Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 16:28, контрольная работа
Я ставлю перед собой цель: детальное изучение сущности наблюдения.
Задачами являются рассмотрение следующих вопросов:
- наблюдения как метод социологического исследования;
- виды наблюдения;
- этапы наблюдения;
- основные достоинства и недостатки наблюдения.
Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Наблюдение как метод социологического исследования ……………... 4
2. Виды наблюдения ………………………………………………………... 7
3. Этапы наблюдения ………………………………………………………... 11
4. Основные достоинства и недостатки наблюдения ……………………. 15
Заключение ………………………………………………………………… 16
Список использованной литературы …………………………………… 17
Важнейшие социологические термины …………………………………. 18
Курсовая
работа
Дисциплина «Социология»
на тему:
«Сущность
наблюдения»
Оглавление
Введение | ………………………………………………………………….. | 3 | |||||||
1. | Наблюдение как метод социологического исследования | ……………... | 4 | ||||||
2. | Виды наблюдения | ………………………………………………………... | 7 | ||||||
3. | Этапы наблюдения | ………………………………………………………... | 11 | ||||||
4. | Основные достоинства и недостатки наблюдения | ……………………. | 15 | ||||||
Заключение | ………………………………………………………………… | 16 | |||||||
Список использованной литературы | …………………………………… | 17 | |||||||
Важнейшие социологические термины | …………………………………. | 18 |
Введение
Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Наблюдение
есть специфический способ организации
информационного поля, связывающего
социолога и объект социологического
исследования. При этом в идеале
социолог получает информацию об изучаемом
объекте путем
Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни. Мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования.
Я ставлю перед собой цель: детальное изучение сущности наблюдения.
Задачами являются рассмотрение следующих вопросов:
- наблюдения как метод социологического исследования;
- виды наблюдения;
- этапы наблюдения;
-
основные достоинства и
1. Наблюдения как метод социологического исследования
Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Единицами информации данного метода являются зафиксированные акты вербального или невербального поведения людей. В отличие от естественных наук, где наблюдение считается основным и сравнительно простым методом сбора данных, в социологии это один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования [3, 105с.].
Социологическое наблюдение характеризуется целым рядом существенных признаков. Во-первых, оно должно быть направлено на социально важные области, т.е. на те обстоятельства, события и факты, которые являются существенными для развития личности, коллектива, и в этом оно должно соответствовать социальному заказу со стороны общества. Во-вторых, наблюдение следует проводить целенаправленно, организованно и систематизировано. Необходимость этого определяется тем, что, с одной стороны, наблюдение является совокупностью сравнительно простых процедур, а с другой стороны, объект социологического наблюдения отличается большим разнообразием свойств и существует опасность «потерять» наиболее существенные из них. В-третьих, наблюдение в отличие от других социологических методов характеризуется определенной широтой и глубиной. Широта наблюдения предполагает фиксацию как можно большего количества свойств объекта, а глубина – выделение наиболее значимых свойств и наиболее глубинных и сущностных процессов. В-четвертых, результаты наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению. Хорошей памяти здесь мало, нужно применять процедуры протоколирования, унификации данных, кодирования языка и др. В-пятых, наблюдение и обработка его результатов требуют особой объективности. Именно специфика проблемы объективности в социологическом наблюдении и отличает его от наблюдения в естественных науках.
Главной проблемой социологического наблюдения является обеспечение возможно объективности информации об объекте. Основная задача наблюдателя – последовательно и искренне придерживаться критериев и принципов научного исследования, не подменять их эмоциями. Объективная логика эмоций и объективная логика социологического исследования не исключают друг друга, но очень чувствительны к нарушению гармонии между ними. Диктат любой из сторон ведет к резкому росту недостоверности наблюдения [4, 902с.].
Наблюдение
как метод социологического исследования
имеет ряд очевидных
- непосредственность восприятия, позволяющая фиксировать конкретные, естественные ситуации, факты, живые фрагменты жизни, богатые деталями, красками и т.д.;
-
возможность учитывать
- наблюдение не зависит от готовности наблюдаемых лиц высказываться о самих себе, что свойственно, например, социологическому интервью. Здесь необходимо учитывать вероятность «притворства» наблюдаемых, ведь им известно, что за ними наблюдают;
- многомерность данного метода, дающая возможность фиксировать события и процессы наиболее полно и всесторонне. Большая многомерность характерна для опытных наблюдателей.
Отметим
также, что не все социальные явления
поддаются непосредственному
Необходимо учитывать и своеобразный «эффект ореола» в наблюдении. Довольно часто наблюдение само по себе меняет изучаемую ситуацию. Например, присутствие наблюдателя довольно часто ведет к появлению нетипичных черт поведения работников, стремящихся к некоторому идеальному стереотипу из боязни «подвести» руководителя. Это тоже подтверждает необходимость дополнения наблюдения другими методами. Скажем, посещение рецензентом занятия в вузе бесспорно относится к системе социологического наблюдения. Оно может дополняться анкетным опросом или беседой со слушателями. Такой комплексный подход, увязывание разных социологических методов в едином «пакете» позволяет более точно оценить эффективность занятия. Метод наблюдения является важным инструментом в практике совершенствования деятельности управленческих органов.
2. Виды наблюдения
Различают следующие виды наблюдения:
-
структурализованное и
- включенное и невключенное;
- полевое;
- лабораторное;
- систематическое;
- случайное;
- осознанное и неосознанное.
Неструктурализованное наблюдение (иногда его называют неконтролируемым) является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования. Неструктурализованное наблюдение встречается в поисковых социологических исследованиях.
Этот
вид наблюдения часто используется
при изучении опытными методистами
состояния и эффективности
Структурализованное (контролируемое) наблюдение предполагает:
-
разработку системы документов
и показателей,
- наличие разработанного плана наблюдения. Примером такого плана может служить прилагаемый «Бланк рецензии занятия в вузе – лекции и семинары». В нем определены изучаемые свойства занятия, отношения пропагандистов и слушателей и т.д.;
-
анализ установок наблюдателей
относительно природы и
Исследовательские документы включают также бланк наблюдения за деятельностью пропагандиста, методику оценки экспертом его деятельности.
Контролируемое наблюдение служит основным методом сбора первичной информации либо дополняет другие методы социологического исследования. С его помощью проверяются основные гипотезы, а также данные, полученные при использовании других методов.
Эффективность структурализованного наблюдения во многом зависит от качества плана и других документов, фиксирующих изучаемые свойства объекта, от корректности классификации явлений, выражающих конкретную ситуацию, от верности системы показателей для замера интенсивности исследуемых явлений и свойств, от общей разработанности используемых категорий, понятий и терминов. Скажем, при анализе активности слушателей на занятиях рецензент должен отметить в бланке рецензии не просто количество заданных вопросов или общую активность слушателей, но и тему, эмоциональную окраску, экспрессивность дискуссии.
Невключенным называют наблюдение как бы со стороны, когда исследователь не становится равноправным участником исследуемой группы и не оказывает влияния на ее поведение. По процедуре оно значительно проще, но более поверхностно, затрудняет учет мотивов и побуждений, использование самонаблюдения. Между тем фиксируемая информация при этом виде наблюдения лишена привнесенного действия со стороны социолога [1, 221с.].