Сущность наблюдения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Я ставлю перед собой цель: детальное изучение сущности наблюдения.
Задачами являются рассмотрение следующих вопросов:
- наблюдения как метод социологического исследования;
- виды наблюдения;
- этапы наблюдения;
- основные достоинства и недостатки наблюдения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Наблюдение как метод социологического исследования ……………... 4
2. Виды наблюдения ………………………………………………………... 7
3. Этапы наблюдения ………………………………………………………... 11
4. Основные достоинства и недостатки наблюдения ……………………. 15
Заключение ………………………………………………………………… 16
Список использованной литературы …………………………………… 17
Важнейшие социологические термины …………………………………. 18

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по социологии.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

    При включенном наблюдении социолог участвует  в изучаемых процессах, взаимодействует  с работниками, может даже вмешиваться в события. Желательно, разумеется, чтобы он полностью освоил конкретную социальную роль в коллективе, был стихийно признан его членом. При этом надо учитывать диалектику адаптации самого наблюдателя в трудовом коллективе. Цель адаптации наблюдателя – войти в коллектив, не меняя существенно структуру типичных для него ситуаций. При этом важно постоянно фиксировать то, что так трудно установить невключенным наблюдением: конкретные мотивы поведения, скрытую динамику претензий к рабочему месту и руководству, групповые цели и ценности и т.п.

    Социолог, использующий включенное наблюдение, часто вынужден решать нетривиальные  нравственные проблемы, связанные с  отказом в публикации информации о личной жизни работников, с тем, что часто он замыкает на себя групповые ожидания, которые не в силах подтвердить, и т.д.   

    По  условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные. Полевое исследование проводится в естественной для данного объекта среде (в деревне, городе и т.д.) Лабораторное наблюдение - такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем. Лабораторные наблюдения чаще всего применяются в исследованиях экспериментального плана или на этапе экспериментальной проверки гипотез и, как правило, сводятся к фиксации изменений, которые происходят в результате воздействия экспериментальныхрафакторов [5, 367с.].    

    По  регулярности проведения можно различать  наблюдение систематическое и случайное. Систематическое наблюдение характеризуется, прежде всего, регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Оно позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Область применения систематического наблюдения достаточно широка - от поискового до экспериментального исследования. К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности,олсоциальнойолситуации.

    Случайное наблюдение связано с изучением  заранее не запланированного явления. Например, изучая социальную активность трудящихся, исследователь может встретиться с деятельностью самодеятельных, неформальных объединений и зафиксировать их характеристики, представляющие научный интерес. Случайное наблюдение не планируется как самостоятельный метод сбора социологической информации.

    Осознанное  наблюдение – это такое наблюдение, при котором члены коллектива, за которым наблюдают, знают, что  ведется наблюдение. При неосознанном наблюдении члены коллектива не осознают, что они являются объектом наблюдения.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Этапы наблюдения

    Для усиления эффективности наблюдения важен не только выбор вида наблюдения (или комбинации видов), но и составление  плана исследования, отражающего исходные представления о характеристиках изучаемого объекта, фактах, которые надо собрать. В плане отражаются сроки, определяются средства сбора информации. Масштаб наблюдения, широта охвата явлений зависят от объема финансирования, использования технических средств, кадров наблюдателей и обработчиков данных.

    Основными этапами наблюдения являются:

    - установление объекта и предмета  наблюдения;

    - выполнение его целей и задач;

    - получение соответствующих решений,  установление контактов;

    - выбор способа и вида наблюдения, определение основных процедур;

    - подготовка технических средств и документов;

    - сбор данных (непосредственное наблюдение), накапливание информации;

    - фиксация результатов (краткая  запись, заполнение карточек регистрации  данных, протокола наблюдения, дневника, техническая запись);

    - контроль наблюдения другими социологическими данными;

    - отчет о наблюдении [4, 907с.].

    Разумеется, наблюдение не может быть эффективным, если отсутствует исследовательская  программа. В ней определяются социологические, социально-психологические и психологические термины и понятия, уровень исследования (индивидуальный, групповой, институциональный), система классификации явлений, выбираются признаки и единицы измерения, выделяется объект и предмет наблюдения.

    Особенно  важную роль в организации наблюдения играют документы для фиксации результатов исследования. Первоначально допустима просто запись наблюдателя в свободной форме. Однако практика показывает, что такие записи разных наблюдателей плохо поддаются сравнительному анализу.

    Бланк наблюдения должен быть формализован. Это позволит сопоставлять информацию, полученную разными наблюдателями, а также использовать математически методы и компьютеры для обработки и анализа информации.

    Еще одна важная проблема – выбор зависимой  и независимой переменных. Если эти  вопросы не решены, наблюдение ничего нового не даст. Видеть все – значит не видеть ничего.

    Качество  наблюдения зависит от времени фиксации результатов. Если запись делается позже самого процесса наблюдения, то возникают неточности, часть фактов утрачивается или искажается, хотя сама запись становится более упорядоченной и строгой. Оптимальным представляется вариант быстрой первичной записи в формализованном документе с заранее заданными количественными показателями, с последующей обработкой по принятой методике, поддающейся программированию для компьютерного обсчета.

    Существует  достаточно жесткие требования к  профессиональной подготовке наблюдателей. Например, при включенном наблюдении исследователь должен быть не только умным и знающим социологом, но просто тактичным, внимательным, общительным человеком с высоким интеллектуальным быстродействием и адаптационной пластичностью и культурой. Умение контролировать свое поведение, объективно оценивая его достоинства и недостатки, согласовывать весь спектр интересов трудового коллектива с интересами социологической группы – все это очевидные требования к личным качествам работника, выполняющего включенное наблюдение.

    Подготовка  наблюдателей включает выработку особых знаний, умений и навыков. Наблюдатель  должен знать теорию социологии, специальную социологию, которая используется в конкретном исследовании, методы и технику наблюдения, материалы и документы, регламентирующие деятельность изучаемого объекта. Для формирования умений и навыков наблюдателя целесообразно организовать ряд практических занятий в полевых или лабораторных исследованиях. Это позволит создать типологию возможных или типичных для наблюдателя ошибок, выработать полезные поведенческие стереотипы наблюдения, навыки оформления документов и др. Занятия должны проводиться под руководством опытного социолога. Основной же задачей является отбор кадров, поскольку далеко не каждый может стать квалифицированным наблюдателем. Существует и естественные «противопоказания», например, для слишком рассеянных или глубокой и стихийной рефлексии людей.

    Впрочем, любая квалификация наблюдателя  не отрицает необходимости выработки  инструкций проведения исследований. В них следует указывать:

    - последовательность этапов и  процедур наблюдения;

    - критерии оценок действий наблюдаемых;

    - способ фиксации информации;

    - принятые шкалы измерений;

    - рекомендации по интерпретации  полученных данных и составлению отчета.

    Инструкция  содержит задание наблюдателя, на основании  которого проводится пробное исследование с последующим обсуждением вскрытых ошибок. Оно рецензируется опытным социологом, определяющим степень готовности наблюдателя и его умение работать с инструкцией. Возможны варианты смены кандидатов либо изменение инструкции в соответствии с пожеланиями кандидата. Пробное исследование предоставляет уникальную возможность учесть наиболее характерные для конкретного наблюдателя ошибки, неточности, преувеличения, составить своеобразную индивидуальную карту наблюдателя. В дальнейшем возможен подбор наблюдателей по картотеке [2, 24с.]. 

    Наблюдение, как метод социологического исследования, может быть эффективен в процессе изучения, например, образа жизни в городе или деревне – работы магазинов, кинотеатров, городского транспорта, поведения населения в очередях, в общественных местах, стиля одежды, манере разговора, особенностей речи, особенности молодежной субкультуры и т.д.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Основные достоинства и недостатки  наблюдения

    Главное достоинство этого метода состоит  в том, что он даёт возможность  уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений.

    Среди недостатков, прежде всего, следует отметить качественный (не количественный) характер выводов, которые можно получить в результате наблюдения. Метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий. Однако наиболее крупный недостаток, очевидно, связан с возможностью привнесения определённой доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого общения результатов исследования.

    Преимущества  включённых наблюдений очевидны: они  дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше  понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки обращали внимание и Уильям Уайт, и польский социолог К. Доктур и другие авторы [1, 223с.].

      Имеется и нравственная проблема  включённого наблюдения: насколько  вообще этично, маскируясь под  рядового участника какой-то общности  людей, в действительности исследовать их?

    Нравственный  долг социолога, как и врача, - «не  вредить» своими действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие  проблемы. Если так и только так  он понимает свою позицию, он всегда найдёт нужную форму осуществления наблюдения и займёт правильную нравственную позицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включённого в гущу событий наблюдателя. 

    Заключение

    Люди  обращались к наблюдению как одному из важнейших источников социальной информации, непосредственно воспринимающей и прямо регистрирующей все факты об объекте и значимости, с точки зрения целей.

          Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений  общественной жизни и при монографическом  исследовании отдельных локальных объектов. В некоторых ситуациях, таких как катастрофы (вспомним, например, землетрясение в Спитаке в Армении), сильное нагнетание страстей в обществе или военное противостояние (например, межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Чечне, Косово в Югославии, штурм Белого дома в Москве), наблюдение становится чуть ли не единственным возможном подходом к изучению социальной реальности.  

    Отметим в заключение, что наблюдение как  социологический метод имеет  глубокую внутреннюю диалектику. Оно основано не только на естественном для научного метода ограничения и учете человеческой слабости и несовершенства наблюдателя, но и на превращении этого несовершенства в могучее оружие особый, уникальный по потенциалу способ познания современной общественной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность наблюдения