Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:23, реферат
Выбор темы реферата не составил трудности, т.к. я сам принадлежу к группе студентов и имею возможность рассмотреть эту проблему изнутри. Тем более, вопрос о роли студенчества в нашем обществе и, в частности, в группе молодежи, весьма актуален по многим причинам.
Конечно, в юношеском возрасте сделать правильный выбор нелегко. Тем более, если человек ничего не знает о своей будущей профессии. Ошибки здесь неизбежны. Вот почему важным средством регулирования выбора профессии молодежи является профессиональная ориентация.
Очень
важно знать не только свою будущую
работу, но и самого себя.
Конечно, никакая наука не может сказать
абсолютно точно, что лишь эта и только
эта профессия подходит человеку, а остальные
не должны быть предметом его желаний.
Ведь не редко бывает, что человек имеет
неплохую способность выполнять несколько
профессий. Вот почему важно назвать одну
или несколько профессий, в которых он
может добиться наибольшего успеха со
своими способностями, склонностями, особенностями
характера, психическим складом. Необходимо
также и предостеречь молодого человека
от выбора тех профессий, которые явно
противопоказаны ему.
2 глава. Социальный облик студенчества
2.1. Социальный статус и самочувствие студента
При рассмотрении
статусной позиции студенчества
обычно акцент делается на «переходность»,
«маргинальность» группы, занятой деятельностью
по подготовке к высококвалифицированному
умственному труду, отличающуюся особыми
формами социальной активности, характерной
не только для обучающейся молодежи,
но и для тех отрядов
Как показывает исследование, в технических вузах приток студентов из родного города стал больше, чем ранее. С одной стороны, их «стартовая позиция» во многом выгоднее: теснее связь с семьей, нет необходимости испытывать трудности жизни в общежитии, легче определиться с будущим местом жительства. С социальной же точки зрения эта часть вузовской молодежи оказывается менее динамичной и самостоятельной, ее статус надолго остается зависимым от положения родительской семьи. И в самоопределении через вуз элемент личной инициативы проявляется немного позже.
Студенты
из малых и средних типов
Говорить о социальном статусе студентов в зависимости от социальной принадлежности родителей весьма затруднительно в условиях перекомпозиции всей социальной структуры. В исследованиях был взят один признак – образование, связь которого с фактором выбора вуза была всегда сильной.
Более
важными являются те статусные характеристики,
которые складываются в период обучения
в вузе. Именно на этом этапе происходит
дифференциация студентов, связанная
с собственной активностью в
учебной, научно-поисковой, общественно-полезной,
экономической деятельности.
Изучение этой дифференциации важно потому,
что ее структура отчасти предопределяет
будущий социальный статус специалистов
и является прообразом распределения
в социальной структуре группы населения
с высшим образованием. Ясно, что традиционные
и новые слои российского общества уже
воспроизводятся с участием этой молодежи.
Особенностью
современного студенчества является то,
что процесс его включения
в общественную жизнь идет не только
через учебную деятельность и
профессиональную подготовку, но и
путем формирования независимых
материально-бытовых условий, новых
форм проявления собственной активности
и путем выбора форм социального
взаимодействия. Процесс формирования
молодежью независимого от родителей
финансового, имущественного и жилищного
статуса имеет две «узловые точки»:
16-17 лет, когда начинается более или
менее массовое включение во взрослую
экономическую жизнь, и 21-22 г., когда
накапливается первый опыт реализации
материально-бытовых намерений
Насколько
успешны попытки современных
студентов обрести собственный
материально-бытовой статус? Основным
источником доходов для студентов
по- прежнему является помощь со стороны
родителей и близких. Семейной поддержки
вообще не имеют 6% от опрошенных студентов,
а каждый пятый, не отрицая наличия
таковой, просто не считают ее существенной.
Второй по значимости источник – стипендия,
но размер ее таков, что в качестве
основного источника средств
к существованию могут назвать
ее лишь 1/3 студентов.
Весьма существенным источником является
заработная плата, которую сегодня имеют
13% студентов. Утрачивают значение в качестве
источников средств к существованию стройотряды.
Их роль сегодня стала сопоставима с прибылью
от перепродажи товаров, теневого бизнеса
и других «новых» видов получения доходов,
хотя официально в наличии разовых заработков
признается каждый десятый студент.
Существенны
различия по полу. Дополнительный доход
имеет каждый пятый, но среди юношей
это 27%, а среди девушек – 14%, т.
е. вдвое меньше.
Различные заработки дополнительно к
стипендиям, пособиям, помощи родных помогают
продержаться, в среднем, третьей части
студентов, что характерно для 52% юношей
и 21% девушек. В отличие от прежних лет,
когда летний труд в стройотряде мог обеспечить
средства для нескольких месяцев нормальной
жизни, сегодня главное для молодежи –
уже в вузовский период найти постоянный
заработок и сохранять трудовые отношения
в период обучения.
Для того, чтобы снять негативные последствия необходимого отключения от учебы на заработки, можно обратить внимание на связь дополнительной работы с получаемой в вузе подготовкой. У половины «подрабатывающих» студентов такая связь отсутствует. На возможность работать по близкой специальности однозначно указывают лишь 11% от опрошенных, еще 12% используют свои профессиональные знания частично. Интересно, что в тех вузах, где студенты идут на «приработки» реже, они в большей степени согласуют это со своей будущей профессией.
Расходы
студентов, естественно, связаны с
удовлетворением первоочередных потребностей,
в число которых входят: питание,
рекреационные занятия, покупка
одежды. У каждого четвертого студента
основная часть средств идет на оплату
жилья, у каждого пятого – на приобретение
учебных принадлежностей. В то же
время тенденция приема в вузы
местной молодежи оборачивается
тем, что 2/3студентов не нуждаются
в затратах на жилье, на приобретения
товаров длительного
Развитие материально-бытового статуса студентов связано с их отношением к предметно-вещному миру, всегда существенному в самосознании и самочувствии студентов.
Судя
по результатам исследования, каждый
пятый студент уже имеет
На вопрос
о «частной собственности», точнее,
о наличии в собственном
То, что материально-бытовой статус студента находится в процессе становления и оформления, это очевидно. С чисто юношеским эгоизмом студент ориентирован пока только на себя. Об этом говорит хотя бы тот факт, что такая статья расходов, как помощь родителям, оказывается в нижней части шкалы.
В то же
время самоопределиться в бытовой
сфере у части студентов
Плохое
социальное самочувствие значительной
части студентов вызвано не решаемыми
социальными проблемами. Степень
тревожности девушек-студенток
2.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов
Как и у других групп молодежи, политика не является приоритетной сферой
интересов и потребностей современных студентов, хотя они и испытывают
определенное влияние политических событий в стране на свою жизнь.
Политическая
заинтересованность современной молодежи
имеет «избирательный» характер
и проявляется от случая к случаю.
Сегодня, когда выполнение общественных
поручений, членство в политической
организации перестало быть индикатором
социальной активности, многие формы
участия студентов в
Отмеченная тенденция является общераспространенной. Различия по полу (юноши чуть активнее), по направлению обучения (естественники и экономисты чуть активнее технарей и гуманитариев), и по вузам мало значимы и лишь подтверждают общую тенденцию.
Основная форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная.
Выясняется
несостоятельность
Большинство студентов отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентаций сохраняется. Хотя – и это нужно предвидеть – дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.
Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в
ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных
структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне
нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и нерешенные проблемы.
<