Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:49, реферат
Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках той или иной социально-экономической формации, конкретной страны. Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни и инвалидности.
ВВЕДЕНИЕ
1. Характеристика понятия и основных проблем социальной политики…………………………………………………………4
1.1. Сущность и основные направления социальной политики…………………………………………..………4
1.2. Социальная защита населения…………………………..8
2. Особенности социальной политики в России………...……....15
2.1. Социальная политика в России: реалии и перспективы……………………………………………..15
2.2. Региональные проблемы социальной политики………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..23
СРИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………….....26
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ
1. Характеристика понятия и
1.1. Сущность и основные
1.2. Социальная защита населения…………………………..8
2. Особенности социальной политики в России………...……....15
2.1. Социальная политика в России:
реалии и перспективы…………………………
2.2. Региональные проблемы социальной политики………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СРИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………….....26
ВВЕДЕНИЕ
Любая политика - это цели и задачи,
преследуемые и решаемые людьми в
связи с их конкретными интересами,
а также методы, средства и институты,
с помощью которых данные интересы
формируются, отстаиваются и защищаются.
Региональной политикой можно считать
лишь такую систему намерений
и действий, которая реализует
интересы государства в отношении
регионов и внутренние интересы самих
регионов методами и способами, учитывающими
природу современных
Региональная политика - это целостное
и самодостаточное звено
Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.
Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках той или иной социально-экономической формации, конкретной страны. Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни и инвалидности.
1. Характеристика понятия и основных проблем социальной политики.
1.1. Сущность и основные
направления социальной
Функционирование рыночного
Социальная политика государства
- одно из направлений его деятельности
по регулированию социально - экономических
условий жизни общества. Суть социальной
политики государства в поддержании
отношений как между
1) защита уровня жизни путем
введения разных форм
2) обеспечение помощи самым
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Социально ориентированная рыночная
экономика предполагает значительную
деятельность государства в решении
социальных проблем. Это связано
с тем, что рыночная экономика
не гарантирует трудящимся право
на труд, стандартное образование, не
обеспечивает социальную защиту инвалидов,
малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает
необходимость вмешательства
В социальной сфере господствующее
положение занимает государственный
сектор (в отличие от экономики, где
главные функции выполняют
Социальная политика призвана гарантировать
населению минимальный доход; социально
защищать население от болезней, инвалидности,
безработицы, старости. При этом обеспечение
государством минимальных условий
жизни касается только тех, кто не
может это сделать
Социальная политика государства
реализуется через механизм государственных
программ социального обеспечения
и системы социальных услуг. Важнейшей
частью государственной программы
социального обеспечения
Источником фонда социального
страхования являются взносы самих
застрахованных, а также отчисления
фирм и государства. Соотношение
между этими источниками
Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.
Экономическую базу социальной политики
государства составляет перераспределение
индивидуальных доходов населения
через государственный бюджет. Изымая
часть доходов населения в
виде налогов, частично возвращается государством
населению в виде денежных выплат
по различным социальным программам.
При этом практикуется дифференцированный
подход, как к налогообложению, так
и к социальным выплатам лицам, находящимся
в различном материальном положении.
В результате социальной политики государства
смягчаются различия в уровне доходов,
так как происходит перераспределение
личных доходов от более обеспеченных
слоев населения к менее
1.2. Социальная защита населения.
Понятие «социальная защита» впервые
использовали американские законодатели
в 1935 г тексте принятого закона. В
нем давалось правовое обоснование
нового для США института
Данный термин органически вписался в аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.
В дальнейшем рамки этой дефиниции
значительно расширились. Этому
способствовала, в том числе и
разработка конвенций и рекомендаций
Международной организации
У нас термин «социальная защита»
стал употребляться относительно недавно,
с началом рыночной трансформации:
потребность в его
При формировании эффективной системы социальной политики можно выделить основные направления в этой области.
Первое направление - поддержка беднейших слоев населения (больные, инвалиды, старики, многодетные семьи). Для того чтобы выяснить, какие категории населения имеют право на социальную помощь, используется показатель прожиточного минимума. Нормативно- статистический метод его расчета предполагает оценку составляющих нормативного набора продуктов питания по средним ценам покупки, а затраты на непродовольственные товары, услуги и т.д. определяется по их фактической доле в общих расходах 10% наименее обеспеченных семей. Считается, что объем и структура расходов прожиточного минимума дают возможность удовлетворить необходимые потребности различных категорий населения при минимальных затратах.
Теоретически прожиточный
Социальное обеспечение
-денежные выплаты;
-талоны на бесплатное питание и приобретение одежды;
-обслуживание на дому
-предоставление мест в домах для престарелых и инвалидов и т.д.
Одним из самых важных вопросов является вопрос о способах финансирования. Оно может быть осуществлено федеральным бюджетом и специализированными внебюджетными фондами.
Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь и попечительство. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.
Характерной чертой принципа страхования
является финансирование предоставляемой
помощи за счет взносов и тесная
взаимозависимость между
Социальный риск - это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно. Современная реакция на риски - страхование, суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:
-осуществляется частными
-осуществляется государством (принудительное);
Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старости. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не работает.
Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальной помощью. Одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное накопление, а в первом - иждивенчество. Поэтому там, где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию.