Технологии социальной работы с беспризорными несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Российская Федерация – это социальное государство. Его политика направлена на создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека; под государственной защитой находится человек, его права и свободы. Дети – это будущее государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью всего общества. Это относится к России, где реально принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина не воплощается, и большинство норм права приобретают декларативный характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних…………………………………………………………………………………5
1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление:
семантика и соотношение со смежными понятиями………………….………5
1.2. Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности…………7
1.3. Причины беспризорности несовершеннолетних………………………….12
1.4. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения………………………………………..………..16
Глава 2. Профилактика как технология социальной работы с беспризорными несовершеннолетними……………………………………………........21
2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних……………………21
2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ………………………………………………………24
2.3. Работа по профилактике беспризорности на примере центра социально – психологической помощи детям и подросткам «Форпост»…………………..26
Заключение……………………………………………………………………...32
Список источников и литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по технологиям.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

Социальный  институт

Кафедра социальной работы 
 
 
 
 
 
 
 

Технологии  социальной работы с

беспризорными несовершеннолетними 
 

Курсовая  работа

по  специальности 040101.65 Социальная работа 
 
 
 

Исполнитель:                                                                          Е.В.Бывалина

Студентка группы СР-409 
 
 
 
 

Руководитель:                                                                          А.Г.Деминов                                                                  

Доцент,

кандидат  медицинских наук 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних…………………………………………………………………………………5

1.1. Беспризорность  несовершеннолетних как социальное  явление: 

  семантика  и соотношение со смежными  понятиями………………….………5

1.2. Теоретические  подходы к изучению проблемы беспризорности…………7

1.3. Причины беспризорности несовершеннолетних………………………….12

1.4. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения………………………………………..………..16

Глава 2. Профилактика как технология социальной работы с беспризорными несовершеннолетними……………………………………………........21

2.1. Профилактика  беспризорности несовершеннолетних……………………21

2.2. Проблемы  нормативного регулирования профилактики  беспризорности несовершеннолетних в РФ………………………………………………………24

2.3. Работа по  профилактике беспризорности на  примере центра социально – психологической помощи детям и подросткам «Форпост»…………………..26

Заключение……………………………………………………………………...32

Список  источников и литературы…………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Российская  Федерация – это социальное государство. Его политика направлена на создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека; под государственной защитой находится человек, его права и свободы. Дети – это будущее государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью всего общества. Это относится к России, где реально принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина не воплощается, и большинство норм права приобретают декларативный характер.

Рост  безнадзорности и беспризорности неразрывно связан с социально-экономическим кризисом 90-х гг. прошлого века. Данные статистики, уголовная хроника и обыденная жизнь наглядно свидетельствуют, что безнадзорность и беспризорность имеют социальные причины, такие как: социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.

     Объект  исследования: безпризорные несовершеннолетние

     Предмет исследования: технологии социальной работы с беспризорными детьми

     Актуальность темы исследования обусловливается следующими факторами:

  • Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
  • В РФ сложилась тревожная ситуация: дети из числа беспризорных все более активно вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порно-фильмов. Получили распространение общественно опасные деяния, связанные с использованием беспризорных детей  в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию. Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный характер, нарушают духовно-нравственные нормы общества.

      Степень научной разработанности

      Проблемам беспризорности детей были посвящены работы многих ученых и авторов, таких как Жилкина Т.В., Пудовочкин Ю.Е., Белов Н.А., Максимов Л.Н., Нечаев А.М. и другие.

           Цель работы: оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.

     Задачи:

  • Изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических исследований, посвященных  проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
  • Оценка социально-экономических причин, оказывающих наиболее существенное влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности;
  • Иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем детской безнадзорности и беспризорности;
  • Характеристика системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности.
  • Анализ основных проблем в сфере профилактики  безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

     Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. 

Глава 1 Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних 

     
    1. Беспризорность  несовершеннолетних как социальное явление: семантика и соотношение  со смежными понятиями
 

     Проблема  беспризорных детей с особой остротой возникала в различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенка меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после голода и эпидемий 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны.

     Целью работы с беспризорными несовершеннолетними было включение брошенных детей в нормальную общественную жизнь посредством организации их физического труда или посредством их распределения по семьям. Конечно, далеко не все проблемы перевоспитания брошенных подростков, в первую очередь духовные, были разрешены, однако путь, который был намечен государством, имел под собой здравое основание.1

     По  данным социологических служб, сейчас в России детей-беспризорников на порядок  больше, чем их было во время и  после гражданской войны. И, несмотря на определенные (судя по всему, недостаточные) усилия общественности, правоохранительных и образовательных ведомств, религиозных, политических и благотворительных организаций, коммерческих фирм и частных лиц, – число детей-бомжей не снижается, а растет. По оценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей-сирот- 530 тысяч, детей-инвалидов – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака, 650 тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч детей и подростков числятся бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактически предоставлены самим себе. 2

       Характеризуя масштаб проблемы, ее причины и следствия, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети – это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц. 3

     Согласно  имеющейся статистике, большинство  безнадзорных детей характеризуется высоким стажем родительской и общественной запущенности. Преобладающий возраст безнадзорников – от 8 до 13 лет. Можно сказать, что эти дети не только попали на социальное дно, но и по-своему адаптировались к жизни в нечеловеческих условиях. Практически все они находятся в группе риска, а многие страдают неизлечимыми психологическими и физическими расстройствами и болезнями. Сложилось общественное мнение, что перспектив социальной и человеческой реабилитации у большинства таких детей очень мало. В определенной степени отношение к безнадзорным детям сегодня находится в критической фазе: сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не реализуется в силу бедственного материального и психического состояния многих семей, родителей, слабости кадрового и материально-технического обеспечения специальных учреждений, мздоимства и коррупции в органах власти и управления, высокой степенью физической и психической правотравмированности безнадзорных и беспризорных детей.4

     Отношение к безнадзорным и беспризорным детям  во многом совпадает с отношением к неизлечимым больным (к великому сожалению, они таковыми и являются). В общественном мнении, психологии власти начинают возобладать мотивы: если безнадзорность и беспризорность – неизлечимая социальная болезнь, то ее не только нельзя, но и можно не лечить, а порой и эксплуатировать физически и морально детей социального дна. Ослабляется традиционная для России и россиян милосердная доминанта понимания жизненной связи потерянных детей с потерянным обществом.  

          1.2. Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности 

     Первое  наиболее полное официальное определение  беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными»5.

      Термин  «безнадзорность» в сочетании с  детской беспризорностью появился в официальных документах и законодательных актах только с 1935 г. В годы Великой Отечественной Войны в постановлениях Правительства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того времени не было6.

      Не  уделяется должного внимания различиям  понятий детской беспризорности и безнадзорности и в действующем законодательстве.

     Например, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних (1967 г.), действующем на сегодняшний день, используется термин безнадзорность7. Положением предусмотрено, что одной из главных задач комиссий по делам несовершеннолетних является предупреждение детской безнадзорности (ст. 1). Однако определения этому понятию не дано.

      Таким образом, в Положении о комиссиях  по делам несовершеннолетних не только не уделяется должного внимания понятийному аппарату, но и происходит слияние терминов «беспризорность» и «безнадзорность».

      Этих  понятий нет и в кодифицированных нормативно-правовых актах, регулирующих права и обязанности несовершеннолетних (например, в Семейном кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе)8.

Информация о работе Технологии социальной работы с беспризорными несовершеннолетними