В то же время именно в столицу, как и раньше - в годы войны и после революции, - бегут беспризорники. До 75% детей в Москве, которые остались без попечения родителей и попали в руки специалистов (в хорошем смысле этого слова), - это дети из стран СНГ. Основная проблема сегодня -создать в Москве систему социозащитных учреждений. Правда, 10 июля прошлого года Правительством Москвы принято постановление "О создании государственно-экспериментального учреждения "Городской центр профилактики бродяжничества, попрошайничества и правонарушений среди иногородних несовершеннолетних". Он круглосуточно будет принимать детей и подростков из всех регионов России и ближнего зарубежья. Более того, в соответствии с городской комплексной целевой программой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2001-2003 годах в Москве предполагается открыть 9 социальных приютов, 28 центров помощи семье и детям, 33 социальных отделения социальной помощи семье и детям в центрах социального обслуживания населения.33

Информация о работе Технологии социальной работы с безнадзорными детьми