Технологии с женщинами и детьми, подвергшихся насилию в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Целями работы являеться,разработка тенологии с женщинами и детьми, подвергшихся насилию в семье.
Задачи работы:
- рассмотреть формы и методы социальной работы с женьщинами и детьми, подвергшимися насилию.Проанализировать зарубежный опыт работы с женщинами и детьми, подвергшихся насилию.Выявить как социальные, так и психологические,медицинские проблемы в этой области.
- ознакомиться и изучить медико-социальные технологии, которые используються в работе с женщинами и детьми, пострадавших от домашнего насилия. Выявить действительное социальное положение женщины в Украине и попытаться найти пути разрешения данного вопроса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМИ ЖЕНЩИН И
ДЕТЕЙ, ПОДВИРГАЮЩИХСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ 4
1.1. История и теоретические основы исследуемой
проблематики. 4
1.2. Социальные проблемы женщин. 8
1.3. Социальные проблемы детей 10
1.4. Международные и Украинские нормативные,
правовые, документы в области защиты прав детей и женщин 14
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
ЖЕНЩИНАМИ И ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИХСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ
2.1. Медико-социальные технологии работы с женщинами
и детьми, подвергшихся насилию в семье. 18
2.2. Центры социальной работы с женщинами и 22
детьми, подвергшихся насилию в семье.
РАЗДЕЛ 3 КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ЖЕНЩИН
И ДЕТЕЙ,ПОДВЕРГШИХСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ 31
3.1 Общая характиристика. 31
3.2 Програма индивидуальной, психологической и 32
социальной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (2).doc

— 182.00 Кб (Скачать)

         Специалист  социальной работы должен хорошо представлять, что является областью его компетенции, а также, к каким специалистам, в какие учреждения необходимо направить его клиента, на основании каких критериев выбрать консультанта по тем или иным вопросам, как, в какой последовательности организовать процесс постепенной реабилитации клиента.

         То есть медико-социальная работа является мультидисциплинарной профессиональной деятельностью. И включает в себя медицинскую, психолого-педагогическую, социально- правовую деятельность, направленную на восстановление, сохранение и укрепление здоровья

         Принципами базовой  модели медико-социальной работы являются: экосистемность, полимодальность, солидарность, конструктивная стимуляция, континуальность.

         В социальной работе с жертвами домашнего насилия  выделяют следующие задачи:  по спасению их, по поддержанию социального функционирования , по социальному развитию.

         Непосредственно помощь женщинам и детям подвергшимися  насилию оказывают центры социального  обслуживания населения различного уровня, а также центры социальной помощи семье и детям. Типология и названия подобных центров, набор их функций могут варьировать в зависимости от местных условий.

         Кроме того, существуют вневедомственные учреждения - кризисные  центры. Которые решают проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в  семье, работая над психологическими, экономическими, эмоциональными и другими аспектами данной проблемы

         Деятельность кризисных  центров направлена на решение проблем  женщин и детей- жертв насилия.

         Задачами кризисных  центров являются:

         - оказание социальной, психологической, юридической и иной помощи;

         - социальная реабилитация членов семьи;

         - оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в семье, осуществление социального контроля над поведением членов семьи, совершивших насилие в семье;

         - предоставление убежища пострадавшим от насилия членам семьи

         предоставление убежища  пострадавшим от насилия членам семьи.

         Достижение поставленных задач реализуется в результате совместной работы профессиональных психологов, детских врачей, специалистов социальной работы.

         В результате их усилий проблемным семьям оказывается поддержка в разрешении конфликтных ситуаций, оказывается психологическая поддержка пострадавшим от насилия.

         Специалист социальной работы играет ключевую роль в помощи жертвам насилия в семье. При  работе с ними он применяет следующие подходы: воспитательный (позволяет выступать в роли учителя или консультанта, эксперта), фасилитация (позволяет выполнять задание помощника в преодоление проблемы), адвокатирование (позволяет выполнять роль адвоката от имени конкретного клиента).[10]

 

         РАЗДЕЛ 3  КРИЗИСНЫЙ  ЦЕНТР ДЛЯ  ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ. 
 

         3.1. Кризисний центр для женщин и детей  
 

         Преимущество является отъединенность, полузасекреченное существование, отсутствие свободного доступа в помещения, непременное условие работы,  женщина (одна или с детьми) должна себя чувствовать в безопасности.

         Контакт с супругом, партнером - обидчиком в стенах центра исключен. Встреча возможна по истечении  определенного времени только за пределами этого учреждения, что, помимо всего прочего, предохраняет его пациентов от дополнительных психических травм.

         Посетители-пациенты центра, живут здесь до четырех месяцев. За этот период персонал (психологи, социологи, юристы, социальные работники) снимают у них стрессовое состояние, заставляют самостоятельно объективно оценить причины и характер кризиса в отношениях с мужем, родным или близким, избрать оптимальный путь выхода из создавшейся ситуации, обстоятельно подумать о своей жизни и ее перспективах.

         Находясь в Центре, женщина может продолжить работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты. Впрочем, существуют и консультативная форма деятельности женского кризисного центра, а также дневной вариант организации его работ. Обратившейся сюда за помощью могут получать не только квалифицированные консультации, но и какое-то время днем (несколько дней) побыть здесь, отдохнуть, выйти из стрессового состояния, что, разумеется, в социальном плане заметно снижает напряженность в отношениях между людьми, повышает их жизненные потенции, нормализует социальные связи.  

3.2 Программа индивидуальной психологической и социальной работы. 
 

         В центре каждый практикующий психолог и социальний работник использует привычные для него и отработанные в своей практике методы работы. Центр предлагаем примерную программу и сценарий индивидуальной психологической работы с детьми младшего школьного и подросткового возраста, пережившими сексуальное насилие. Программа состоит из 8 занятий.

         Цели занятий:

         Создать атмосферу  доверия подростка к психологу  и предстоящим 

         занятиям.

         Помочь ребенку  раскрыть свои мысли и чувства, связанные  с насилием.

         Снизить тревожность  подростка, ослабить его самопорицание, повысить самооценку.

         1 -е занятие 

         На первом занятии  социальный работник стремится расположить  ребенка к себе, снять у него напряжение, вызванное ожиданием неизвестного. Для этого используется любой прием, любая отвлеченная деятельность, позволяющая ребенку проявить себя, а терапевту поддержать, похвалить его. Можно предложить ему нарисовать то, что он любит, сложить из бумаги какую-нибудь фигуру, можно поработать с тестом Люшера. При этом психолог подчеркивает, что он покажет сделанное ребенком только с его разрешения. Последнее утверждение очень важно в терапии изнасилованных детей. Когда какой-либо человек физической силой или угрозами овладел его телом, ребенку становится трудно оказывать сопротивление и в других жизненных ситуациях. Он как бы утрачивает способность к самозащите своей личностной суверенности. Ему нужно помогать восстанавливать эту способность. Иначе он потом может снова попасть в ситуацию, когда объективно мог бы сопротивляться насилию, но у него не хватает внутренней силы для этого. Надо помогать ему осознавать свое право на личностный суверенитет.

         На этом этапе  полезно задаються подростку  вопросы, позволяющие  лучше его узнать: Любишь ли ты рисовать? Делать какие- либо вещи? Кто тебя этому научил? и т.д.

         Важно дать ребенку  представление о его уникальности, личностной ценности, а также общности его со сверстниками. Например, сказать, что у ребенка очень интересное имя, фамилия, или, что он замечательно рисует. У всех детей, переживших сексуальное насилие, возникает чувство непохожести на своих сверстников, с которыми таких вещей не происходило. И чтобы вернуть им чувство уверенности в общении со сверстниками, им надо постоянно подчеркивать их сходство с детьми этого возраста. Например, сказать: “О, ты любишь фиолетовый цвет. Большинство девочек и мальчиков твоего возраста тоже любят этот цвет”.

         Второй этап занятия  посвящается обсуждению истории, связанной  с насилием (20-30 минут). На этом этапе решаются следующие задачи: ' помочь ребенку актуализировать чувства, связанные с насилием, и вынести их наружу; способствовать преодолению болезненного чувства непохожести на других детей и восстановить уверенность в обратном.

         К этому занятию  готовит описание двух историй о  насилии над девочкой или мальчиком. Одна история касается ребенка, который  неоднократно подвергался сексуальным  домогательствам со стороны знакомых людей (отца, отчима, родственников  и знакомых). Другая история связана с ребенком (девочкой, мальчиком), который однажды был изнасилован незнакомым или малознакомым человеком с использованием физической силы. Зачитывать следует ту историю, которая больше подходит к реальной ситуации ребенка. Этот прием используется потому, что иногда затруднительно начинать терапевтическую работу с разбора собственной истории изнасилованного ребенка, особенно это касается детей младшего школьного возраста. Прикасаясь к истории сверстника, ребенок опосредованно выносит наружу те переживания, которые терзают его самого.

         2-е занятие 

         Во время второй встречи можно попросить ребенка  нарисовать картину насилия. Это  не обязательно должна быть копия  события. Пусть ребенок представит насилие так, как он захочет и  сможет. Если насилие совершалось неоднократно, лучше изобразить последнее событие или наиболее неприятное для него. А потом поговорить на тему рисунка, пытаясь выяснить: Как воздействовал насильник? Подкупал? Угрожал? Что он говорил? Пыталась ли жертва сопротивляться? Что для ребенка было самым неприятным? Почему ребенку тяжело об этом рассказывать? Некоторым детям очень трудно рассказывать о насилии, поэтому не обязательно строго придерживаться предлагаемого плана занятий. Можно ребенку предлажить раскрасить круг, чтобы показать, что он думает о том что с ним случилось. Задание дается так: “Раздели круг на части - одну часть ты можешь оставить для себя, другую - для человека который совершил насилие, остальные части можешь отдать тем людям, которые, как ты думаешь, отвечают за то, что с тобой произошло. Делай эти части большими или маленькими, какими ты захочешь: чем больше человек виноват в случившемся, тем больше ему достается часть. Каждую часть круга раскрась цветом, каким захочешь”.

         Большинство детей  считают, что они сами виноваты в случившемся. Они могут сами объяснить, в чем они виноваты, как правило, много причин для объяснения находится у подростков, а детям младшего школьного возраста лучше предложить список возможных причин для самообвинения и попросить их выбрать из этого списка 3 наиболее подходящие для его ситуации. (Это могут быть такие утверждения: “Потому что я не сопротивлялась”, “Потому что мне хотелось чтобы этот человек любил меня” и т.д.). После того, как ребенок выбрал 3 основных аргумента для самобичевания, вы можете осторожно обсудить эти аргументы и предложить другие альтернативные варианты объяснения для ребенка ситуации насилия.

         3-4-е занятие 

         Цели:

         Дать возможность  ребенку говорить об отношении к  насильнику.

         Обсудить с ребенком проблему нарушения доверия к другим людям.

         Помочь понять, каким людям можно доверять, а каким нет.

         Для решения этих задач можно использовать метод  обсуждения “Обсуждение спорных  опросов” (15-20 минут).

         5-б-е занятие 

         Цели:

         Дать ребенку общую  информацию о сексуальных отношениях, о любви.

         Помочь ребенку  понять разницу между сексуальными отношениями по взаимному согласию и сексуальному насилию.

         Помочь ребенку  понять, почему некоторые люди совершают  насилие во отношению к детям.

         7-8-е занятие 

         Цели:

         Помочь ребенку  понять, что какие-то определенные вещи могут напоминать, ему о насилии вызвать страх, и научить его преодолевать негативные чувства, вызываемые этими воспоминаниями.

         Показать ребенку, как он может противостоять насилию.

         Помочь детям меньше чувствовать себя одинокими в их беде.

         Показать детям, что  в их личностном развитии есть прогресс.

         Итак, самым главным  в ребилитации детей, являеться  , во всех случаях суметь правильно определить реальное психическое состояние ребенка, выделить главные факторы, определяющие его характеристики в каждом конкретном случае, и помнить, что ему можно и нужно помочь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

         Насилия - это не только физические действия в отношении женщины или ребенка причиняющие боль и травмы, насилие может быть и психологическим

         Женщины, подвергавшиеся насилию, часто оказываются отстранёнными от социальной жизни. В частности это может быть временная нетрудоспособность женщины. Многие после испытанного не желают заводить детей. Кроме того, испытав насилие, женщина может не вступать в брак либо расторгнуть уже существующий.

Информация о работе Технологии с женщинами и детьми, подвергшихся насилию в семье