Субъект социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:54, реферат

Описание работы

Цель работы - определить субъект социальной политики.
Задачи исследования:
изучить нормативно-правовое определение субъекта социальной политики;
рассмотреть теоретическое определение субъекта социальной политики;
охарактеризовать объекты и субъекты социальной политики РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Субъект социальной политики……………………………...4
1.1 Субъекты социальной политики в нормативно правовых актах.
1.2 Субъекты социальной политики в теоретической аспекте.
Глава 2. Характеристика……………………………………………..12
2.1 Субъекты и объекты социальной политики.
Заключение……………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Социальное государство.docx

— 36.64 Кб (Скачать)

 

Оглавление:

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Субъект социальной политики……………………………...4

1.1 Субъекты социальной  политики в нормативно правовых  актах.

1.2 Субъекты социальной  политики в теоретической аспекте.

Глава 2. Характеристика……………………………………………..12

2.1 Субъекты и объекты  социальной политики.

Заключение……………………………………………………………15

Список использованной литературы………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальная политика государства - это воздействие органов управления страны на социальную сферу общества, их деятельность в целях удовлетворения социальных потребностей людей, поддержания  приемлемого для общества уровня жизни, предоставления социальных услуг  населению, обеспечения конституционных  социальных гарантий гражданам, оказания социальной поддержки нетрудоспособным и малообеспеченным слоям общества.

Цель социальной политики - создание в обществе благоприятного социального климата и социального  согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Социальную политику государства можно  рассматривать как его специфическую  деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении  и учете социальных последствий  экономических, политических, мировоззренческих  преобразований.

Социальной политикой - занимаются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по ее реализации.

Большинство ученых в качестве субъекта социальной политики называют государство, некоторые добавляют  к нему различные управленческие, общественные организации, предприятия. Иногда в определениях социальной защиты субъектом "назначается" общество.

Цель работы - определить субъект социальной политики.

Задачи исследования:

изучить нормативно-правовое определение субъекта социальной политики;

рассмотреть теоретическое  определение субъекта социальной политики;

охарактеризовать объекты  и субъекты социальной политики РФ.

 

 

 

 

Глава 1. Субъект  социальной политики

 

1.1 Субъект социальной политики в нормативно-правовых актах

 

Субъектами управления социальной сферой выступают конкретные органы и должностные лица государственной  власти и местного самоуправления.

Основы государственной  политики в социальной сфере устанавливаются  Президентом РФ. Реализация положений  осуществляется на уровне исполнительной власти, к которой относится Правительство  РФ и федеральные органы исполнительной власти.

Для реализации основных направлений  социальной политики предусматривается  разграничение полномочий, при разработке и осуществлении политики в социальной сфере между региональными и  федеральными органами государственной  власти.

Данная структура определена Указом Президента РФ "О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти" от 9 марта 2004 года.

Одним из важнейших органов государственной власти, осуществляющих управление социальной сферой является Министерство здравоохранения и социального развития.

Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию  и контроль деятельности находящихся  в его ведении Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в  сфере здравоохранения и социального  развития, Федеральной службы по труду  и занятости, Федерального агентства  по здравоохранению и социальному  развитию, а также координацию  деятельности Пенсионного фонда  Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Для осуществления надзорных  функций в структуре министерства созданы федеральные службы. В  структуре Министерства здравоохранения  таких служб три. Кроме того, созданы  три агентства, которые осуществляют функции по оказанию государственных  услуг, по управлению государственным  имуществом и правоприменительные  функции,

Федеральная служба по надзору  в сфере здравоохранения и  социального развития является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  в сфере здравоохранения и  социального развития.

Федеральная служба по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере  обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. То есть основная функция данного органа власти - реализация конституционного права  граждан на использование безопасных для жизни и окружающей среды  товаров и услуг, что также  является важнейшей составляющей социальной сферы.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному  развитию является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных  услуг и управлению государственным  имуществом в сфере здравоохранения  и социального развития, включая  оказание медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских  и судебно-психиатрических экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, организацию  предоставления социальных гарантий, установленных законодательством  Российской Федерации для социально  незащищенных категорий граждан, социальное обслуживание населения, проведение медико-социальной экспертизы, донорство крови, трансплантацию органов и тканей человека.

Министерство культуры и  массовых коммуникаций Российской Федерации  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере культуры, искусства, историко-культурного  наследия и кинематографии, средств  массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела.

Министерство образования  и науки Российской Федерации  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере образования, научной, научно-технической  и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и  высоких технологий, государственных  научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

В структуре данного министерства также находятся две службы и  два агентства.

Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области  образования и науки.

Федеральное агентство по образованию является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных  услуг, управлению государственным  имуществом, а также правоприменительные  функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики.

Федеральное агентство по образованию в установленной  сфере деятельности осуществляет:

а) организацию деятельности образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного  образования по оказанию государственных  услуг в области образования;

б) организацию повышения  квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования  и государственных научных организаций, действующих в системе высшего  и послевузовского профессионального  образования.

Итак, мы рассмотрели наиболее важнейшие органы исполнительной власти РФ, осуществляющие управление социальной сферой.

Кроме выше перечисленных  субъектов социальной политики различные  специальные нормативные акты устанавливают  конкретных объектов и субъектов (см. табл.1).

 

Нормативно-правовой акт

Объект

Субъект

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной  социальной помощи" (ред. от 25.12.2012)

Малоимущие семьи

Малоимущие одиноко проживающие  граждане

Участники и инвалиды войны (ст.7)

Федеральные органы исполнительной власти;

Органы государственной  власти субъектов РФ

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2008)

клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной  жизненной ситуации, которому в связи  с этим предоставляются социальные услуги; (ст.3)

социальные службы - предприятия  и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ред. от 21.11.2011)

Граждане пожилого возраста и инвалиды (преамбула)

Учреждения социального  обслуживания - юридическими лицами и  осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


 

Таким образом, в конкретных законах устанавливаются специальные  объекты социальной политики - категории  граждан, на которых направлено действие закона, а также субъекты - органы государственной власти и учреждения, осуществляющие реализацию закона.

Так, Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" устанавливает в качестве субъекта управления государственную систему  социальных служб. Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями  и учреждениями иных форм собственности  и гражданами, занимающимися предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

 

 

Учреждениями социального  обслуживания независимо от форм собственности  являются:

1) комплексные центры  социального обслуживания населения;

2) территориальные центры  социальной помощи семье и  детям;

3) центры социального  обслуживания;

4) социально-реабилитационные  центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям,  оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для  детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической  помощи населению;

9) центры (отделения) социальной  помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для  одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения  социального обслуживания (дома-интернаты  для престарелых и инвалидов,  психоневрологические интернаты,  детские дома-интернаты для умственно  отсталых детей, дома-интернаты  для детей с физическими недостатками).

 

1.2 Объект и  субъект социальной политики - теоретический  аспект

В таблице 2 приведены различные  точки зрения на определение субъекта и объекта социальной политики.

Объекты и субъекты социальной политики

Автор

Источник

Определение

Характеристика

Смирнов С.Н., Сидорина Т. Ю

Социальная политика: Учебник. М.: Издательский дом "ГУ-ВШЭ", 2007.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственных секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, другие структуры, которые влияют на разработку и реализацию государственной социальной политики.

Объектом социальной политики является население страны.

При этом в качестве объекта  собственно социальной политики, или  социальной политики в узком ее понимании  являются граждане (домохозяйства), которые  в силу определенных причин не могут  обеспечить себе достаточный для  нормального потребления уровень  доходов. Объектом социальной политики в широком смысле являются все  без исключения граждане (домохозяйства).

Е.И. Холостова

Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. д. и. н., проф.Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2007.254 с.

Субъект - это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.

Объект - нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Объект воспринимается как  определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента - индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики.

Осадчая Г.И.

Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. - М.: союз, 2004г.

Субъект - главный инициатор  конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения.

Объект - население

К субъектам относятся  органы государственной власти РФ, органы власти субъекта федерации и  органы местного самоуправления

Волгина Н.А.

Социальная политика. М.: Экзамен. 2006.

Субъекты - люди, учреждения, организации, социальные институты.

Объекты - население

К субъектам относятся  государство, органы государственной  власти, социальные организации, социальные работники.

К объектам различные категории  населения: малоимущие, престарелые, инвалиды и т.д.

Информация о работе Субъект социальной политики