Технологии социальной работы с беспризорными несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Российская Федерация – это социальное государство. Его политика направлена на создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека; под государственной защитой находится человек, его права и свободы. Дети – это будущее государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью всего общества. Это относится к России, где реально принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина не воплощается, и большинство норм права приобретают декларативный характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних…………………………………………………………………………………5
1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление:
семантика и соотношение со смежными понятиями………………….………5
1.2. Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности…………7
1.3. Причины беспризорности несовершеннолетних………………………….12
1.4. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения………………………………………..………..16
Глава 2. Профилактика как технология социальной работы с беспризорными несовершеннолетними……………………………………………........21
2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних……………………21
2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ………………………………………………………24
2.3. Работа по профилактике беспризорности на примере центра социально – психологической помощи детям и подросткам «Форпост»…………………..26
Заключение……………………………………………………………………...32
Список источников и литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по технологиям.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     По  данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается более двух миллионов беспризорников. У кого-то из этих детей нет родителей. У других родители потеряли жилье, и сами являются бездомными. Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Причины детской бездомности могут быть разными, но результат общий – дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.

     По  данным двухлетней давности, в России действовала 41 тысяча групп малолетних преступников (это в два раза больше, чем скаутских организаций). 20

     В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение».

     В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

     В.В. Ковалев определяет девиантное поведение  как отклонение от нравственных норм данного общества. Им было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:

     1. Уклонение от учебной и трудовой деятельности.  

     2. Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.

     3. Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.

     4. Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.

     5. Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола.

     6. Злоупотребление алкоголем.

     7. Употребление наркотических и токсических веществ.

     8. Уходы из дома, бродяжничество.

     9. Азартные игры.21

       Среди факторов, влияющих на формирование  девиантного поведения, ряд исследователей  выделяют  и социально-педагогические  факторы:

  • недостаточное взаимодействие семьи и школы;
  • формальное исполнение учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации;
  • отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся;
  • слабое вовлечение учеников в творческую и социально-значимую деятельность, нежелание администрации школы реально, а не на бумаге передать ряд полномочий и ответственности школьному самоуправлению;
  • запущенность и принижение значимости внешкольной и внеклассной работы;
  • неумение, а часто и нежелание учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию и ресоциализацию;
  • слабое или одностороннее взаимодействие школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 22

     Результаты  проводимых социологических опросов  свидетельствуют, что среди негативных социальных явлений, связанных с детской безнадзорностью наиболее остро выделяются: наркомания – 67 %; преступность  – 61 %; проституция   – 54 %.

     Ведущая роль в становлении и «жизнеустройстве»  безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних  зачастую переходит к асоциальным, криминальным субкультурам. Все это оказывает существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних, которые продолжают оставаться наиболее криминально активной категорией населения. В 2005 году количество детей, доставленных в органы внутренних дел, составило 1,175 млн. человек (в 1993 году - 656,3 тыс. человек). 23

     Духовно-нравственный и социально-экономический ущерб, наносимый обществу злоупотреблением наркотиками, придает особую актуальность изучению распространенности наркотиков и других психоактивных веществ среди беспризорных и безнадзорных детей.

     Распространенность  употребления наркотиков и психоактивных  веществ  среди беспризорных и безнадзорных детей характеризуется рядом тенденций: расширением спектра потребляемых наркотиков; ростом числа несовершеннолетних младших возрастных групп среди наркоманов, числа наркоманов, впервые обратившихся за лечением; распространением вирусоносителей СПИДа среди наркоманов. Озабоченность употреблением наркотиков среди детей и молодежи актуализируется угрозами и вызовам общественному здоровью, антиобщественным поведением и преступностью.

     Дети, особенно из числа беспризорных, все  более активно вовлекаются в  занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порно-фильмов.24

     Совершенно очевидно, что беспризорники – это дети, отданные «демократическим обществом» на «попечение» уголовному миру. Они – распространители и потребители наркотиков, носители социально опасных заболеваний, будущие активисты преступных сообществ. У них формируется стойкое отвращение к нормам цивилизованного общежития, презрение к учебе и производительному труду, к людям, не имеющим богатства, не «крутым». Они ценят грубую силу, коварство и жестокость, анархическую свободу и деньги. Современные нищие - это государство в государстве. У них свой устав, свои правила, нормы и законы. Можно быть уверенным, что ни один беспризорный ребенок сегодня не останется все внимания асоциальной «системы». Власть не смогла справиться - ей нашлась замена. 25

     Президент Российского фонда образования  профессор С. Комков сообщил, что в 2005 году предполагается снизить ассигнования на борьбу с детской безнадзорностью на 1,7 млн. рублей. На взгляд С.Комкова, «милиция сегодня не заинтересована в сокращении числа беспризорных детей, поскольку на них вешается масса нераскрытых преступлений».

     Между тем, если проблему не решить в ближайшие  два-три года, количество бездомных и безнадзорных детей в России может стать критическим. «Огромная неуправляемая, деклассированная, криминализированная масса людей способна смести любой государственный строй», – отметил С.Комков.26 

 

Глава 2. Профилактика как технология социальной работы с беспризорными несовершеннолетними 

     2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних 

     В целях усиления профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации осуществляются следующие меры:

     Разрабатываются нормативные акты, регулирующие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, изменения в законодательство, направленные на усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.27

     В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах  государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом:

     - оказание  социально-психологической   и  педагогической  помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии  или поведении либо проблемы в обучении;

     - выявление несовершеннолетних, находящихся  в социально опасном положении,  а также не посещающих или  систематически пропускающих по  неуважительным причинам школу,  принятие мер по их воспитанию  и получению ими основного общего образования;

     - выявление семей, находящихся  в социально опасном положении,  и оказание им помощи в обучении  и воспитании детей;

     -  обеспечение организации в школе  спортивных секций, технических  и иных кружков, клубов и  привлечение к участию в них  несовершеннолетних;

     - осуществление мер по реализации  программ и методик, направленных  на развитие законопослушного  поведения несовершеннолетних.28

     Федеральный Закон «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации» рассматривает образовательное учреждение в качестве ведущего социального института детского правопользования и правоприменения.29

     Обеспечивается  организация работы по подготовке проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов)».

     МВД России обеспечивает координацию деятельности органов внутренних дел по оперативному выявлению на вокзалах, улицах и других общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, установлению личности, обеспечению перевозки в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений по месту выявления и по месту постоянного проживания несовершеннолетних; усилена работа по выявлению лиц и преступных группировок, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния.

     Минтруд России создает дополнительные места  для приема и размещения беспризорных детей, оказанию помощи в организации и оборудовании вновь создающихся в субъектах Российской Федерации специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том числе осуществляющих прием и перевозку несовершеннолетних к месту их постоянного проживания.

     Министерство  образования и науки РФ обеспечивает координацию органов управления образованием по оказанию помощи во временном устройстве безнадзорных детей в образовательные учреждения (в том числе детские дома, школы-интернаты, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.), по выявлению и учету необучающихся несовершеннолетних и принимает меры по их возвращению в образовательные учреждения, организации воспитательной работы с этими детьми, в том числе по месту жительства.

     Минздрав России обеспечивает координацию деятельности органов управления здравоохранением по приему в медицинские учреждения беспризорных и безнадзорных детей с острыми заболеваниями, в том числе инфекционными, находящихся в состоянии одурманивания психоактивными веществами по медицинским показаниям, с психическими и наркологическими заболеваниями.30

     Решение проблемы беспризорности и безнадзорности детей как проблемы социальной, в значительной мере порожденной общественными условиями, предполагает принятие мер специальной профилактики.

     - Необходимо повысить роль и  статус семьи как социального  института, укрепить в общественном сознании представление о семье как ценности, для чего необходимо развернуть широкую информационно-просветительскую кампанию; создавать и внедрять системы подготовки молодежи к ответственному родительству;

     - усилить  ориентацию  всех социальных  систем (здравоохранения, образования, социального обслуживания) на семью как объект профессиональной деятельности;

     - эффективность действий органов  власти по профилактике детской беспризорности и безнадзорности находится в прямой зависимости от результатов реализации социальной политики государства, заметных изменений в уровне жизнеобеспечения семей, в создании условий для воспитания и развития детей, в укреплении инфраструктуры образования, здравоохранения, культуры, обеспечении их доступности для всех детей и семей.

Информация о работе Технологии социальной работы с беспризорными несовершеннолетними