Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:12, контрольная работа
Одним из важнейших направлений современной социологии является "понимающая" социология. В ее рамках сформировались такие направления как феноменологическая социология, символический интеракционизм, этнометодология и др. Ведущую роль в возникновении этого направления принадлежит концепции понимания, сформулированной в работах М. Вебера, Г. Зиммеля, а также в философии жизни В. Дильтея.
Одним
из важнейших направлений
В основу концепции "понимающей" социологии легли идеиЭ. Дюркгейма о социальной реальности как реальности особого рода, которую можно познать с помощью соответствующего метода, которым является понимание.
Понимание означает постижение субъективного смысла действий индивида, которое выступает предпосылкой социальных взаимодействий для создания на их основе социальных структур и институтов.
Понимание объективного действия, а не действующего лица - первая ступень познания. Понимание мотивов и чувств действующего индивида -вторая ступень познания. Обнаружение смысла действий, проявляющегося в характере его связей с человеческими представлениями, потребностями, интересами, является итогом понимания.
По М. Веберу, социология - это наука, которая, интерпретируя, понимает социальное действие и тем самым пытается причинно объяснить его течение и результаты.
Под действием М. Вебер понимал «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл.» ((Вебер М. Избранные произведения/Пер. с нем. - М.,1990. - С.602-603),
Для "понимающей" социологии важно поведение, которое: 1) по субъективному смыслу соотнесено с поведением других людей; 2) определено...осмысленным соотношением; 3) может быть понятно объяснено. "Понимающую" социологию интересуют явленияисключительно изнутри.
Общество как объект познания может открыться только внутреннему взору человека. Так, согласно Г.Зиммелю познать социальное явление -это значит сопережить.
Таким образом, теория понимания подчеркивает субъективные элементы познания; включаете социальное познание интересы и ценности субъекта познания; считает необходимым для понимания смысла социально-исторического явления выяснение связи данного явления с интересами исследователя или его социальной группы.
Содержание
Работу выполнила аспирант Кропотова О.В.
Проверила: д.ф.н. Быстрова Т.Ю.
Екатеринбург, 2008
Содержание:
В современный век научно-технического прогресса, развития нанотехнологий и молекулярных исследований, проблема гуманности современного мира и проблема места человека в высокотехнологичном мире не теряют своей актуальности. На первый план выходят комфорт жизнедеятельности человека, его социальное и экономическое благополучие, психологическое состояние.
Гармоничное воспитание всесторонне развитой личности будущего специалиста - важнейшая задача любой прогрессивной страны, залог ее будущего процветания и благополучия. Студенческие годы представляют собой один из важнейших этапов формирования личности человека. В высшем учебном заведении проходит полноценный жизненный период человека - обучение в среднем длится семь лет. Поэтому необходимо формировать такую архитектурную среду, которая бы воспитывала всесторонне развитого человека, предлагая условия для эффективной учебной и воспитательной деятельности, реализации потребности в общественной активности и творчестве.
При работе над столь широкой темой достаточно сложно постоянно удерживать в восприятии фигуру человека. Здесь мы решаем градостроительные, архитектурно-планировочные, ландшафтные, дизайнерские задачи, множество задач смежных дисциплин. Но жилая среда - это среда для человека. Первый и главный критерий ее формирования - комфорт жизнедеятельности человека. Известно, что качество жилой среды определяется ее функционально-планировочными, гигиеническими, техническими и эстетическими характеристиками. Высокий уровень этих характеристик обеспечивает комфорт проживания, а, следовательно, социальную эффективность жилой среды. Достижение же комфорта является главной задачей при формировании жилой среды.
Жилой студенческий городок - это студенческий "дом" - гармоничное единство множества составляющих, которые присущи обычному человеческому жилью. Поэтому жилая студенческая среда аккумулирует в себе все характеристики и показатели обычной жилой среды, и неутолимую жажду жизни, знаний, общения, присущую студентам. Сложно собрать в единую систему все многообразие характеров студентов, их индивидуальных особенностей. Необходимо понять главное, выделить приоритетные ценности. При решении задачи комплексного формирования архитектуры жилой студенческой среды стоит собрать имеющийся теоретический и эмпирический опыт по данной проблеме, в том числе, в ряде смежных дисциплин. Важную часть научного исследования в методологическом ключе составляют обзор и изучение философских, социологических работ.
Несомненную ценность для систематизирования множества составляющих факторов формирования студенческого городка имеют научные труды Максимилиана Вебера.
М. Вебер разработал концепцию и методику "понимающей социологии". Интересами его научной деятельности являются теория и методы познания, понятие и мотивы социального действия, вопросы социального отношения, типы социального поведения и многое другое. Помимо этого Вебер представляет собой достаточно редкий тип исследователя, стремящегося примирить два противоположных мира рационального и эмоционального, соотнеся их при этом на уровне науки.
В данной работе сделана попытка выстроить на фундаменте "веберовской" социологии идеальную модель жилой студенческой среды. Методика Вебера позволяет выявить социальные процессы в студенческой среде, предлагает их объяснение и интерпретацию, определяет ценности студенческой среды. В рамках метода выводится научная гипотеза, которая затем приводится в соответствие эмпирическим материалом.
Позиция социолога близка автору, понятие "идеальный тип" студента появилось еще на первых этапах постановки проблемы, но теперь есть возможность, используя методический инструмент "понимающей" социологии, обработать существующий материал научными методами.
Часто встречающиеся на сегодняшний день словосочетания "качество образования", "качество жизни", "качество услуг", "комфортные условия для учебы и жизни" порождают вопросы: "Что же такое комфорт, какой должна быть идеальная жилая среда для студента?" Какое жилище необходимо студенту? Концептуальное футуристическое, экспериментальное? Тогда стоит поместить индивидуальные жилые капсулы во всеобщее свободное пространство студенческого городка. Но может студент мечтает об уютном, удобном и интимном пространстве, без экспериментальных нагромождений?
Разрешить эти противоречия и найти оптимальные варианты решения проблемы формирования жилой студенческой среды можно на основе методов научного и философского знания М. Вебера.
В этой главе следует разобрать методологический аппарат "понимающей" социологи, для чего нужно рассмотреть ее основные понятия и категории, а также логические взаимосвязи и выводы.
Вначале данной работы предлагается краткая преамбула - изложение сути, "ценности" философии М. Вебера, которая будет детально изложена далее.
Максимилиан Вебер, немецкий
социолог, философ и историк, внес
существенный вклад в общую социологию,
методологию социального
Философия М. Вебера вырастает из противоречий развития философии науки на ранних этапах при попытках определить границы научности. Вебер "примиряет" рациональный и эмоциональный подходы и предлагает свою концепцию научного познания, - "понимающую социологию". Немаловажно также то, что Вебер относит социологию к наукам о культуре, не выстраивая ее по образцу естественных наук, как делали многие из его современников.
Концепция "понимающей социологии" - попытки соотнести на уровне науки рациональное и эмоциональное начала. Здесь основное внимание уделяется разуму, то есть тому, что человек осознает. Все, что может спровоцировать субъективизм остается за рамками метода. Понимание у Вебера не психологическая категория, так как при рассмотрении человека снимается все субъективное. Но это не обезличивает отдельного индивида в глазах ученого. Человек не схематичен, он сохраняет объем, так как понятие "человек" сводится не к антропомерфии, а к ценностям. Вебер не рассматривает автономного индивида, но обязательно соотносит его со средой и эпохой, не противопоставляя при этом отдельного человека и массы. Интересы эпохи преломляются через сознание человека и это есть ценность. Здесь есть две формы работы: какие ценности человек осознает, и какими понятиями он оперирует.
Используя в научном познании методику Вебера, вначале необходимо привести в целое общее и частное. Затем осуществляется отбор материала в соответствии с выдвинутой гипотезой, составленным первичным мнением. Важным моментом является то, что практика и теория в работе метода постоянно приводятся в соответствие. Эмпирический материал появляющийся в ходе исследования служит инструментом по поиску и систематизации и позволяет уточнить границы идеального типа.
Результатом понимания по Веберу является гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
Теперь можно более подробно рассмотреть основные социологические понятия, категории понимающей социологии, определить значение понятия "идеальный тип" в методике Вебера.
"Социология есть
наука, стремящаяся,
В социологии находит свое отражение все многообразие человеческой культуры, то бесчисленное количество идей и мировоззрений, контролирующих человеческую деятельность. Социология анализирует социальное действие, пытаясь объяснить его причину. Следовательно, понимание причины означает познание социального действия через смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект - субъективно подразумеваемый смысл. Тем не менее, в первую очередь толкуются рационально понятные связи действий. Вебер считает, что только человеческому поведению присущи такие связи и регулярность, которые могут быть понятно истолкованы. При этом он отмечает, что "понимание" поведения людей содержит специфическую и различную качественную "очевидность". "Одинаковое по своим внешним свойствам и по своему результату поведение может основываться на самых различных констелляциях мотивов, наиболее понятная и очевидная из которых отнюдь не всегда является определяющей. "Понимание" связи всегда надлежит - насколько это возможно - подвергать контролю с помощью обычных методов каузального сведения, прежде чем принять пусть даже самое очевидное толкование в качестве значимого "понятного объяснения"[1].
Таким образом, появляются основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение является наиболее общей категорией деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. Социальное действие возникает тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют "смысловые связи", на основе которых формируются социальные отношения и институты [3].