Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 19:17, контрольная работа
Среди вопросов, требующих безотлагательного решения, важнейшим является вопрос совершенствования профессиональной этики социального работника. В Российской Федерации социальная работа еще так молода и далеко не полностью раскрыла свой гуманистический потенциал. Вместе с тем, профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов. Основываясь на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам в заботе о благе человека.
§1 Природа профессиональной этики
§2 История профессиональной этики
Глава II Особенности этики социального работника
§1 Роль этики в деятельности социального работника
§2 Этические принципы и стандарты социального работника
Глава III Этикет социального работника
§1 Принципы этикета социальной работы
§2 Типология ситуаций в профессиональной деятельности социального работника
Заключение
Литература
Этические традиции русского народа уходят корнями в воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов, причем в своей сущностной основе подходы и тех, и других не противоречат друг другу. Традиции христианской этики, развиваемые в течение столетий и распространяемые православными просветителями, находили отклики в самых различных слоях населения и впоследствии оказали огромное влияние на этические и философские труды светских ученых, на творчество литераторов Медведева, Г. П.Этика социальной работы. - М.: Владос, 2002. С.40..
Светские авторы, при всем различии подходов, главным образом поддерживают и продолжают развивать ту же мысль: добро необходимо делать в первую очередь для собственной души, для ее совершенствования.
В постиндустриальном обществе, в ходе интеграционных процессов, охватывающих постепенно все мировое сообщество, утверждается понимание человека как сложной, целостной личности, тем или иным способом, в большей или меньшей степени занятой в социальной, экономической, культурной, политической, военной, религиозной и иных сферах деятельности. Человек и его благо, оказание ему помощи в самореализации привлекают все большее внимание общественной мысли. Личность становится центром философских изысканий многих мыслителей - социологов, политологов, психологов, философов, а его благо, счастье и жизнь, условия, наиболее благоприятные для его существования и всестороннего развития, - наиболее значимым предметом изучения и исследования.
Неизбежно происходит постепенная, медленная, фундаментальная переоценка целей современной цивилизации, переосмысление традиционных ценностей. Высшей ценностью общества официально провозглашается человек - человек вне зависимости от материального достатка, способности к труду, состояния здоровья, образования, интеллектуальных способностей, семейного положения, пола и возраста, расы и национальности, взглядов и убеждений и т. п Медведева, Г. П. Этика социальной работы. - М.: Владос, 2002. С.42..
Для духовных авторов
главное в этике
Совокупность новых ценностей и норм поведения образует ту или иную профессиональную этику.
Появление профессиональной
этики предшествует созданию научных
теорий о ней, поскольку профессиональная
этика, возникающая первоначально
как явление обыденного сознания,
в дальнейшем развивается уже
на основе осмысления и обобщения
практики представителей профессиональной
группы. Эти обобщения
В практике повседневной
деятельности профессиональная этика
представляет собой совокупность норм
поведения специалистов. Нормы профессиональной
этики подвержены изменениям под
воздействием как внешних, так и
внутренних по отношению к профессии
факторов. Они непосредственно, в
каждый момент времени, влияют на поведение
специалистов, побуждая их действовать
определенным образом. Основными задачами
профессиональной этики являются воздействие
на сознание специалиста с целью
совершенствования его как
Итак, профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершения данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, - т.е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль. Вместе с тем она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, бытующей в профессиональной среде.
Глава II Особенности этики социального работника
§1 Роль этики в деятельности социального работника
Социальная работа,
как особый вид профессиональной
деятельности, обладает специфической,
только ей присущей совокупностью идеалов
и ценностей, сложившихся в процессе
становления принципов и норм
поведения специалистов. Будучи специализированной
деятельностью, социальная работа содержит
в себе неповторимые ситуации, противоречия,
которые необходимо разрешать в
самом процессе деятельности. Это
обстоятельство вызывает необходимость
придерживаться в деятельности особых,
более жестких моральных
Этика в социальной
работе - не конечный продукт, а одна
из неотъемлемых составляющих повседневной
деятельности, наряду с теоретическим
обоснованием необходимости действий,
законодательно предусмотренной возможностью
действовать, определением наиболее эффективного
пути решения проблемы, его экономическим
обеспечением и организацией выполнения
принятого решения. Глубокое знание
норм и принципов профессиональной
этики, неукоснительное, творческое применение
их в повседневной деятельности помогает
социальному работнику
Этика социальной работы основывается на моральных нормах (лат. norma - правило, образец; одна из наиболее простых форм нравственного требования, выступающая как элемент моральных отношений и форма морального сознания Кулаков, Н Д. Словарь по этике. - СПб, 2005. С.38.), принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность социальной работы. Этический подход к профессиональной деятельности социального работника позволяет вернуть этическим нормам то императивное значение, которое им присуще, но которое долгое время игнорировалось, и повысить интерес к профессии социального работника.
Есть и еще одна общественная роль социального работника. Он не только представитель профессиональной группы и личность, он - гражданин.
Социальный работник должен понимать осознавать свою миссию, свое место в профессии, в обществе, в мире. Он должен понимать, что избежать опасностей, угрожающих человечеству, и построить гуманный мир невозможно без такого состояния человеческой души как сострадание. В этом смысле гуманизм, практический гуманизм, может быть определен формулой «разум + умение + сострадание» Медведева, Г. П. Этика социальной работы. - М.: Владос, 2002. С.94..
Осознание обществом высокой значимости социальной работы, ее объективного статуса и функций, которые она выполняет, поможет социальным работникам, если не решить полностью, то, по крайней мере, уменьшить груз проблем клиентов. Повышение статуса социальной работы как наиболее гуманной сферы профессиональной деятельности может способствовать повышению статуса милосердия и гуманизма, социальной справедливости и доброты в общественном сознании, росту духовности российского общества.
Этика социальной
работы вызывает от специалистов и
их коллективов служения интересам
общества и профессии, клиентов и
их групп. Так же, сегодня для социальной
работы все большее значение приобретает
вопрос о необходимости определения
этических критериев
Таким образом, в этических нормах социальной работы отображаются основополагающие требования и меры поведения и действий социального работника, продиктованные характерными условиями и содержанием его труда. Этика социальной работы строится на моральных нормах получаемых обществом в качестве одного из главных регуляторов коллективной деятельности.
§2 Этические принципы и стандарты социального работника
В практике социальной работы есть достаточно много средств для регулирования деятельности и поведения социального работника. Но законодательная база не может охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в практике социальной работы повседневно. Это делает необходимым разработку и введение более гибкой и более действенной системы контроля, отражающей глубинную сущность социальной работы как профессиональной деятельности.
Такой системой контроля является этический кодекс социального работника, формирующий основные принципы профессиональной морали и указывающий на специфику черт личности, делающих ее профессионально пригодной к деятельности в качестве социального работника, а также освещающий те социальные функции, которые возложены на профессию обществом.
На практике набор этических норм приобретает статус кодекса, представляющего собой свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятого ассоциацией или союзом профессиональных социальных работников и в дальнейшем служащего стандартом этических отношений в профессиональной деятельности Медведева, Г. П. Этика социальной работы. - М.: Владос, 2002. С.98..
Из данного определения следует, что основная цель этического кодекса социального работника - содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом, а главная задача - служить эталоном профессионального поведения и деятельности социального работника.
Социальные работники
представляют собой специфическую
профессиональную группу. И поскольку
они в совокупности являются специфическим
субъектом деятельности, о них
можно говорить не как об отвлеченном
объекте, а как о социальном организме,
характеризующемся присущими
В основе этических нормативов социальной работы в нашей стране лежит шесть основных источников:
- общечеловеческие ценности;
- этические традиции благотворительности;
- ценности современного российского общества;
- этические нормативы зарубежных стран;
- специфические
ценности современной
- личные ценности
и идеалы современных
Чтобы устойчиво
функционировать в
· Он должен вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной защиты населения, достижений фундаментальной и прикладной науки.
· В нем необходимо развивать и дополнять систему общечеловеческих ценностей, не противореча ей.
· Ему следует быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе.
· Кодекс должен базироваться на определенных принципах, наиболее полно отражающих сущность профессиональной деятельности.
· Принципы и нормы кодекса должны отличаться доступностью для усвоения и выполнения.
В рамках кодекса профессиональная мораль существует как упорядоченная совокупность согласованных требований, предписаний к поведению и деятельности специалиста, т. е. как определенная система, и является содержанием его профессионального долга.
Анализ требований, предъявляемых к специалисту в профессиональном кодексе социального работника, показывает, что, как правило, они могут быть условно сведены к двум группам нормативов: первая группа - это требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности, вторая группа - требования к личности профессионала.
Основой этического кодекса социального работника является моральная норма - общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника в его отношении к субъектам социальной работы (в том числе и к клиентам), справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Нормы профессиональной морали в социальной работе это не только инструмент для достижения цели, но и средство регуляции поведения специалиста.
Нормы профессиональной
морали это императивы, объективно
обусловленные взаимодействием
социальных, групповых и личностных
интересов и требующие от специалиста
определенного, социально необходимого
и профессионально