Студенчество как социальная группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:23, реферат

Описание работы

Выбор темы реферата не составил трудности, т.к. я сам принадлежу к группе студентов и имею возможность рассмотреть эту проблему изнутри. Тем более, вопрос о роли студенчества в нашем обществе и, в частности, в группе молодежи, весьма актуален по многим причинам.

Работа содержит 1 файл

реферат по социологии.docx

— 46.77 Кб (Скачать)
p align="justify">Все более  значимыми становятся не столько  общественные, сколько личностные ориентиры. Особенно это проявляется в представлениях молодых людей об успехе в жизни, что и используется социологами как индикатор их ценностных ориентаций.

В ряду наиболее значимых ценностей:

-         дело по душе, интересная работа.

-         высокий заработок, материальное  благополучие.

-         хорошие, верные друзья, хорошие  отношения в семье,

Эти три  параметра однопорядковые, эмоционально окрашенные и личностные. В ответах  девушек-студенток они отмечались чаще.

В целом  можно сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но

одновременно  сохраняется ориентация на творческий, интересный труд,

возрастает  значимость для успеха нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья). Обостряется противоречие: как соотнести рыночные установки (реально–установки «дикого рынка») и общечеловеческие ценности?

Наименее  значимыми оказались для студентов  слава, связи, знакомства, власть,

возможность командовать людьми, спокойная жизнь.

Выясняется, что представления о кризисе  идеалов и ценностей молодых  нуждаются в серьезном уточнении. Да, разрушились многие идеологемы, исчезли политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях оказалась более устойчивой. И это – при всех издержках – позитивный момент.

Неблагоприятные условия досуговой деятельности и отдыха молодежи, а также

недостаточность для нее социально-культурных благ не попали в число важнейших социальных проблем студенчества. Однако, это  свидетельствует не столько об отсутствии проблемы организации досуга как  таковой, сколько о том, что на фоне происходящих социальных и экономических  катаклизмов она находится на втором плане, уступая место трудностям материального положения, плохому  состоянию здоровья, безработице, опасение за безопасность родных и близких.

Нет открытия в том, что юноши-студенты в среднем  гораздо больше тратят денег на досуговую деятельность, чем девушки-студентки. Объем расходов у студентов технического профиля значительно превышает соответствующие показатели по другим профессиональным направлениям. 

       2.3. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции

Проблема  воспроизводства студенческой молодежи может рассматриваться в

различных аспектах. Поскольку студенчество формируется  из молодых представителей различных слоев, то в периоды трансформации социальной

структуры общества оно может служить индикатором  этих процессов.

Само  оно также является их активным участником: ведь высшее образование

выполняет функцию индивидуальной и групповой социальной мобильности и воспроизводства слоев, занимающихся высококвалифицированным и сложным трудом.

Анализ  социальной структуры студенчества важен и в аспекте социальной

справедливости, т. к. показывает доступность высшего  образования для различных слоев, т. е. с точки зрения «выравнивания шансов для всех». Но есть еще и социокультурный аспект этой проблемы: в какой социальной среде

имеются оптимальный материальные и культурные условия для формирования

комплекса личностных качеств, требуемых для  получения высшего образования? Ведь для успешного прохождения конкурса, формирования академической дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый предмет, развивать кругозор и т. д. Поэтому представители одних социальных слоев оказываются более конкурентоспособными для системы высшего образования (легче поступают в престижный вуз, на престижный факультет), другие – менее конкурентоспособными.

Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчества в настоящее время? Каковы основные социальные источники пополнения? Остаются ли они достаточно эгалитарными или имеет тенденцию к элитаризации? В чем выражается наиболее существенные особенности его социальной культуры, как осуществляется его воспроизводство?

Во-первых, среди родителей студентов сравнительно немного незанятых

(безработных,  неработающих пенсионеров, инвалидов  и т. д.). Т. е. социальная

структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества

выглядит  как более благополучная, является структурой «улучшенного» типа. Во- вторых, социальный состав студенчества достаточно пестрые: в нем широко представлены и традиционные, и новые страты, появившиеся в ходе реформ (владельцы собственного дела, предприниматели).

В-третьих, доминирующей группой являются студенты – выходцы из семей специалистов с высшим образованием. В-четвертых, среди студентов значительно уменьшилась доля детей рабочих и вспомогательного персонала. В-пятых, студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя – молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя – владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса.

Важной  особенностью социального состава  студенчества является высокая занятость родителей в государственном или негосударственном секторе

экономики. Почему этот фактор считается дифференцирующим студенчество

признаком? Дело в том, что у людей, связанных  с частным сектором, жизненные перспективы, ожидания и установки, уровень жизни кардинально иные, чем у слоев, «завязанных» на госсектор. Еще одна линия расслоения студенчества «пролегла» между вузами: оказалось, что разные вузы «аккумулируют» студентов из разных стран далеко не одинаково. Конечно, и раньше были вузы, отличавшиеся как престижностью, так и «элитарностью» (т. е. высокой долей студентов выходцев из рядов советской элиты). Однако сейчас список элитарных вузов пополнился.

Наряду  с экономическим положением родительских семей, с начала 90-х годов

начал «работать» еще один фактор стабилизации уровня жизни студентов:

дополнительные  заработки. Они приобрели настолько  массовый характер, что, по сути, можно говорить об изменении образа жизни студенчества, так как наряду с учебной они становятся второй основной деятельностью студенчества. Прямой связи с уровнем жизни семьи студента не наблюдается, т. е. подрабатывают как остронуждающиеся, так и те, кто отметил высокий уровень жизни.

Вероятно, дополнительные заработки становятся новым стандартом поведения,

символизируя  деловитость, предприимчивость студентов (т. е. выполняют не

только  свою прямую функцию). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в составе  студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. Но самое главное – происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы – образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.

  Итак, молодежь стремится получить высшее образование, считая, что «без него в нынешние времена никуда», но не стоит забывать, что диплом перестает  быть гарантией трудоустройства  и ставит его обладателя в зависимость  от спроса и предложения на рынке  труда. 
 
 
 

Список литературы

  1. Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников высшей школы // Социологические исследования. - 1994. - № 2.
  2. Староверова И.Н. Молодежная результирующая российских реформ // Аналитический вестник № 15 (103). Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества. М., 1999.
  3. Вишневский В.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х – социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. № 12.
  4. Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 368 с.
  5. Брушлинский А. В.Проблема субъекта в психологической науке (статья первая)//Психол.журнал.1991.№6
  6. Семашко А. Н. Художественные потребности студентов, пути и средства их формирования (Социально-эстетическое исследование). Автореф. канд. дисс. Днепропетровск, 1969, С. 91.
  7. Брушлинский А. В.Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) // Психол. журнал. 1991. №6

Информация о работе Студенчество как социальная группа