Студенчество как социальная группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:23, реферат

Описание работы

Выбор темы реферата не составил трудности, т.к. я сам принадлежу к группе студентов и имею возможность рассмотреть эту проблему изнутри. Тем более, вопрос о роли студенчества в нашем обществе и, в частности, в группе молодежи, весьма актуален по многим причинам.

Работа содержит 1 файл

реферат по социологии.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

Конечно, в юношеском возрасте сделать  правильный выбор нелегко. Тем более, если человек ничего не знает о  своей будущей профессии. Ошибки здесь неизбежны. Вот почему важным средством регулирования выбора профессии молодежи является профессиональная ориентация.

Очень важно знать не только свою будущую  работу, но и самого себя. 
Конечно, никакая наука не может сказать абсолютно точно, что лишь эта и только эта профессия подходит человеку, а остальные не должны быть предметом его желаний. Ведь не редко бывает, что человек имеет неплохую способность выполнять несколько профессий. Вот почему важно назвать одну или несколько профессий, в которых он может добиться наибольшего успеха со своими способностями, склонностями, особенностями характера, психическим складом. Необходимо также и предостеречь молодого человека от выбора тех профессий, которые явно противопоказаны ему.
 
 
 
 
 

2 глава. Социальный облик студенчества

       2.1. Социальный статус и самочувствие студента

При рассмотрении статусной позиции студенчества обычно акцент делается на «переходность», «маргинальность» группы, занятой деятельностью  по подготовке к высококвалифицированному умственному труду, отличающуюся особыми  формами социальной активности, характерной  не только для обучающейся молодежи, но и для тех отрядов интеллигенции, пополнить которые она готовится  в вузе.

Как показывает исследование, в технических вузах  приток студентов из родного города стал больше, чем ранее. С одной  стороны, их «стартовая позиция» во многом выгоднее: теснее связь с семьей, нет необходимости испытывать трудности  жизни в общежитии, легче определиться с будущим местом жительства. С  социальной же точки зрения эта часть  вузовской молодежи оказывается  менее динамичной и самостоятельной, ее статус надолго остается зависимым  от положения родительской семьи. И  в самоопределении через вуз  элемент личной инициативы проявляется  немного позже.

Студенты  из малых и средних типов поселений, как правило, возвращаются в родные места, хотя в настоящее время  это можно считать вынужденной  акцией. Выявленное в прежних исследованиях  желание закрепиться в более  развитых типах поселений сегодня  не обеспечивается гарантиями трудоустройства. Отсюда – увеличение в перспективе  миграционной подвижности молодежи не только в связи с потребностью в высшем образовании, но и в силу необходимости обретения в будущем  более стабильной социальной позиции.

Говорить  о социальном статусе студентов  в зависимости от социальной принадлежности родителей весьма затруднительно в  условиях перекомпозиции всей социальной структуры. В исследованиях был  взят один признак – образование, связь которого с фактором выбора вуза была всегда сильной.

Более важными являются те статусные характеристики, которые складываются в период обучения в вузе. Именно на этом этапе происходит дифференциация студентов, связанная  с собственной активностью в  учебной, научно-поисковой, общественно-полезной, экономической деятельности. 
Изучение этой дифференциации важно потому, что ее структура отчасти предопределяет будущий социальный статус специалистов и является прообразом распределения в социальной структуре группы населения с высшим образованием. Ясно, что традиционные и новые слои российского общества уже воспроизводятся с участием этой молодежи.

Особенностью  современного студенчества является то, что процесс его включения  в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и  профессиональную подготовку, но и  путем формирования независимых  материально-бытовых условий, новых  форм проявления собственной активности и путем выбора форм социального  взаимодействия. Процесс формирования молодежью независимого от родителей  финансового, имущественного и жилищного  статуса имеет две «узловые точки»: 16-17 лет, когда начинается более или  менее массовое включение во взрослую экономическую жизнь, и 21-22 г., когда  накапливается первый опыт реализации материально-бытовых намерений студенчества.

Насколько успешны попытки современных  студентов обрести собственный  материально-бытовой статус? Основным источником доходов для студентов  по- прежнему является помощь со стороны  родителей и близких. Семейной поддержки  вообще не имеют 6% от опрошенных студентов, а каждый пятый, не отрицая наличия  таковой, просто не считают ее существенной. Второй по значимости источник – стипендия, но размер ее таков, что в качестве основного источника средств  к существованию могут назвать  ее лишь 1/3 студентов. 
Весьма существенным источником является заработная плата, которую сегодня имеют 13% студентов. Утрачивают значение в качестве источников средств к существованию стройотряды. Их роль сегодня стала сопоставима с прибылью от перепродажи товаров, теневого бизнеса и других «новых» видов получения доходов, хотя официально в наличии разовых заработков признается каждый десятый студент.

Существенны различия по полу. Дополнительный доход  имеет каждый пятый, но среди юношей это 27%, а среди девушек – 14%, т. е. вдвое меньше. 
Различные заработки дополнительно к стипендиям, пособиям, помощи родных помогают продержаться, в среднем, третьей части студентов, что характерно для 52% юношей и 21% девушек. В отличие от прежних лет, когда летний труд в стройотряде мог обеспечить средства для нескольких месяцев нормальной жизни, сегодня главное для молодежи – уже в вузовский период найти постоянный заработок и сохранять трудовые отношения в период обучения.

Для того, чтобы снять негативные последствия  необходимого отключения от учебы на заработки, можно обратить внимание на связь дополнительной работы с  получаемой в вузе подготовкой. У  половины «подрабатывающих» студентов  такая связь отсутствует. На возможность  работать по близкой специальности  однозначно указывают лишь 11% от опрошенных, еще 12% используют свои профессиональные знания частично. Интересно, что в  тех вузах, где студенты идут на «приработки» реже, они в большей степени  согласуют это со своей будущей  профессией.

Расходы студентов, естественно, связаны с  удовлетворением первоочередных потребностей, в число которых входят: питание, рекреационные занятия, покупка  одежды. У каждого четвертого студента основная часть средств идет на оплату жилья, у каждого пятого – на приобретение учебных принадлежностей. В то же время тенденция приема в вузы местной молодежи оборачивается  тем, что 2/3студентов не нуждаются  в затратах на жилье, на приобретения товаров длительного пользования, финансирование летнего отдыха, ибо  опираются на поддержку родительской семьи. Трудно однозначно выявить и оценить такие статьи расходов, как «для досуга» и «на каникулы». Без специального анализа не ясно, связанно ли это с содержанием программы досуговой деятельности или же тем, что свободное время уходит не на развлечения, а в основном на приработки, что косвенно подтверждается значительным количеством тех студентов, у которых нет вообще затрат на свободное времяпрепровождение.

Развитие  материально-бытового статуса студентов  связано с их отношением к предметно-вещному  миру, всегда существенному в самосознании и самочувствии студентов.

Судя  по результатам исследования, каждый пятый студент уже имеет собственное  жилье (квартиру, частный дом). Это  естественно, ибо половина опрошенных живут с родителями, имея право  на жилплощадь, и еще 7% являются непосредственными  собственниками жилья.

На вопрос о «частной собственности», точнее, о наличии в собственном распоряжении некоторых предметов – товаров  длительного пользования, выступающих  в данном случае в качестве «знаков  статуса», получены следующие ответы: из числа престижных вещей, символизирующих  статус индивида в современной молодежной субкультуре, были отмечены наличие  в своем распоряжении автомобиля, видео- и телеаппаратуры, компьютера. Не обошла молодежь и новые формы  «вложения капитала»: у половины студентов классического и педагогического  университетов имеются ценные бумаги и драгоценности (дорогие ювелирные  изделия и т. д.), которые более  чем у третьей части всех студентов  считаются необходимым атрибутом  материального статуса. В ряде вузов  используются кредитные карточки при  получении стипендии через банковские депозиты.

То, что  материально-бытовой статус студента находится в процессе становления  и оформления, это очевидно. С  чисто юношеским эгоизмом студент  ориентирован пока только на себя. Об этом говорит хотя бы тот факт, что такая статья расходов, как помощь родителям, оказывается в нижней части шкалы.

В то же время самоопределиться в бытовой  сфере у части студентов связано  с наличием собственной семьи. Студенческие семьи (т. е. семьи, в которых студентом  является хотя бы один из супругов) нуждаются в поддержке.

Плохое  социальное самочувствие значительной части студентов вызвано не решаемыми  социальными проблемами. Степень  тревожности девушек-студенток значительно  выше, чем у юношей. Всех одинаково  волнует плохое материальное положение. Но по перспективам – возможная  безработица, плохая забота о досуге, друг о друге – настроение девушек  заметно хуже, чем мужчин, которые, в свою очередь, больше беспокоит  дополнительный заработок.

       2.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов

Как и  у других групп молодежи, политика не является приоритетной сферой

интересов и потребностей современных студентов, хотя они и испытывают

определенное  влияние политических событий в  стране на свою жизнь.

Политическая  заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и проявляется от случая к случаю. Сегодня, когда выполнение общественных поручений, членство в политической организации перестало быть индикатором  социальной активности, многие формы  участия студентов в политической деятельности свелись к минимуму. Причем, как обычно бывает, налицо маятниковое  движение – от формального, вынужденного участия («занимаюсь», «выполняю», «состою») – к неучастию. Надежды на то, что участие станет пусть и  гораздо менее массовым, но осознанным и добровольным, не оправдались. Если же учесть (и это сегодня становится все более ясным), что в деятельности вузовских  комсомольских организаций  были не только негативные моменты, но и позитивные (организация учебы, труда, быта и досуга студентов, формирование качеств лидера и руководителя), то становится понятным: нынешние ориентации подавляющего большинства студентов будут серьезными препятствиями для преодоления институционального кризиса в молодежном движении.

Отмеченная  тенденция является общераспространенной. Различия по полу (юноши чуть активнее), по направлению обучения (естественники  и экономисты чуть активнее технарей и гуманитариев), и по вузам мало значимы и лишь подтверждают общую тенденцию.

Основная  форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная.

Выясняется  несостоятельность распространенного  в последние годы стереотипа, когда аполитичность молодежи (факт реальный применительно к участию в политической деятельности, политических партиях, движениях) переносилась и на ее отношение к информации о политике. Особенно это недопустимо относить к студентам-гуманитариям и экономистам, чей интерес к политической информации выше среднего. Поэтому представляется не совсем оправданным происшедшее в последние годы свертывание налаженной системы политического информирования студентов. Этому способствовало и то, что многие кафедры общественных и гуманитарных наук – под предлогом «деидеологизации», «деполитизации» – крайне мало используют потенциал своих базовых курсов и спецкурсов для систематического информирования студентов по актуальным политическим проблемам. Однако недопустима односторонность политического информирования студентов, превращение его в политическую агитацию. В условиях предвыборной борьбы это может привести к втягиванию студенчества в политические игры на стороне тех или иных сил. Поэтому включение в уставы многих вузов положения о недопустимости политической пропаганды в обучении и воспитании студентов должно неукоснительно соблюдаться.

Большинство студентов отдают предпочтение демократическим  реформам. Даже в условиях, когда  многие студенты непосредственно ощущают  негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентаций сохраняется. Хотя – и это нужно предвидеть – дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.

Отношение к политике, когда реальностью  становится все большее неучастие  в

ней, студенты все чаще соотносят с готовностью  и способностью властных

структур  любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне

нормальной  можно считать характерную для  молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и нерешенные проблемы.

<

Информация о работе Студенчество как социальная группа