Технологии социальной работы с беспризорными несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Российская Федерация – это социальное государство. Его политика направлена на создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека; под государственной защитой находится человек, его права и свободы. Дети – это будущее государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью всего общества. Это относится к России, где реально принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина не воплощается, и большинство норм права приобретают декларативный характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних…………………………………………………………………………………5
1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление:
семантика и соотношение со смежными понятиями………………….………5
1.2. Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности…………7
1.3. Причины беспризорности несовершеннолетних………………………….12
1.4. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения………………………………………..………..16
Глава 2. Профилактика как технология социальной работы с беспризорными несовершеннолетними……………………………………………........21
2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних……………………21
2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ………………………………………………………24
2.3. Работа по профилактике беспризорности на примере центра социально – психологической помощи детям и подросткам «Форпост»…………………..26
Заключение……………………………………………………………………...32
Список источников и литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по технологиям.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     В основу действующей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению безнадзорности положена установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи.

     Несмотря  на некоторые положительные результаты активизации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы массовой детской безнадзорности, наркомании и проституции, характеризующейся широким спектром причин и проявлений. 

        

2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики

     беспризорности  несовершеннолетних в РФ

      

     Правовое  регулирование отношений, возникающих  в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлено Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. 31

       В соответствии с законодательством субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений являются комиссии по делам несовершеннолетних и их прав, различные органы управления (образования, социальной защиты, опеки и попечительства по делам молодежи, здравоохранения, занятости, внутренних дел) и создаваемые ими учреждения.

     Основными координирующими органами являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

     В Российской Федерации активно развивается  сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В настоящее время действуют 793 специальных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 187 стационарных отделений для несовершеннолетних, 69 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В 2001 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,2 млн. несовершеннолетних. В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляют более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 50 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа. В системе органов внутренних дел действует 94 центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.32

       Введение в действие нового  Федерального закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, он существенно сократил возможности и ответственность органов и учреждений внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми.

     Комиссии  по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные обеспечить на всех уровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пока не могут в полной мере реализовать эту функцию, поскольку не обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую либо отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах. Отсутствие на федеральном уровне современного правового обеспечения деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей правовой базы в субъектах Российской Федерации.

     Дополнительного правового регулирования требуют  вопросы, связанные с осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении беспризорных и безнадзорных детей, расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не имеющим места жительства. 

         

    2.3. Работа по профилактике беспризорности на примере центра социально – психологической помощи детям и подросткам «Форпост» 

      Муниципальное учреждение «Центр социально - психологической помощи детям и молодежи «Форпост»», сокращенное название МУ «Форпост», создано для оказания психологической, социально-педагогической, правовой и иной помощи и поддержки детям, подросткам и молодежи.

Ранее Центр  был зарегистрирован под наименованием Муниципальное предприятие «Служба социально-психологической помощи детям и подросткам «Форпост»» Орджоникидзевским районным советом народных депутатов (решение исполкома № 174 - б от 29.04.92, свидетельство о регистрации № 0920 серия ОИ).

      Центр социально-психологической помощи детям и молодежи «Форпост» работает на территории Орджоникидзевского района. Основная задача – оказание комплексной социально-психологической помощи детям, подросткам и их семьям.

      Территория  Центра – микрорайон Уралмаш, характеризуется наличием градообразующего завода, который долгое время не функционировал, в следствии чего резко обострились все социальные проблемы – безработица родителей, детская безнадзорность и проблема выживания всех. В этих условиях клиентами Центра стали дети и подростки, не посещающие школу по различным причинам, совершающие уходы из дома, занимающиеся проституцией, вынужденные попрошайничать, употребляющие наркотики, оставшиеся без жилья.

      Главным объектом деятельности центра является ребенок, семья в связи с этим Центр, строит свою деятельность по следующим направлениям:

-оказание  социально-психологической, психокоррекционной  и юридической помощи по ликвидации  кризисной ситуации;

-оказание  комплексных консультаций для  родителей, детей, подростков и молодежи;

-организация  и проведение групп самопомощи, психотренинга;

-оказание  экстренной помощи с выездом  на место - консультации семейного  психолога;

- представление интересов детей, подростков, молодежи в государственных и иных органах;

- разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей, подростков и их семей;

- вательный,творческий,социокультурный,физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

- подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптивных детей, самих проблемных семей для обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях: диагностика семьи, информирование семьи о деятельности службы, снятие стрессовых ситуаций в семье через оказание первичной социально-психологической помощи.

      Центр за время своего существования разработал и внедрил в российских условиях такие социальные технологии, как социальное консультирование, социальный патронаж, социальное посредничество.  Реабилитация и коррекция детей, подростков и их семей осуществляется через творческую деятельность средствами театра, рисунка, постановки спектаклей с участием детей и родителей,  проведение культурно - массовой работы с детьми,  воспитание в детях чувства прекрасного через участие в фестивалях детского творчества, авторской песни, в выставках по экологии, знакомство детей с профессиональной деятельностью, воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки, развитие личностных качеств в социально-психологических тренингах для детей и родителей, позволяет очень эффективно решать внутрисемейные и личностные конфликты.

      Центр работает в тесном сотрудничестве с  государственными органами социальной защиты населения, Комитетом по делам  молодежи, отделом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, ПДН, медицинскими учреждениями,  представляющими интересы детей и семьи.

       Центр предоставляет информацию  о детях оставшихся без жилья,  о нарушениях жилищных прав  детей. 

      ПДН направляет в Центр нуждающихся в социально-психологической реабилитации, предоставляют по просьбе Центра необходимую информацию для работы Центра. Социальные работники Центра совместно с инспекторами ПДН курируют неблагополучные семьи района.

      Медицинские учреждения направляют в Центр подростков и молодежь, употребляющих наркотики и алкоголь, подвергшихся сексуальному и физическому насилию для психокоррекционных мероприятий.

      Центр направляет в медицинские учреждения подростков для госпитализации и амбулаторного лечения различных зависимостей, на медицинское обследование.

      Центр направляет в Приют детей и  подростков, нуждающихся во временном изъятии из кризисной ситуации, готовит первичную документацию.     

      Специалисты по социальной работе взаимодействуют  со школьными психологами и социальными педагогами, совместно выходят в семьи.

      Центр трудоустраивает через биржу  труда подростков и молодежь, нуждающихся в постоянном или временном трудоустройстве.

      Центр пользуется базой данных о клиентах и услугах городской Диспетчерско-информационной службы. Опыт уникален и положителен. Службу востребуют в сфере молодежной политики.        

                Все подразделения центра напрямую  подчиняются директору центра. Количество  сотрудников центра составляет 33 человека.

      Из  них, в службе телефона доверия, которая работает круглосуточно, предоставляет экстренную психологическую и информационную помощь в самых различных ситуациях, задействованы: 1- руководитель  и 7- психологов (практических консультантов).

  В психологической службе, которая проводит консультации психологов, индивидуальное консультирование, семейную терапию задействованы:1-психотерапевт, 2-педагога-психолога и 2-психолога-консультанта.

      В социальной службе задействованы по социальной работе занимающиеся социальным консультированием, посредничеством, патронажем и организацией групп взаимопомощи родителей.

1- юрисконсульт - занимающийся консультированием  по защите прав детей.

С 2006 года в Центре «Форпост» присоединился  отдел ресоциализации молодежи вернувшейся из ИУ, и спец учреждений., который оказывает социально – психологическую и правовую  помощь лицам вернувшимся из ИУ и спец учреждений и подросткам группы риска (отбывающим или отбывшим срок заключения, совершившим правонарушения, получившим условный срок).

Цель  МУ «Форпост»:

  • Оказание психологической, социальной, правовой  и иной помощи, и поддержки детям и молодежи.
  • Методическое обеспечение деятельности специалистов в сфере молодежной политике.

Направления деятельности МУ «Форпост»:

  • оказание социально – психологической, юридической  помощи в кризисной ситуации;
  • предоставление консультаций родителям, лицам их заменяющих,  детям;
  • организация и проведение групп самопомощи, психотренинга (коммуникативные, профилактические и т.д.);
  • представление интересов детей, подростков, молодежи в государственных и иных органах;
  • оказание консультативной помощи по вопросам профилактики зависимостей специалистам сферы молодежной политики;
  • организация и проведение учебных семинаров по повышению квалификации для специалистов сферы молодежной политики г. Екатеринбурга и Свердловской области.

Деятельность  специалиста по социальной работе предполагает использование следующих документов:

  • нормативно – правовые акты, регулирующие деятельность социальной службы или частной практики.
  • план деятельности учреждения и специалиста.
  • журнал фиксации звонков и обращений нуждающихся в помощи тех, кому еще только предстоит встреча с социальным работником.
  • договора и соглашения, определяющие взаимоотношения «клиент - социальный работник – социальная служба»
  • записи служебного характера с анализом проделанной работы
  • документы из переписки с учреждениями и организациями различной ведомственной подчиненности.
  • отчеты специалиста, службы и учреждения в целом о проделанной работе в определенный период времени.

Информация о работе Технологии социальной работы с беспризорными несовершеннолетними