Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа
Целями работы являеться,разработка тенологии с женщинами и детьми, подвергшихся насилию в семье.
Задачи работы:
- рассмотреть формы и методы социальной работы с женьщинами и детьми, подвергшимися насилию.Проанализировать зарубежный опыт работы с женщинами и детьми, подвергшихся насилию.Выявить как социальные, так и психологические,медицинские проблемы в этой области.
- ознакомиться и изучить медико-социальные технологии, которые используються в работе с женщинами и детьми, пострадавших от домашнего насилия. Выявить действительное социальное положение женщины в Украине и попытаться найти пути разрешения данного вопроса.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМИ ЖЕНЩИН И
ДЕТЕЙ, ПОДВИРГАЮЩИХСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ 4
1.1. История и теоретические основы исследуемой
проблематики. 4
1.2. Социальные проблемы женщин. 8
1.3. Социальные проблемы детей 10
1.4. Международные и Украинские нормативные,
правовые, документы в области защиты прав детей и женщин 14
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
ЖЕНЩИНАМИ И ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИХСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ
2.1. Медико-социальные технологии работы с женщинами
и детьми, подвергшихся насилию в семье. 18
2.2. Центры социальной работы с женщинами и 22
детьми, подвергшихся насилию в семье.
РАЗДЕЛ 3 КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ЖЕНЩИН
И ДЕТЕЙ,ПОДВЕРГШИХСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ 31
3.1 Общая характиристика. 31
3.2 Програма индивидуальной, психологической и 32
социальной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Специалист социальной работы должен хорошо представлять, что является областью его компетенции, а также, к каким специалистам, в какие учреждения необходимо направить его клиента, на основании каких критериев выбрать консультанта по тем или иным вопросам, как, в какой последовательности организовать процесс постепенной реабилитации клиента.
То есть медико-социальная работа является мультидисциплинарной профессиональной деятельностью. И включает в себя медицинскую, психолого-педагогическую, социально- правовую деятельность, направленную на восстановление, сохранение и укрепление здоровья
Принципами базовой модели медико-социальной работы являются: экосистемность, полимодальность, солидарность, конструктивная стимуляция, континуальность.
В социальной работе с жертвами домашнего насилия выделяют следующие задачи: по спасению их, по поддержанию социального функционирования , по социальному развитию.
Непосредственно помощь женщинам и детям подвергшимися насилию оказывают центры социального обслуживания населения различного уровня, а также центры социальной помощи семье и детям. Типология и названия подобных центров, набор их функций могут варьировать в зависимости от местных условий.
Кроме того, существуют вневедомственные учреждения - кризисные центры. Которые решают проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семье, работая над психологическими, экономическими, эмоциональными и другими аспектами данной проблемы
Деятельность
Задачами кризисных центров являются:
- оказание социальной, психологической, юридической и иной помощи;
- социальная реабилитация членов семьи;
- оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в семье, осуществление социального контроля над поведением членов семьи, совершивших насилие в семье;
- предоставление убежища пострадавшим от насилия членам семьи
предоставление
Достижение
В результате их усилий проблемным семьям оказывается поддержка в разрешении конфликтных ситуаций, оказывается психологическая поддержка пострадавшим от насилия.
Специалист социальной работы играет ключевую роль в помощи жертвам насилия в семье. При работе с ними он применяет следующие подходы: воспитательный (позволяет выступать в роли учителя или консультанта, эксперта), фасилитация (позволяет выполнять задание помощника в преодоление проблемы), адвокатирование (позволяет выполнять роль адвоката от имени конкретного клиента).[10]
РАЗДЕЛ 3 КРИЗИСНЫЙ
ЦЕНТР ДЛЯ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ.
3.1. Кризисний центр
для женщин и детей
Преимущество является отъединенность, полузасекреченное существование, отсутствие свободного доступа в помещения, непременное условие работы, женщина (одна или с детьми) должна себя чувствовать в безопасности.
Контакт с супругом, партнером - обидчиком в стенах центра исключен. Встреча возможна по истечении определенного времени только за пределами этого учреждения, что, помимо всего прочего, предохраняет его пациентов от дополнительных психических травм.
Посетители-пациенты центра, живут здесь до четырех месяцев. За этот период персонал (психологи, социологи, юристы, социальные работники) снимают у них стрессовое состояние, заставляют самостоятельно объективно оценить причины и характер кризиса в отношениях с мужем, родным или близким, избрать оптимальный путь выхода из создавшейся ситуации, обстоятельно подумать о своей жизни и ее перспективах.
Находясь в Центре,
женщина может продолжить работать.
Организовать быт ей помогут сотрудники
и пациенты. Впрочем, существуют и консультативная
форма деятельности женского кризисного
центра, а также дневной вариант организации
его работ. Обратившейся сюда за помощью
могут получать не только квалифицированные
консультации, но и какое-то время днем
(несколько дней) побыть здесь, отдохнуть,
выйти из стрессового состояния, что, разумеется,
в социальном плане заметно снижает напряженность
в отношениях между людьми, повышает их
жизненные потенции, нормализует социальные
связи.
3.2 Программа
индивидуальной психологической и социальной
работы.
В центре каждый практикующий психолог и социальний работник использует привычные для него и отработанные в своей практике методы работы. Центр предлагаем примерную программу и сценарий индивидуальной психологической работы с детьми младшего школьного и подросткового возраста, пережившими сексуальное насилие. Программа состоит из 8 занятий.
Цели занятий:
Создать атмосферу доверия подростка к психологу и предстоящим
занятиям.
Помочь ребенку раскрыть свои мысли и чувства, связанные с насилием.
Снизить тревожность подростка, ослабить его самопорицание, повысить самооценку.
1 -е занятие
На первом занятии социальный работник стремится расположить ребенка к себе, снять у него напряжение, вызванное ожиданием неизвестного. Для этого используется любой прием, любая отвлеченная деятельность, позволяющая ребенку проявить себя, а терапевту поддержать, похвалить его. Можно предложить ему нарисовать то, что он любит, сложить из бумаги какую-нибудь фигуру, можно поработать с тестом Люшера. При этом психолог подчеркивает, что он покажет сделанное ребенком только с его разрешения. Последнее утверждение очень важно в терапии изнасилованных детей. Когда какой-либо человек физической силой или угрозами овладел его телом, ребенку становится трудно оказывать сопротивление и в других жизненных ситуациях. Он как бы утрачивает способность к самозащите своей личностной суверенности. Ему нужно помогать восстанавливать эту способность. Иначе он потом может снова попасть в ситуацию, когда объективно мог бы сопротивляться насилию, но у него не хватает внутренней силы для этого. Надо помогать ему осознавать свое право на личностный суверенитет.
На этом этапе полезно задаються подростку вопросы, позволяющие лучше его узнать: Любишь ли ты рисовать? Делать какие- либо вещи? Кто тебя этому научил? и т.д.
Важно дать ребенку
представление о его
Второй этап занятия посвящается обсуждению истории, связанной с насилием (20-30 минут). На этом этапе решаются следующие задачи: ' помочь ребенку актуализировать чувства, связанные с насилием, и вынести их наружу; способствовать преодолению болезненного чувства непохожести на других детей и восстановить уверенность в обратном.
К этому занятию готовит описание двух историй о насилии над девочкой или мальчиком. Одна история касается ребенка, который неоднократно подвергался сексуальным домогательствам со стороны знакомых людей (отца, отчима, родственников и знакомых). Другая история связана с ребенком (девочкой, мальчиком), который однажды был изнасилован незнакомым или малознакомым человеком с использованием физической силы. Зачитывать следует ту историю, которая больше подходит к реальной ситуации ребенка. Этот прием используется потому, что иногда затруднительно начинать терапевтическую работу с разбора собственной истории изнасилованного ребенка, особенно это касается детей младшего школьного возраста. Прикасаясь к истории сверстника, ребенок опосредованно выносит наружу те переживания, которые терзают его самого.
2-е занятие
Во время второй
встречи можно попросить
Большинство детей считают, что они сами виноваты в случившемся. Они могут сами объяснить, в чем они виноваты, как правило, много причин для объяснения находится у подростков, а детям младшего школьного возраста лучше предложить список возможных причин для самообвинения и попросить их выбрать из этого списка 3 наиболее подходящие для его ситуации. (Это могут быть такие утверждения: “Потому что я не сопротивлялась”, “Потому что мне хотелось чтобы этот человек любил меня” и т.д.). После того, как ребенок выбрал 3 основных аргумента для самобичевания, вы можете осторожно обсудить эти аргументы и предложить другие альтернативные варианты объяснения для ребенка ситуации насилия.
3-4-е занятие
Цели:
Дать возможность ребенку говорить об отношении к насильнику.
Обсудить с ребенком проблему нарушения доверия к другим людям.
Помочь понять, каким людям можно доверять, а каким нет.
Для решения этих задач можно использовать метод обсуждения “Обсуждение спорных опросов” (15-20 минут).
5-б-е занятие
Цели:
Дать ребенку общую информацию о сексуальных отношениях, о любви.
Помочь ребенку понять разницу между сексуальными отношениями по взаимному согласию и сексуальному насилию.
Помочь ребенку понять, почему некоторые люди совершают насилие во отношению к детям.
7-8-е занятие
Цели:
Помочь ребенку понять, что какие-то определенные вещи могут напоминать, ему о насилии вызвать страх, и научить его преодолевать негативные чувства, вызываемые этими воспоминаниями.
Показать ребенку, как он может противостоять насилию.
Помочь детям меньше чувствовать себя одинокими в их беде.
Показать детям, что в их личностном развитии есть прогресс.
Итак, самым главным
в ребилитации детей, являеться
, во всех случаях суметь правильно определить
реальное психическое состояние ребенка,
выделить главные факторы, определяющие
его характеристики в каждом конкретном
случае, и помнить, что ему можно и нужно
помочь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Насилия - это не только физические действия в отношении женщины или ребенка причиняющие боль и травмы, насилие может быть и психологическим
Женщины, подвергавшиеся насилию, часто оказываются отстранёнными от социальной жизни. В частности это может быть временная нетрудоспособность женщины. Многие после испытанного не желают заводить детей. Кроме того, испытав насилие, женщина может не вступать в брак либо расторгнуть уже существующий.
Информация о работе Технологии с женщинами и детьми, подвергшихся насилию в семье