Сущность социально-экономического прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 13:06, реферат

Описание работы

Любое социальное явление изменчиво и обладает способностью стихийного саморазвития. Здесь прогнозы могут служить примером «отрицательного» варианта развития. Следует также заметить, что развитие социального явления происходит вне зависимости от того, начертан ли его теоретический путь или нет, и если развитие явления совпадает с его прогностическим описанием, то это совпадение никогда не бывает идеальным.

Содержание

Введение................................................................................................................. 3
1. Возникновение социального прогнозирования ……………………............. 5
2. Сущность социального прогнозирования.......................................................7
3. Методы социального прогнозирования.................................................…….12
4. Социально-экономическое прогнозирование...............................................14
Заключение …......................................................................................................21
Список литературы …........................................................................................22

Работа содержит 1 файл

социальное прогнозирование.docx

— 40.39 Кб (Скачать)

     Прогноз в сравнении с гипотезой имеет  значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.

     План  представляет собой постановку точно  определенной цели и предвидение  конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План – это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования – создать научные предпосылки для их принятия.

     Таким образом, задача социально-экономического прогнозирования состоит, с одной  стороны, в том, чтобы выяснить перспективы  ближайшего или более отдаленного  будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз. 

     17

     Муниципальное образование как сложная социально-экономическая  система должно одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным  внешним воздействиям, и нацеленностью  на благоприятные изменения, т. е. на развитие, причем устойчивое. Управление состоянием муниципального образования  позволяет поддерживать на достигнутом  уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных  услуг. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня при  заданной генеральной цели муниципальной  деятельности: повышение качества жизни  населения.

     Обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования  включает в себя ряд взаимосвязанных  и последовательно решаемых задач.

     Исходной  базой для планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования является анализ внутренней и внешней среды. Анализ существующей социально-экономической ситуации в муниципальном образовании  позволяет делать выводы о внутренних ресурсах, возможностях, направлениях и перспективах его социально-экономического развития.

     Анализ  внешних условий развития, включая  общую социально-экономическую ситуацию в государстве, состояние нормативно-правовой базы, систему и подходы к управлению социально-экономическим развитием  в России и конкретном регионе, позволяет  диагностировать и учитывать  те проблемы, с которыми можно столкнуться  при разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования.

     В основе социально-экономического развития СССР лежали государственные пятилетние планы, составной частью которых  были планы развития макрорегионов, отраслей народного хозяйства, территориально-производственных комплексов, республик, краев и областей и отдельных локальных территорий (нынешних муниципальных образований). Эти планы

18

были  увязаны по срокам, объемам выделяемых капитальных вложений, мощностям  строительных организаций, поставкам  оборудования и т. д. Основные мероприятия  планов развития финансировались и  осуществлялись соответствующими министерствами и ведомствами. Для городов разрабатывались  и утверждались генеральные планы  развития на срок до 15-20 лет. Хотя эти  планы зачастую вели к неэффективному использованию ресурсов в угоду  отраслевым интересам и практически  никогда не выполнялись в полном объеме, они все же служили определенными  ориентирами развития.

При переходе к рыночной экономике и многообразию форм собственности прежняя система  всеобщего директивного планирования социально-экономического развития страны и отдельных территорий была разрушена. В начале 1990-х гг. был выдвинут тезис о несовместимости рынка и плана. Однако к настоящему времени надежда только на рыночные силы иссякла, а в странах с развитой рыночной экономикой стратегическое планирование уже давно выступает действенным инструментом государственного регулирования экономики и социального развития. Планомерное развитие общества — одно из основных достижений человеческой цивилизации. С помощью стратегического планирования и программно-целевого подхода обеспечивается комплексность развития всех звеньев хозяйственной системы.

     Управление  социально-экономическим развитием  России регулируется Федеральным законом  «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В законе содержатся положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития.

     Закон установил, что результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются

19

при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области  социально-экономической политики государства. Наиболее важные его положения  могут и должны быть применены  для разработки прогнозов, концепций  и программ комплексного социально-экономического развития на муниципальном уровне.

Политика  социально-экономического развития государства  должна быть основана на взаимосвязи  и взаимообусловленности развития страны в целом, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального  и муниципального развития. Действительно, все объекты социальной и экономической  деятельности региона дислоцируются  на территории какого-то конкретного  муниципального образования. Именно здесь  протекают основные процессы социально-экономического развития. Поэтому уже сформировавшиеся принципы региональной политики государства  могут служить методологической базой для решения проблем  социально-экономического развития муниципальных  образований.

     Важными компонентом взаимосвязи регионального  и муниципального развития являются экологически обоснованное размещение производительных сил, разрешение противоречия между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия. Без решения этой проблемы говорить об устойчивом развитии не приходится.

     Механизмом  реализации задач социально-экономического развития всей страны и отдельных  территорий служат федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. Перечни федеральных целевых  программ социально-экономического развития регионов должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов. Средства на реализацию целевых программ отражаются в соответствующих  бюджетах всех уровней. Таким образом, муниципальные

20

образования, на территории которых реализуются  мероприятия федеральных и региональных целевых программ, могут получать соответствующие объемы инвестиций из федерального и регионального  бюджетов.

     Федеральный закон 2003 г. относит к полномочиям органов местного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К вопросам местного значения муниципальных образований разных типов закон относит планирование застройки территорий, установление правил землепользования и застройки, территориальное зонирование земель, контроль за использованием земель, экологический контроль и другие функции, необходимые для реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития.

     Особую  роль в социально-экономическом  развитии государства и регионов играет стимулирование развития городов, располагающих крупным экономическим  и научно-техническим потенциалом  и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики соответствующих  субъектов РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21

     Заключение 

       Прогнозирование – один из  важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно  ищет и находит пути к выходу. Сначала – охота и собирание,  потом – переход к земледелию  и скотоводству, от кочевого до  оседлого образа жизни, от сел  до городских поселений; освоения  ресурсов Мирового океана и  т.д. Прогнозирование в широком  смысле – предвидение, вообще  полученной любой информации  о будущем. В узком смысле  – специальное научное исследование, предметом которого выступают  перспективы развития явлений.

       Одним из важнейших видов прогнозирования  является социальное прогнозирование  – это предвидение тенденций  и перспектив возможного развития  социальных систем, объектов, общественных  явлений, процессов. Объектом  социального прогнозирования могут  быть все социальные системы,  все явления, протекающие в  обществе. По мнению Ж.П.Тощенко, «социальное прогнозирование – это определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию». [8]

       Прогнозирование является составной  частью процесса разработки социального  проекта. В отрыве от проектирования  прогнозирование теряет свой  практический смысл. Социальное  прогнозирование позволяет учитывать  различные варианты движения  и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет  сделать более совершенным управление, эффективным – проектирование. 
 
 

 

     

     22

     Список  литературы 

  1. Албастова Л.Н. Технология эффективного менеджмента. - М.: Высшая школа, 2002
  2. Добров Г.М. Рабочая книга по прогнозированию. -  М.: 1998
  3. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007
  4. Луков В.А. Социальное проектирование.  - М.: 1997
  5. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004
  6. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
  7. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001
  8. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. – М., 1998
  9. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007
  10. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 N 87-ФЗ, от 25.07.2002 N 115-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) // СЗ РФ. - 1995. - №50. - Ст. 4872.
  11. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1995

Информация о работе Сущность социально-экономического прогнозирования