Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 05:02, курсовая работа
Цель работы описать сущность технологий социальной работы с лицами без определенного места жительства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие бездомности.
2. Выявить проблемы бездомных в современной России.
3. Охарактеризовать формы и методы социальной работы с бездомными.
4. Рассмотреть технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства в Краснодарском крае
Введение…………………………………………………………..…………..…..3
Глава I. Бездомность как социальная проблема общества…….…..………5
1.1. Понятие бездомности и ее причины……………………….…………5
1.2. Проблема бездомных в современной России………………………..6
Глава II. Организация и технология социальной работы с лицами без определенного места жительства…………………………………………….10
2.1. Формы и методы социальной работы с бездомными……………..10
2.2. Технология социальной работы с лицами без определенного
места жительства в Краснодарском крае………………………………………18
Заключение……………………………………………………….……………..23
Список литературы………………………………………………………….....26
2.2. Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства в Краснодарском крае
При организации социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий в Краснодарском крае особое внимание уделено необходимости обеспечения возможности получения лицами без опреде-ленного места жительства и занятий социальных услуг посредством ис-пользования в практической деятельности четырехуровневого механизма предоставления социальных услуг, соблюдение преемственности в работе по данному направлению.
Первый уровень - предупреждение бродяжничества и правонарушений на основе планирования и реализации мероприятий в отношении указанной категории населения с участием учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:
- содействие в выявлении граждан пожилого возраста и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по причине семейного фактора (распад семьи, вдовство, жестокое обращение со стороны детей, нарушение имущественных прав и т.д.); социального фактора (отсутствие жилья, доку-ментов, злоупотребление алкоголем и т.д.);
- информирование соответствующих служб на основе межведомс-твенных соглашений об имеющихся сведениях в части нарушения (воз-можном нарушении) имущественных прав пожилых людей и инвалидов, содействие в восстановлении, оформлении документов, лечении и т.д.;
- помощь нуждающимся гражданам в оформлении, восстановлении до-кументов, дающих право на получение пенсии, адресной социальной помощи, адресной социальной поддержки, льгот, госпитализации в лечебно-профилактические учреждения, в том числе в отделения сестринского ухода и т.д.;
- содействие в оказании материальной помощи остро нуждающимся гражданам (спонсорские средства, средства фонда администрации муници-пального образования, средства муниципальных программ социальной поддержки населения);
- содействие в возвращении к месту фактического проживания (пре-бывания) граждан с установленной личностью и соответствующими документами (спонсорские средства, средства фонда администрации муници-пального образования, средства муниципальных программ социальной поддержки населения);
Второй уровень – предоставление гарантированных государственных социальных услуг комплексного характера в условиях отделений ночного пребывания с учетом временного фактора потребности клиента в этих услугах.
Третий уровень заключается в осуществлении мероприятий по со-циальной адаптации граждан, мотивированных к изменению своей жизнен-ной ситуации (обеспечение социального сопровождения с учетом усилий самого гражданина на основе договора между учреждением и клиентом) в условиях их временного пребывания в учреждениях социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий.
Четвертый уровень – оказание помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам с восстановленным социальным статусом, утратившим способ-ность к самообслуживанию, в направлении их для постоянного проживания в дома-интернаты, трудоустройстве, возвращении к месту фактического про-живания (пребывания) [11,4].
Для координации деятельности заинтересованных организаций по проблемам, касающимся лиц без определенного места жительства, управ-лением по социальным вопросам администрации муниципального обра-зования город Краснодар была разработана межведомственная программа «Социальная поддержка лиц без определенного места жительства и занятий, профилактика бродяжничества и попрошайничества в муниципальном образовании город Краснодар» на 2006-2008 годы.
Администрациями внутригородских округов города Краснодара, департаментом по связям с общественностью администрации муници-пального образования город Краснодар совместно с территориальными центрами проводилась работа по привлечению общественного внимания к бездомным как социальному явлению.
В соответствии с данной программой, управлением социальной защиты населения в городе Краснодаре и Краснодарским центром социальной адап-тации «Забота» были проведены ряд значимых социально-благоустрои-тельных мероприятий, в электронную базу центра «Забота» занесена инфор-мация на 550 лиц БОМЖ, оказано содействие 80 лицам БОМЖ в отправке к последнему месту их пребывания, предоставлены автотранспортные услуги 156 лицам БОМЖ для прохождения медицинского обследования.
В рамках программы в МУЗ Городская поликлиника № 6 проводилось флюорографическое обследование лиц БОМЖ, в МУЗ Городская поликли-ника № 11 - забор крови на определение кожных и венерических заболева-ний, оказывалась амбулаторная помощь. Для установления группы инвалид-ности 30 лицам БОМЖ подготовлена медицинская документация.
В 2008 году от администрации муниципального образования город Краснодар, Краснодарских государственных учреждений социального обслу-живания, других организаций и частных лиц принималась благотворительная помощь вещами б/у [15,4].
В целях предотвращения проникновения лиц БОМЖ в подвальные и чердачные помещения в жилых многоквартирных домах сотрудники МУ РЭПов систематически обследовали эти помещения. На чердаках и в подвалах устанавливались замки.
Специалисты территориальных центров совместно с участковыми уполномоченными милиции проводили рейды на закрепленных территориях. Все факты по выявлению лиц БОМЖ своевременно передавались в УВД соответствующего внутригородского округа.
Сотрудники УВД по городу Краснодару и окружные управления внут-ренних дел проводили ежедневную работу по выявлению и изъятию с улиц, парков и скверов города лиц БОМЖ. Выявленных лиц доставляли в ЦСА «Забота».
При выявлении лиц БОМЖ, в случаях отсутствия у них документов, удостоверяющих личность, сотрудники милиции в обязательном порядке проверяют их в установленном порядке. Устанавливаются их полные данные, места проживания.
В целях информирования граждан и обеспечения возможности поиска работы лицам, пребывающим в ЦСА «Забота», ежемесячно в центр по электронной почте направлялись вакансии по рабочим специальностям: грузчик, дворник, дорожный работник, уборщик и другие.
Всем лицам БОМЖ, обратившимся в службу занятости с документом, достоверяющим личность, оказаны услуги по трудоустройству (кон-сультации, информирование о рынке труда, распечатка вакансий, предос-тавлен бесплатный телефон для собеседования с работодателем, инфор-мационная литература в виде буклетов, визиток) [15,4].
Был разработан и утвержден План межведомственного взаимодействия по социальной поддержке лиц без определенного места жительства и заня-тий, профилактике бродяжничества и попрошайничества в муниципальном образовании город Краснодар на 2009-2012 годы.
В январе-феврале текущего года управление по социальным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар организовало в администрации муниципального образования город Краснодар акцию по сбору теплых вещей для клиентов ЦСА «Забота». В результате было собрано и передано в центр более 3 тысяч единиц теплой одежды, нательного белья, обуви, головных уборов, а также предметов личной гигиены [11,4].
Во исполнение плана УВД по г. Краснодару и окружные управления внутренних дел проводят работу по выявлению и изъятию с улиц, парков и скверов города лиц БОМЖ. Выявляемые лица БОМЖ доставляются в центр «Забота».
В 1 полугодии» силами УВД было доставлено и помещено в ЦСА «За-бота» 98 лиц БОМЖ [11,4].
На 2009 год перешла проблема открытия хосписа для взрослых в го-роде Краснодаре. Его открытие позволит оказывать помощь гражданам, полностью утративших способность к самообслуживанию.
Одна из важнейших проблем – приостановка строительства жилого корпуса центра социальной адаптации «Забота» на 100 мест. Этой проблеме члены комиссии уделили особое внимание. В связи с серьезностью этой проблемы члены комиссии приняли решение от имени комиссии обратиться в городскую Думу Краснодара выступить с законодательной инициативой в ЗСК о выделении в краевом бюджете на 2010 год средств, необходимых для строительства нового корпуса.
Заключение
Такое явление, как бездомность, присуще человечеству на всем про-тяжении его существования. Но особенно широко оно распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий: войн, голода, наводнений, землетрясений и т. д.
Лица без определенного места жительства и занятий — это опре-деленная категория людей (причем характерно для нашей страны — много-численная категория), которая требует к себе особого подхода, социально-экономической поддержки.
Все вышеизложенное в работе позволило сделать следующие выводы.
1. Принимаемые властями в течение ряда лет меры по социальной поддержке лиц без определенного места жительства и занятий позволили сформировать устойчивую, гарантированную систему социальной поддержки этой категории граждан на городском и районном уровнях, основными принципами которой является доступность, гуманность, профилактическая направленность, соблюдение прав человека и гражданина.
2. К бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже со-циальный работник) может работать с ними (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им воз-можность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую помощь.
В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т. д.
3. На территории Краснодарского края для помощи и социальной адаптации лицам без определенного места жительства предусмотрены следующие мероприятия компетенции органов и учреждений Краснодарс-кого края:
- утвержден краевой перечень гарантированных государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края;
- организация социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий в условиях государственных учреждений социального обслуживания: Краснодарский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий "Забота", Кропоткинский дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий "Пульс", Курганинский дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий "Встреча", Туапсинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Янтарь" (отделение ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий), Новороссийский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Уют" (отделение ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий) – ежегодно социальная помощь оказывается не менее 5 тысячам клиентов;
- практика реализации межведомственных мероприятий по содействию в восстановлении социального статуса лиц без определенного места жи-тельства и занятий – г. Краснодар (межведомственная программа "Социаль-ная поддержка лиц без определенного места жительства и занятий, профилактика бродяжничества и попрошайничества в муниципальном образовании город Краснодар на 2009-2013 годы").
4. Однако в практической деятельности учреждений Краснодарского края для указанной категории граждан имеется ряд затруднений:
- временная регистрация клиентов учреждения, имеющих паспорт, на период разрешения трудной жизненной ситуации клиентов при содействии учреждения;
- оплата государственных пошлин, штрафов при восстановлении утраченных документов;
- организация трудовой реабилитации клиентов путем индиви-дуального временного трудоустройства, коллективной трудовой деятель-ности, процедура расходования заработанных средств;
- возвращение клиентов, имеющих соответствующие документы, к месту их фактического проживания (пребывания) и др.
В то же время схема социального сопровождения лиц без опре-деленного места жительства при отсутствии в муниципальном образовании специализированного учреждения данного вида требует разработки и апро-бации организационно-технических мероприятий оказания социальной по-мощи лицам без определенного места жительства и занятий другими учреж-дениями социального обслуживания.
Самое же главное в решении рассматриваемой проблемы — это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социальную поли-тику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных слоев.
Список литературы
Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосо-ванием 12 декабря 1993г. (ред. от 30.12.2008)//Российская газета.-1993.-25 декабря.
2. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 10.12.1995г. №195-ФЗ//СЗ РФ.-1995.-№50.-Ст.4872.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях: Федеральный закон от 30.12. 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 09.02.2009) //Российская газета.-2009.-12 февраля.
4. О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий: Постановление Правительства от 05.11.1995 г. № 1105//Российская газета.-1995.-10 ноября.
Информация о работе Технологии социальной адаптации бездомных