Сущность наблюдения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Я ставлю перед собой цель: детальное изучение сущности наблюдения.
Задачами являются рассмотрение следующих вопросов:
- наблюдения как метод социологического исследования;
- виды наблюдения;
- этапы наблюдения;
- основные достоинства и недостатки наблюдения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Наблюдение как метод социологического исследования ……………... 4
2. Виды наблюдения ………………………………………………………... 7
3. Этапы наблюдения ………………………………………………………... 11
4. Основные достоинства и недостатки наблюдения ……………………. 15
Заключение ………………………………………………………………… 16
Список использованной литературы …………………………………… 17
Важнейшие социологические термины …………………………………. 18

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по социологии.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа 

 Дисциплина «Социология»

на тему:

«Сущность наблюдения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                   

Оглавление

  Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Наблюдение  как метод социологического исследования ……………... 4
2. Виды  наблюдения ………………………………………………………... 7
3. Этапы наблюдения ………………………………………………………... 11
4. Основные достоинства и недостатки наблюдения ……………………. 15
  Заключение ………………………………………………………………… 16
  Список  использованной литературы …………………………………… 17
  Важнейшие социологические термины …………………………………. 18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Наблюдение  в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

    Наблюдение  есть специфический способ организации  информационного поля, связывающего социолога и объект социологического исследования. При этом в идеале социолог получает информацию об изучаемом  объекте путем непосредственного  восприятия, прямой регистрации явлений в их системной связи.

    Каждый  из нас ежедневно использует метод  наблюдения в повседневной жизни. Мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими  людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования.

    Я ставлю перед собой цель: детальное  изучение сущности наблюдения.

    Задачами  являются рассмотрение следующих вопросов:

    - наблюдения как метод социологического исследования;

    - виды наблюдения;

    - этапы наблюдения;

    -  основные достоинства и недостатки  наблюдения.

    1. Наблюдения как метод социологического исследования

    Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Единицами информации данного метода являются зафиксированные акты вербального или невербального поведения людей. В отличие от естественных наук, где наблюдение считается основным и сравнительно простым методом сбора данных, в социологии это один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования [3, 105с.].

    Социологическое наблюдение характеризуется целым рядом существенных признаков. Во-первых, оно должно быть направлено на социально важные области, т.е. на те обстоятельства, события и факты, которые являются существенными для развития личности, коллектива, и в этом оно должно соответствовать социальному заказу со стороны общества. Во-вторых, наблюдение следует проводить целенаправленно, организованно и систематизировано. Необходимость этого определяется тем, что, с одной стороны, наблюдение является совокупностью сравнительно простых процедур, а с другой стороны, объект социологического наблюдения отличается большим разнообразием свойств и существует опасность «потерять» наиболее существенные из них. В-третьих, наблюдение в отличие от других социологических методов характеризуется определенной широтой и глубиной. Широта наблюдения предполагает фиксацию как можно большего количества свойств объекта, а глубина – выделение наиболее значимых свойств и наиболее глубинных и сущностных процессов. В-четвертых, результаты наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению. Хорошей памяти здесь мало, нужно применять процедуры протоколирования, унификации данных, кодирования языка и др. В-пятых, наблюдение и обработка его результатов требуют особой объективности. Именно специфика проблемы объективности в социологическом наблюдении и отличает его от наблюдения в естественных науках.

    Главной проблемой социологического наблюдения является обеспечение возможно объективности  информации об объекте. Основная задача наблюдателя – последовательно и искренне придерживаться критериев и принципов научного исследования, не подменять их эмоциями. Объективная логика эмоций и объективная логика социологического исследования не исключают друг друга, но очень чувствительны к нарушению гармонии между ними. Диктат любой из сторон ведет к резкому росту недостоверности наблюдения [4, 902с.].

    Наблюдение  как метод социологического исследования имеет ряд очевидных преимуществ, это:

    - непосредственность восприятия, позволяющая  фиксировать конкретные, естественные ситуации, факты, живые фрагменты жизни, богатые деталями, красками и т.д.;

    - возможность учитывать конкретное  поведение групп реальных людей.  В настоящее время эта задача  практически неразрешима другими  социологическими методами;

    - наблюдение не зависит от готовности наблюдаемых лиц высказываться о самих себе, что свойственно, например, социологическому интервью. Здесь необходимо учитывать вероятность «притворства» наблюдаемых, ведь им известно, что за ними наблюдают;

    - многомерность данного метода, дающая возможность фиксировать события и процессы наиболее полно и всесторонне. Большая многомерность характерна для опытных наблюдателей.

    Отметим также, что не все социальные явления  поддаются непосредственному наблюдению. Например, очень трудно путем наблюдения выявить неопредмеченные производственные взаимосвязи, зависимости, отношения. Для их изучения необходимы и другие методы: конвент - анализ, опрос и др. Кроме того, наблюдение возможно лишь в момент события. Для изучения прошлого, скажем, для установления природы социального энтузиазма в 30-е гг., требуется широкое применение метода анализа документов, свидетельств очевидцев, кинохроники, художественной литературы. Здесь анализируется, таким образом, опосредованное наблюдение. Сам опыт прошлого наблюдения выступает как объект исследования другими социологическими методами.

    Необходимо  учитывать и своеобразный «эффект ореола» в наблюдении. Довольно часто наблюдение само по себе меняет изучаемую ситуацию. Например, присутствие наблюдателя довольно часто ведет к появлению нетипичных черт поведения работников, стремящихся к некоторому идеальному стереотипу из боязни «подвести» руководителя. Это тоже подтверждает необходимость дополнения наблюдения другими методами. Скажем, посещение рецензентом занятия в вузе бесспорно относится к системе социологического наблюдения. Оно может дополняться анкетным опросом или беседой со слушателями. Такой комплексный подход, увязывание разных социологических методов в едином «пакете» позволяет более точно оценить эффективность занятия. Метод наблюдения является важным инструментом в практике совершенствования деятельности управленческих органов.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Виды наблюдения

    Различают следующие виды наблюдения:

    - структурализованное и неструктурализованное;

    - включенное и невключенное;

    - полевое;

    - лабораторное;

    - систематическое;

    - случайное;

    - осознанное и неосознанное.

    Неструктурализованное наблюдение (иногда его называют неконтролируемым) является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования. Неструктурализованное наблюдение встречается в поисковых социологических исследованиях.

    Этот  вид наблюдения часто используется при изучении опытными методистами  состояния и эффективности учебного процесса в институте. В ходе наблюдения рецензенты выделяют для себя ряд элементов или, в простейшем случае, маркеров оценки ситуаций на занятиях: общая обстановка (место, время, условия), число присутствующих слушателей, степень их активности и факторы лимитирующие непринужденность беседы, качество выступлений, обеспеченность методическими пособиями и др.

    Структурализованное (контролируемое) наблюдение предполагает:

    - разработку системы документов  и показателей, характиризующих  выделенные для наблюдения элементы  объекта;

    - наличие разработанного плана  наблюдения. Примером такого плана может служить прилагаемый «Бланк рецензии занятия в вузе – лекции и семинары». В нем определены изучаемые свойства занятия, отношения пропагандистов и слушателей и т.д.;

    - анализ установок наблюдателей  относительно природы и структуры  изучаемого объекта.

    Исследовательские документы включают также бланк  наблюдения за деятельностью пропагандиста, методику оценки экспертом его деятельности.

    Контролируемое  наблюдение служит основным методом  сбора первичной информации либо дополняет другие методы социологического исследования. С его помощью проверяются основные гипотезы, а также данные, полученные при использовании других методов.

    Эффективность структурализованного наблюдения во многом зависит от качества плана и других документов, фиксирующих изучаемые свойства объекта, от корректности классификации  явлений, выражающих конкретную ситуацию, от верности системы показателей для замера интенсивности исследуемых явлений и свойств, от общей разработанности используемых категорий, понятий и терминов. Скажем, при анализе активности слушателей на занятиях рецензент должен отметить в бланке рецензии не просто количество заданных вопросов или общую активность слушателей, но и тему, эмоциональную окраску, экспрессивность дискуссии.

    Невключенным  называют наблюдение как бы со стороны, когда исследователь не становится равноправным участником исследуемой группы и не оказывает влияния на ее поведение. По процедуре оно значительно проще, но более поверхностно, затрудняет учет мотивов и побуждений, использование самонаблюдения. Между тем фиксируемая информация при этом виде наблюдения лишена привнесенного действия со стороны социолога [1, 221с.].

Информация о работе Сущность наблюдения