Сущность "понимающей" социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:12, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших направлений современной социологии является "понимающая" социология. В ее рамках сформировались такие направления как феноменологическая социология, символический интеракционизм, этнометодология и др. Ведущую роль в возникновении этого направления принадлежит концепции понимания, сформулированной в работах М. Вебера, Г. Зиммеля, а также в философии жизни В. Дильтея.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Таким образом, обязательными  характеристиками целевого союза являются, во-первых, наличие соглашения по поводу общих правил, во-вторых, наличие общественных органов союза.

Целевой союз при своем  полном развитии представляет собой  длительно существующее "социальное образование". Это означает, что, несмотря на смену лиц, участвующих  в общественных действиях союза, союз рассматривается как остающийся идентичным. Что происходит до тех пор, пока, несмотря на смену состава, можно действительно ожидать, что действия, ориентированные на "одинаковые" установления союза, сохранятся в социологически релевантном размере.

Вебер отмечает, что не каждое общественное объединение по соглашению ведет к возникновению целевого союза. Объединение в общество может быть по своему назначению чисто эфемерным, например, если речь идет о совместно задуманном убийстве. Вебер отмечает, что не каждое общественное объединение по соглашению ведет к возникновению целевого союза. Объединение в общество может быть по своему назначению чисто эфемерным, например, если речь идет о совместно задуманном убийстве Такой тип возникновения общества называется объединением в общество по случаю. Вебер приводит пример промышленного картелирования как последовательность ступеней от объединения в общество по случаю до целевого союза. Процесс начинается с простой однократной договоренности между отдельными конкурентами о границах снижения цен и завершается "синдикатом", обладающим большим капиталом, конторами сбыта товаров и развернутым аппаратом управления.

Но при этом общим  для этих различных типов объединений  всегда остается установленный по общему соглашению порядок. Вебер отмечает, что в истории присутствует подобная шкала, ступени которой ведут от "объединения в общество по случаю" вплоть до устойчивого "образования". Здесь следует вывод, что типовой зародыш обобществленного объединения "государства", находится, с одной стороны, в свободных "объединениях в общество по случаю", созданных любителями добычи, отправлявшимися в поход во главе с избранным ими вождем; с другой - в таких "объединениях в общество по случаю", к которым прибегали те, кому грозило нападение [1].

Подобным образом, М. Вебер исследует и интерпретирует социологию экономики в "культурологическом" ключе, анализирует при помощи разработанных методов социологию истории, религии. Также, что самое интересное для архитекторов, руководствуясь принципами понимающей социологии и методом конструирования идеального типа, создает понятие ("модель") города в социологическом ключе.

Глава 3. Социальный фактор формирования архитектуры жилой  студенческой среды  через призму методологических концепций М. Вебера

Изучение методологических концепций М. Вебера, проведенное  в предыдущих главах, позволяет исследователю-архитектору раскрыть проблему формирования архитектуры жилой студенческой среды наиболее полно.

"Понимающая" социология  Вебера, может служить, в данном  случае, основой в изучении социологического  аспекта формирования архитектуры  жилого студенческого городка. Дополнительно к этому в главе рассматриваются базовые социальные категории.

На формирование архитектуры  жилища, в том числе и архитектуры  студенческой жилой среды глубокое влияние оказывают социальная структура  общества и происходящие в нем  социальные процессы. Жилище - это, в том числе, и социальная категория.

Структура жилого студенческого  городка в социологическом аспекте  может быть исследована с помощью  методологии Вебера. Концепции Вебера - инструмент, который позволит интерпретировать и структурировать многочисленные социальные факторы, влияющие на формирование жилой студенческой среды. Для начала остановимся на особенностях студенческого сообщества.

Система жилой студенческой среды в идеале должна отражать иерархическую  структуру общества. Всю социальную структуру можно представить в несколько уровней:

  • индивидуальное пространство студента в жилой ячейке;
  • студенческая группа - жилая ячейка;
  • соседское студенческое сообщество - студенческий дом, комплекс;
  • студенческое сообщество городка - жилой студенческий городок.

Опираясь на систему  социальных уровней, соответственно, выстраивается  гармоничная для жизни архитектурная  среда.

При этом студенческое жилище должно выполнять несколько  важных социальных функций: сохранение здоровья проживающих в нем студентов, укрепление студенческой группы, сообщества, создание здорового психологического климата в студенческой группе, создание условий для отдыха, выполнение роли психологического "убежища", организация внерабочего времени. Соответственно, каждая из функций должна получить то или иное материально-пространственное воплощение. Выполнение функций достигается архитектурно-планировочными и ландшафтными средствами, единой социальной политикой руководства студенческого городка, вуза.

Помимо этого, важной качественной задачей является повышение комфорта проживания.

В определении социальной модели студенческого жилища и принятии архитектурных решений необходимо руководствоваться концепцией целостной  жилой среды. Ряд известных архитекторов и исследователей - В. Гропиус, Ле Корбюзье, М. Гинзбург, братья Веснины и другие рассматривали эту концепцию, которая отражает два полюса жизнедеятельности человека - в жилой ячейке и вне ее. Полюса взаимно дополняют друг друга и тем самым диктуют необходимость целостного подхода в архитектурной интерпретации системы "образ жизни - жилая среда" [4].

Демографическая ситуация жилого студенческого образования характеризуется целым рядом признаков: численность студентов городка, его половозрастной состав, число и размер молодых семей. К числу факторов, влияющих на проектирование жилища, относится также уровень образования населения. В студенческом городке этот фактор близкий на весь контингент населения. Единственно, что стоит отметить, это некоторые вариации потребностей студентов различного возраста, курса обучения и специализации. Некоторое различие потребностей студентов на разных этапах обучения отражается в создании в жилой ячейке рабочего места для домашних специализированных занятий учебой, научным и творческим трудом.

Студенческий жилой  городок - "место обитания" одной  социальной группы - студентов. Разделение происходит на уровне половозрастной структуры и семейного состава населения.

Социально-демографические  показатели напрямую связаны с типологией студенческого жилья. В типологии  студенческого жилища отражаются потребности  студентов, интересы социальных групп, жизненные приоритеты. Стоит отметить, что проектирование студенческого жилища невозможно без учета семейного состава населения. Это важно для формирования типологии общежитий и жилых ячеек.Проектирование студенческого жилища невозможно без учета семейного состава населения. Это важно для формирования типологии общежитий и жилых ячеек

В студенческий период жизни проходит два этапа развития семьи: это жизнедеятельность несемейной молодежи и возможный этап формирования семьи (в том числе рождение ребенка). То есть по семейному положению студентов можно дифференцировать на "одиночек" и семейных. В соответствии с этими этапами жизненного цикла дифференцируются формы и содержание жизнедеятельности студента, расширяется или сокращается домашнее хозяйство, меняется активность в занятиях домашним трудом, в проведении досуга, в общении и т.п. Следовательно, требования к размеру жилой ячейки, составу и связям ее с внешней средой варьируются.

Так опросы среди студентов, наблюдения и существующая практика расселения показывают, что на первых годах обучения студентам - "одиночкам" требуется общение с большим количеством людей, появляются новые интересы, которые требуют пространства для разнообразной деятельности. Первому этапу обучения студентов (базовая ступень обучения длится в среднем четыре года)  присущи высокая степень коммуникативности при небольшой личной зоне, физическая активность, большое разнообразие жизнедеятельности. Эту социальную особенность лучше всего отражают планировочные типы общежитий большой вместимости и плотности: коридорные, галерейные, секционные, общежития смешанной структуры. В общежитиях этих типов присутствует богатая функциональная структура, развиты придомовые участки, рассчитанные на разнообразную деятельность группы людей.

Студенты выпускных курсов и аспиранты ведут более "оседлый" спокойный образ жизни. Как правило, к этому времени их интересы приобретают более узкую специализацию, меньше времени уделяется на общение, у большинства студентов появляется работа (в том числе надомная), требуемое комфортное личное пространство увеличивается. Смена жизнедеятельности требует введения других планировочных элементов и масштаба в структуру общежития. Возможно выделение отдельных корпусов, блоков, этажей.

Отдельную группу классификации  представляют семейные студенты. В студенческом общежитии для семейных студентов выходят на первый план функции укрепления семьи и создания в ней здорового психологического климата, способствование развитию семьи, воспитания детей. От жилищных условий, как показывают исследования, во много зависит число детей в молодой семье, и соответственно, демографическая ситуация в регионе. Семейным студентам с детьми необходимо более тихое общежитие, спокойная среда, близость к природе, жилая ячейка - квартира. Этими качествами обладает жилище блокированного, усадебного типов, также малоэтажное жилище смешанных типов. Здесь наиболее комфортные условия для проживания, высокая степень индивидуальности и изолированности.

Помимо этого высокая  экономическая и энергетическая затратность, высокий уровень комфортности данного типа студенческого дома подразумевают возможность заселения студентов, имеющих желание и соответствующий уровень доходов.

Первостепенную роль в формировании жилой студенческой среды играет контингент студентов, специализация ВУЗа. Например, спецификой жилой среды архитектурных ВУЗов является разнонаправленность активности студентов, их интересов, необходимость создания творческих мастерских, личных рабочих мест достаточно большой необходимой площади, выставочных и других экспозиционных пространств, для проведения выставок, арт-акций, и просто для самовыражения. Немаловажной деталью является возможность внесения самостоятельного творчества в окружающую среду.

В целом, современные  тенденции показывают приоритет  индивидуального подхода в формировании студенческого жилища. Поэтому в работе необходимо учитывать также все многообразие индивидуальных и коллективных потребностей студентов, предъявляемых к жилой студенческой среде.

Таким образом, в результате проведенного некоего исследования, мы видим целую совокупность социальных факторов, влияющих на формирование жилого студенческого городка. В результате рабочего анализа выстраивается система "идеальных типов" целевой студенческой аудитории в зависимости от ценностей, которые осознают студенты и какими понятиями они руководствуются.

Таким образом, социальное сообщество студентов можно разделить  на три общих группы - "идеальных  типа" (их ключевые характеристики были рассмотрены выше):

  1. Студенты первых курсов базовой ступени обучения;
  2. Студенты старших курсов - специалисты, магистранты, аспиранты;
  3. Молодые студенческие семьи, студенты с детьми.

С другой стороны, руководствуясь методологией Вебера, в результате работы мы должны, представить "идеальный  тип" жилого студенческого городка - чисто рациональную модель. "Идеальным типом" здесь будет служить конструкция целерациональных действий, вследствие своей понятности и основанной на рациональности однозначности. С помощью такого "идеального типа" реальное, обусловленное различными аффектами и заблуждениями поведение, может быть понято как "отклонение" от рационально сконструированного. Таким образом, будет достигнута целостное познание студенческого сообщества.

Далее, резюмируя, можно  таким образом определить алгоритм работы метода: выдвигаем гипотезу, конструируем идеальные типы, определяем признаки каждой категории путем обработки теоретической информации и сбора практических данных. Затем выстраиваем адекватную архитектурную среду исходя из потребностей и ценностей каждой группы.

Очень важно при этом постоянно приводить в соответствие практику и теорию. Для точной работы метода необходима постоянная верификация теории эмпирическими данными.

Так, в целях сбора  эмпирического материала, в рамках предшествующего исследования был  проведен анализ потребностей студенчества, как определяющего фактора по этой проблеме. Стоит отметить, что анкетирование на данном этапе рассматривалось как своего рода пилотажный опрос, который должен предшествовать более глубокому социологическому анализу. Анкетное исследование, проведенное среди студентов Архитектурной академии, оказало большое влияние на определение социальной инфраструктуры жилой студенческой среды. Анкетирование выявило существующую проблемную ситуацию в студенческих общежитиях академии, показало пути решения данной проблемы, выявило ценности и потребности студентов. Важно, что социологический анкетный опрос дал возможность увидеть характеристики идеальной жилой среды глазами самих студентов.

Информация о работе Сущность "понимающей" социологии