Субъект социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:54, реферат

Описание работы

Цель работы - определить субъект социальной политики.
Задачи исследования:
изучить нормативно-правовое определение субъекта социальной политики;
рассмотреть теоретическое определение субъекта социальной политики;
охарактеризовать объекты и субъекты социальной политики РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Субъект социальной политики……………………………...4
1.1 Субъекты социальной политики в нормативно правовых актах.
1.2 Субъекты социальной политики в теоретической аспекте.
Глава 2. Характеристика……………………………………………..12
2.1 Субъекты и объекты социальной политики.
Заключение……………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Социальное государство.docx

— 36.64 Кб (Скачать)

 

По мнению Е.И. Холостовой объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, а является той ее частью, которая взаимодействует с субъектом. Холостова Е.И. подчеркивает три момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной политике: их различия; органическое взаимодействие, связь; их возможность меняться местами. Далее, надо иметь в виду, что понятие "объект" может соотноситься с понятиями и "субъект", и предмет. Объектно-субъектные отношения характеризуют главным образом социальную политику как практический вид деятельности. Когда же мы рассматриваем социальную политику как науку, то имеем дело с объектно-предметными отношениями. В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента - индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики.

 

При анализе социальной политики(основ социального государства) как учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом (преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом - преподаватели, ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности (в том числе практики) студентов (слушателей). Объектом социальной политики в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации. Надо также иметь в виду, что каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), - т.е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите. Население структурировано на различной основе, и в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную политику в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.

Этих объектов достаточно много. Попробуем классифицировать их с учетом приоритетности оснований  для этой классификации: состояние  здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы.

Это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и  дети), лица, подвергшиеся радиационному  воздействию, семьи, в которых имеются  дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие  психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам; служба и  труд в экстремальных социальных условиях.

К этой группе лиц относятся  участники Великой Отечественной  войны и приравненные к ним  лица, труженики тыла во время Великой  Отечественной войны (чья жизненная  ситуация усугубляется преклонным возрастом  и состоянием здоровья), вдовы и  матери военнослужащих, погибших во время  Великой Отечественной войны  и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей; пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они  оказались в сложной жизненной  ситуации, - это одинокие пожилые  люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); девиантное поведение в его различных формах и видах. К этим категориям относятся дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики; трудное, неблагополучное положение различных категорий семей. К этой группе населения можно отнести семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей; особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.).

На этом основании целесообразно  выделить следующие группы: самостоятельно проживающие выпускники детских  домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости  и социальной зрелости); осиротевшие  или оставшиеся без попечения  родителей дети; безнадзорные дети и подростки; бродяжничество, бездомность.

К этой группе относятся  лица без определенного места  жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

Предродовое и послеродовое состояние: Это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

Правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

Предложенное разделение на группы не является единственным. Можно, вероятно, дифференцировать указанные  группы людей более конкретно  или, наоборот, выделяя более широкие  категории - это зависит от целей  и задач исследования, решения  практических задач.

Субъекты социальной политики, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами  социальной политики, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе  учитывая составные части социальной политики: практическую деятельность, науку и учебный процесс (учебные  дисциплины в области социальной политики).

Субъектами социальной политики являются:

1) прежде всего организации,  учреждения, социальные институты  общества:

государство со своими структурами  в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социальных отношений, а также исполнительные органы управления социальной политикой  на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;

различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения  родителей; реабилитационные центры для  детей и подростков с ограниченными  возможностями; социальные приюты для  детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;

администрации государственных  предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;

2) общественные, благотворительные  и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского  Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации  и т.д.

В настоящее время в  стране благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с  Федеральным законом "О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях", который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в частности установление налоговых  льгот;

3) люди, занимающиеся практической  социальной работой профессионально  или на общественных началах.  Фактически они являются представителями  двух указанных субъектов социальной  политики. При этом их можно  разделить на две группы: организаторы-управленцы  и исполнители, практические социальные  работники, оказывающие непосредственную  помощь, поддержку, обеспечивающие  социальную защиту клиентов, представителей  уже рассмотренных объектов социальной политики.

По некоторым данным, в  мире насчитывается около 500 тыс. профессиональных социальных работников. Много дипломированных  специалистов появилось в последние  годы в России. Недипломированных, но профессионально занимающихся социальной работой специалистов значительно  больше, особенно в тех странах (в  том числе и в России), в которых относительно недавно введена новая профессия - "социальный работник".

Точных данных о том, сколько людей занимаются социальной работой на общественных началах, нет, но их число велико (принято считать, что один социальный работник обслуживает 10-15 человек).

Социальные работники - это  особая группа, поскольку они должны обладать определенными профессиональными  и духовно-нравственными качествами;

4) преподаватели, а также  те, кто способствует закреплению  знаний, навыков, умений: руководители  студенческой практики, наставники, практические социальные работники  и другие работники, способствующие  прохождению практики студентов  (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной  сферы;

5) исследователи социальной  политики. Научные работники анализируют  состояние социальной работы, используя  различные методы, разрабатывают  научные программы, фиксируют  существующие и зарождающиеся  тенденции в этой области, публикуют  научные отчеты, книги, статьи  по проблематике социальной политики. Большую роль в этом процессе  играют кафедры ведущих вузов  страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики.

В России практически уже  создано несколько исследовательских  школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным ее направлениям.

 

Глава 2. Характеристика

 

2.1 Характеристика  объектов и субъектов социальной  политики РФ

 

Объектом социальной политики является практически все население  страны (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся в трудной жизненной  ситуации).

Субъектом социальной политики, наряду с государством, выступают  также:

государственные ведомства  и учреждения;

органы местного самоуправления;

внебюджетные фонды;

общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные  объединения; коммерческие структуры  и бизнес;

профессиональные работники, занимающиеся разработкой социальной политики;

добровольцы;

граждане (например, через  участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

Главный субъект социальной политики - социальное государство - должно обеспечивать:

движение к достижению в обществе социальной справедливости;

ослабление социального  неравенства;

предоставление каждому  работы или иного источника существования;

сохранение мира и согласия в обществе;

формирование благоприятной  для человека жизненной среды.

Для проведения социальной политики существуют федеральные структуры  законодательной и исполнительной власти. Правом законодательной инициативы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, обладает Правительство  РФ, которое разрабатывает и вносит на утверждение Парламента значительное число важнейших законопроектов по социальной сфере.

При Президенте Российской Федерации образован Совет по социальной политике, Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии.

При Президенте РФ существует должность Уполномоченного по правам ребенка в РФ. На сегодняшний день им является П. Астахов. Основными задачами Уполномоченного по правам ребенка  является:

обеспечение защиты прав ребенка  и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

правовое просвещение  в области защиты прав ребенка;

запросы и получение в  установленном порядке необходимых  сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций  и должностных лиц;

беспрепятственное посещение  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации;

проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными  государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных  органов исполнительной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, а также должностных  лиц, получать от них соответствующие  разъяснения;

направление в федеральные  органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение  прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер  восстановления указанных прав и  интересов;

привлечение в установленном  порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и  специалистов, в том числе на договорной основе.

Информация о работе Субъект социальной политики