Сущность профессиональной этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Среди вопросов, требующих безотлагательного решения, важнейшим является вопрос совершенствования профессиональной этики социального работника. В Российской Федерации социальная работа еще так молода и далеко не полностью раскрыла свой гуманистический потенциал. Вместе с тем, профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов. Основываясь на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам в заботе о благе человека.

Содержание

§1 Природа профессиональной этики
§2 История профессиональной этики
Глава II Особенности этики социального работника
§1 Роль этики в деятельности социального работника
§2 Этические принципы и стандарты социального работника
Глава III Этикет социального работника
§1 Принципы этикета социальной работы
§2 Типология ситуаций в профессиональной деятельности социального работника
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Сущность профессиональной этики.docx

— 51.01 Кб (Скачать)

Сущность профессиональной этики

§1 Природа профессиональной этики

§2 История профессиональной этики

Глава II Особенности  этики социального работника

§1 Роль этики в  деятельности социального работника

§2 Этические принципы и стандарты социального работника

Глава III Этикет социального  работника

§1 Принципы этикета  социальной работы

§2 Типология ситуаций в профессиональной деятельности социального  работника

Заключение

Литература

Введение

Тема данного  исследования имеет особую актуальность. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной  и эффективной системы социальной защиты. Сегодня в обществе усиливается  стремление принести критерий этической  оценки в самые разнообразные  отрасли профессиональной деятельности. Ряд исследователей (Бакштановский В. И., Согомонов Ю. И., Карноухов Н. Н. и др.) с различных позиций (философских, социологических) рассматривают проблемы профессиональной этики как в России, так и за рубежом.

Среди вопросов, требующих  безотлагательного решения, важнейшим  является вопрос совершенствования  профессиональной этики социального  работника. В Российской Федерации  социальная работа еще так молода и далеко не полностью раскрыла свой гуманистический потенциал. Вместе с тем, профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям  помощи бедным светских филантропов. Основываясь  на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам  в заботе о благе человека.

Цель этой работы состоит в исследовании особенностей (специфики) этики социального работника.

Глава I Сущность профессиональной этики

§1 Природа профессиональной этики

Профессиональная  этика - это совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться  работник в своей деятельности.

В мире общественных отношений люди, которые делают нечто, чего не умеют другие, сразу же оказываются  перед лицом определенных обязанностей по отношению к тем, кто пользуется их услугами. Это - распространенный аргумент в объяснении необходимости профессиональной этики. Бакштановский, В. И., Согомонов, Ю. В. Профессиональная этика // Социологические исследования. - 2005. - №1. - С.3.При намеренном уклонении от дискуссии о (не)целесообразности различения собственно профессиональной и трудовой, деловой и прочих внепрофессиональных видов прикладных этик в таком способе аргументации содержится вполне определенная логика: именно так возникают нравственная ответственность специалистов, их моральный долг.

При осознанном включении  в дискуссию аргументация становления  собственно профессиональных этик дополняется  апелляцией к социальной ответственности  профессии, профессиональному призванию  и служению, саморегулированию профессии, к необходимости оправдания и  ограничения власти профессионалов над людьми и т. п. Соответственно, для чисто этического дискурса алгоритм рассуждения о природе профессиональной этике предполагает ряд последовательных шагов. Первый из них -характеристика миссии (а не только функции) профессиональной этики. Особое внимание при этом уделяется роли этики ответственности(в отличие от этики убеждения) и идеи международной договоренности в профессиональной этике как одного из видов прикладной этики. Далее - система взглядов профессиональной этики: через подход к выбору профессии как к процессу морального выбора и через обсуждение дилеммы «служение в профессии или жизнь за счет профессии?». Следующий шаг алгоритма связан с обращением к феномену саморегулирования профессии и предполагает исследование природы и духа профессионально-этических кодексов и роли этических комитетов профессиональных сообществ Бакштановский, В. И., Согомонов, Ю. В. Профессиональная этика // Общепрофессиональная этика: концептуальный замысел. - 2004. - №25. - С.40.. К целому ряду (типу) профессий предъявляются особые требования.

Едва ли не первый образ, возникающий в нашем сознании в связи с выражением профессиональная этика (мораль)» - клятва Гиппократа. И  можно ли считать случайным, что  написанная одним из первых систематизаторов профессионально-нравственных норм клятва на верность профессии врача появилась  в среде людей, призванных самоотверженно служить человеку.

Один из существенных мотивов побуждения к активности миссии профессиональной этики определяется тем, что профессиональные этики  нацелены на выявление границ, пределов власти над людьми, которая возникает  в процессе реализации специализированной деятельности. Профессиональная этика  призвана, с одной стороны, оправдать  власть профессионала в сфере  его деятельности - без этого он не сможет выполнять свои задачи. С другой, - ограничивать полноту власти, которой располагает воспитатель над воспитанником, ученый - над человечеством, политик - над гражданами, врач - над больным, журналист - над получателем информации, менеджер - над подчиненным, предприниматель над наемным работником, клиентом, потребителем предоставляемых им товаров и услуг. Тем самым профессиональная этика вносит существенные изменения в конфигурацию властных отношений современного общества и предназначена для уменьшения зависимости одного лица от другого, возникающей ввиду различий их общественных функций и профессиональных статусов, для преодоления влияния церковных моделей в отношениях между людьми Бакштановский, В. И. Прикладная этика: опыт университетского словаря. - Тюмень: НИИ прикладной этики, 2001. - С.118..

В наши дни все  сильнее проявляется ориентация на профессиональный успех, безотносительный к применяемым для его достижения средствам, угрожающим становиться  безразличие к последствиям собственной  деятельности, тем более, если они  носят кумулятивный характер, наблюдается  рост известного отчуждения «мира профессионализма»  от гуманистических задач профессии  Бакштановский, В. И., Согомонов, Ю. В. Честная игра: нравственная философия и этика бизнеса. - Томск: Томск,1992. - С.116..

В свою очередь, миссия профессиональной этики предполагает и самокритику профессии, ее постоянное соотнесение с ценностями общества Бакштановский, В. И., Согомонов, Ю. В. Гражданское общество: новая этика. - Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2003. - С.51.. Поэтому и общество, в свою очередь, держит профессиональную этику под пристальным критическим вниманием. Время от времени общество должно спрашивать себя, хорошо ли работают те подразумеваемые соглашения, которые оно заключило с профессиональными группами. Если это не так, если баланс нарушен не в пользу лучших общественных интересов в данной области, ученые считают, что вместе с тем, необходимо сегодня смело говорить о феномене профессиональной этики - одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология Медведева Г. П.Этика социальной работы - М.: Владос, 2002. С.44..

Таким образом, целью  профессиональной этики является нахождение пределов власти над людьми, которая  возникает в ходе осуществления  специализированной деятельности. Профессиональная этика вносит значительные изменения  в форму властных отношений современного общества и специализирована для  снижения подчиненности одного лица от другого, возникающей ввиду различий их общественных функций и профессиональных статусов. Так же, роль профессиональной этики предполагает и самокритику  профессии, ее непрерывное сопоставление  с ценностями общества.

§2 История профессиональной этики

Мир профессий начал  складываться - технико-организационно и психологически - на исходе Средневековья, хотя своими корнями он уходит к древней античности. Напомним об основных композиционных линиях общего усовершенствования процесса, обусловивших широкую профессионализацию социума.

В ту эпоху в  Европе произошли впечатляющие по интенсивности  и широте протекания процессы роста  общественного разделения труда  как основы уже профессионального  разделения (это было проанализировано и выразительно описано в трудах классиков политэкономии и социологии). Вместе с тем происходило отслоение  частной жизни от публичной, ставшей  центром профессионализации разного  свойства. Почти одновременно от сельского  образа жизни отпочковался образ  жизни урбанистический. Последний опять-таки сосредоточивал профессиональную деятельность различных профилей. Примерно тогда же форсировались процессы истории зарождения политики и, несколько позднее, нациогенеза. Оба они востребовали для своего функционирования расширения числа образованных и специально подготовленных кадров. Человека эпохи расцвета наук и искусств, универсального человека стал теснить человек эпохи Просвещения, уже порядком профессионализированный. Это вызвало к жизни массовую школу, ремесленные учебные заведения, необходимые для обеспечения роста производительных сил, транспортной инфраструктуры, управления и военного дела Федоренко, Е. Н. Профессиональная этика. - Киев,1983. - С.36..

Из элементов  социальной системы одна за другой выстраиваются сравнительно самостоятельные  функциональные подсистемы и много  охватывающие функциональные сферы  деятельности. Они обладают собственными факторами развития. Из хозяйственной, домашней деятельности образуется экономика  и финансовая сфера. Из деятельности управленческой складывается сфера  политических отношений и организаций. Выделяется сфера правовых отношений  и институтов, образовательно-воспитательных учреждений, медицины и науки и  т.п. вплоть до спорта, информационно-развлекательной  сферы - последние ближе к нашему времени. При этом близкие и отдаленные последствия ускоренной профессионализации социума оказались амбивалентными: без нее вряд ли были бы возможны грандиозные перевороты в сфере  производства, культуры, технического и научного прогресса и даже всего  образа жизни человека. Но эти же последствия обусловили рост отчуждающих феноменов, образование «частичного человека» и «профессионального кретинизма» - в терминологии XIX века, вдохновленного утопическими идеалами всесторонне развитой личности, которые в значительной мере утратили привлекательность в XX веке. Профессионализация внесла весомую лепту в сложнейшие процессы прежде заботливого общества, без понимания которой не возможно приступить к дискурсу о происхождении и природе профессиональной этики (морали) - в данном тексте понятия «этика» и «мораль» используются как равнозначные, а если они и различаются, то это особо оговаривается Бакштановский, В. И., Согомонов, Ю. В. Профессиональная этика // Социологические исследования. - 2005. №1. С.6..

В практиках взаимодействия профессионалов друг с другом и с  потребителями продуктов их труда, в опыте регулирования их деятельности и появились зачатки профессиональной этики - они дополняли обычные  административно-правовые регулятивы (нормы, санкции). Об этом свидетельствуют университетские библиотечные каталоги начала-середины XVI столетия. В них указывались, прежде всего, труды по медицинской этики, опирающиеся на письменные и устные свидетельства времен античности, которые по-разному оценивали этический фактор во врачевании. Складываются этика банковского дела и торговли, адвокатская этика и этика отношений в области науки о образования и т. д.

Вначале речь идет преимущественно о повышенных требованиях  к поведению профессионалов в  отдельных сферах деятельности, а  не о каких-то новых моральных  требованиях. В основном в тех  сферах, которые непосредственно  связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей людей с помощью  высококвалифицированного труда. В такого рода видах деятельности административно-организационных и даже правовых регулятивных инструментов оказывается недостаточно, так как деятельность профессионалов не умещается в систему технологически строго упорядоченных действий. Труду в этих сферах не свойственны жесткая запланированность и предоставление содержательной стороны явления в виде формальной системы, позволяющие сравнительно просто применять названные регулятивные механизмы Бакштановский, В. И., Согомонов, Ю. В. Профессиональная этика // Социологические исследования. - 2005. №1. С.7..

В то же время профессиональный труд опосредован разносторонними  комплексами гуманистических мотивов, поскольку от эффективности этого  труда зависят состояние здоровья, духовный мир и положение человека в обществе, защита его прав и основных жизненных ценностей. Максимально индивидуализированный, подобный труд исчисляется, как правило, через воздействие на последующую жизнедеятельность людей. Тогда-то и возникает необходимость в новых побуждениях, ограничениях и запрещениях, в новой мотивации, ценностях и идеалах. Все это вызывает новую - более высокую и многогранную - моральную ответственность. В ряде случаев это потребовало выработать (а затем и зафиксировать) особые кодексы, декларации о намерениях, всевозможные «клятвы». Они были призваны, с одной стороны, обеспечить следование профессионалов определенным стандартам поведения, в которых находили выражение интересы «пользователей» профессиональной деятельности. С другой - поддерживать моральный престиж и репутацию профессиональных сообществ в «большом» обществе, внушить к ним доверие и тем самым обеспечить материальные и духовно-нравственные предпосылки для собственного развития членов этих сообществ. Наряду с требованиями, обращенными вовне, профессиональные сообщества стремились выработать и закрепить моральные нормы, регулирующие взаимоотношение их членов. Весьма характерны в этом смысле уставы, определяющие жизнедеятельность цехов в городах Западной Европы Бакштановский, В. И., Согомонов, Ю. В. Профессиональная этика // Социологические исследования. - 2005. №1. С.7..

Информация о работе Сущность профессиональной этики