Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:23, реферат
Выбор темы реферата не составил трудности, т.к. я сам принадлежу к группе студентов и имею возможность рассмотреть эту проблему изнутри. Тем более, вопрос о роли студенчества в нашем обществе и, в частности, в группе молодежи, весьма актуален по многим причинам.
В ряду наиболее значимых ценностей:
- дело по душе, интересная работа.
-
высокий заработок,
- хорошие, верные друзья, хорошие отношения в семье,
Эти три
параметра однопорядковые, эмоционально
окрашенные и личностные. В ответах
девушек-студенток они
В целом можно сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но
одновременно сохраняется ориентация на творческий, интересный труд,
возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья). Обостряется противоречие: как соотнести рыночные установки (реально–установки «дикого рынка») и общечеловеческие ценности?
Наименее
значимыми оказались для
возможность командовать людьми, спокойная жизнь.
Выясняется,
что представления о кризисе
идеалов и ценностей молодых
нуждаются в серьезном
Неблагоприятные условия досуговой деятельности и отдыха молодежи, а также
недостаточность для нее социально-культурных благ не попали в число важнейших социальных проблем студенчества. Однако, это свидетельствует не столько об отсутствии проблемы организации досуга как таковой, сколько о том, что на фоне происходящих социальных и экономических катаклизмов она находится на втором плане, уступая место трудностям материального положения, плохому состоянию здоровья, безработице, опасение за безопасность родных и близких.
Нет открытия
в том, что юноши-студенты в среднем
гораздо больше тратят денег на досуговую
деятельность, чем девушки-студентки.
Объем расходов у студентов технического
профиля значительно превышает соответствующие
показатели по другим профессиональным
направлениям.
2.3. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции
Проблема воспроизводства студенческой молодежи может рассматриваться в
различных аспектах. Поскольку студенчество формируется из молодых представителей различных слоев, то в периоды трансформации социальной
структуры общества оно может служить индикатором этих процессов.
Само оно также является их активным участником: ведь высшее образование
выполняет функцию индивидуальной и групповой социальной мобильности и воспроизводства слоев, занимающихся высококвалифицированным и сложным трудом.
Анализ социальной структуры студенчества важен и в аспекте социальной
справедливости, т. к. показывает доступность высшего образования для различных слоев, т. е. с точки зрения «выравнивания шансов для всех». Но есть еще и социокультурный аспект этой проблемы: в какой социальной среде
имеются оптимальный материальные и культурные условия для формирования
комплекса личностных качеств, требуемых для получения высшего образования? Ведь для успешного прохождения конкурса, формирования академической дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый предмет, развивать кругозор и т. д. Поэтому представители одних социальных слоев оказываются более конкурентоспособными для системы высшего образования (легче поступают в престижный вуз, на престижный факультет), другие – менее конкурентоспособными.
Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчества в настоящее время? Каковы основные социальные источники пополнения? Остаются ли они достаточно эгалитарными или имеет тенденцию к элитаризации? В чем выражается наиболее существенные особенности его социальной культуры, как осуществляется его воспроизводство?
Во-первых,
среди родителей студентов
(безработных,
неработающих пенсионеров,
структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества
выглядит как более благополучная, является структурой «улучшенного» типа. Во- вторых, социальный состав студенчества достаточно пестрые: в нем широко представлены и традиционные, и новые страты, появившиеся в ходе реформ (владельцы собственного дела, предприниматели).
В-третьих, доминирующей группой являются студенты – выходцы из семей специалистов с высшим образованием. В-четвертых, среди студентов значительно уменьшилась доля детей рабочих и вспомогательного персонала. В-пятых, студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя – молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя – владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса.
Важной особенностью социального состава студенчества является высокая занятость родителей в государственном или негосударственном секторе
экономики. Почему этот фактор считается дифференцирующим студенчество
признаком? Дело в том, что у людей, связанных с частным сектором, жизненные перспективы, ожидания и установки, уровень жизни кардинально иные, чем у слоев, «завязанных» на госсектор. Еще одна линия расслоения студенчества «пролегла» между вузами: оказалось, что разные вузы «аккумулируют» студентов из разных стран далеко не одинаково. Конечно, и раньше были вузы, отличавшиеся как престижностью, так и «элитарностью» (т. е. высокой долей студентов выходцев из рядов советской элиты). Однако сейчас список элитарных вузов пополнился.
Наряду с экономическим положением родительских семей, с начала 90-х годов
начал «работать» еще один фактор стабилизации уровня жизни студентов:
дополнительные заработки. Они приобрели настолько массовый характер, что, по сути, можно говорить об изменении образа жизни студенчества, так как наряду с учебной они становятся второй основной деятельностью студенчества. Прямой связи с уровнем жизни семьи студента не наблюдается, т. е. подрабатывают как остронуждающиеся, так и те, кто отметил высокий уровень жизни.
Вероятно, дополнительные заработки становятся новым стандартом поведения,
символизируя деловитость, предприимчивость студентов (т. е. выполняют не
только
свою прямую функцию).
Заключение
Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в составе студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. Но самое главное – происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы – образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.
Итак,
молодежь стремится получить высшее
образование, считая, что «без него
в нынешние времена никуда», но не
стоит забывать, что диплом перестает
быть гарантией трудоустройства
и ставит его обладателя в зависимость
от спроса и предложения на рынке
труда.
Список литературы