Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:23, реферат
Выбор темы реферата не составил трудности, т.к. я сам принадлежу к группе студентов и имею возможность рассмотреть эту проблему изнутри. Тем более, вопрос о роли студенчества в нашем обществе и, в частности, в группе молодежи, весьма актуален по многим причинам.
Введение
Выбор темы реферата не
Особый интерес к такой
В
философско-социологической
В
данной работе я попытаюсь рассмотреть
такие аспекты, как социальный статус
и самочувствие студента, воспроизводство
студенческой молодежи: новые тенденции,
а также политические, нравственные и
культурно-досуговые ориентации студентов.
Но сначала, необходимо дать понятие о
такой социальной группе, как студенчество.
Глава 1. Социальная структура студенчества
1.1 Понятие о студенчестве
Студент
(от лат. studens, род. падеж studentis – усердно
работающий, занимающийся), учащийся высшего,
в некоторых странах и среднего
учебного заведения. В Древнем Риме
и в средние века студентами называли
любых лиц, занятых процессом
познания. С организацией в 12 веке университетов
термин
«студент» стал употребляться для обозначения
обучающихся (первоначально и преподающих)
в них лиц; после введения ученых званий
для преподавателей
(магистр, профессор и др.) – только учащихся.
Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально- демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.
Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.
Потребность
в образованных кадрах повсеместно
вызывает быстрый рост абсолютного
числа студентов, а также их удельного
веса в общей массе населения
и особенно в молодежных возрастных
группах. В связи с укрупнением
высших учебных заведений усиливается
концентрация студенчества, студенческие
городки становятся все более
многолюдными. Растущая массовость высшего
образования подрывает его
Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально- экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.
Но в
настоящее время в научной
литературе еще нет достаточно полного
определения понятия «
Отличительными
чертами студенчества как общественной
группы являются: характер труда студентов,
заключающийся в
Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.
Студенчество,
являясь составной частью молодежи,
представляет собой специфическую
социальную группу, характеризующуюся
особыми условиями жизни, труда
и быта, социальным поведением и
психологией, системой ценностных ориентаций.
Для ее представителей подготовка к
будущей деятельности в избранной
сфере материального или
Как социальная
группа, студенчество является объединением
молодых людей с определенными
социально значимыми
Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.
К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего, социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.
Стремясь
завершить обучение в вузе и таким
образом реализовать свою мечту
о получении высшего
Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
Другой
важной особенностью является то, что
активное взаимодействие с различными
социальными образованьями
Социально
значимой чертой студенчества является
также напряженный поиск смысла
жизни, стремление к новым идеям
и прогрессивным
1.2 Путь в студенты
Стремление
к высшему образованию
«переплавка» социального состава в слой
инженерно-технической, естественно- научной
и гуманитарной интеллигенции. Однако
это не означает, что не следует принимать
мер к регулированию социального состава
студенчества.
Существуют определенные различия в возможностях
приобретения знаний у жителей городов
и сел, в уровне подготовки к конкурсным
экзаменам, в жизненном опыте, общей культуре,
устойчивости интереса к специальности.
«Путь в студенты» начинается значительно раньше, чем студенческая жизнь. Для молодежи продолжение образования является большой социальной, моральной и психологической ценностью.
Профессиональные планы у молодежи возникают под влиянием различных средств воздействия – мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т. д.
С другой
стороны, массовое стремление к высшему
образованию и среднему специальному
образованию приводит к тому, что
собственные возможности, склонности
и способности оцениваются
Сейчас вуз для большинства школьников представляется очень высокой ценностью. Стремление молодежи в вузы, сопровождается столь высоким конкурсом, что он немедленно выявляет все огрехи в преподавании, особенно в сельской школе. Несомненно, что успех работы вуза по подготовке высококвалифицированных специалистов во многом зависит от качественного набора пополнения студентов. Однако следует учитывать, что у принятого в вуз молодого человека многие разочарования возникают в результате его недостаточной осведомленности о будущей специальности, характере деятельности, необходимых способностях и умениях, социальных и психологических требованиях, предъявляемых специалисту.
Выпускникам школ очень важно знать спрос на различные профессии в ближайшие 10-20 лет. Ведь было бы неправильно выбирать вуз или техникум, исходя лишь из конъюнктуры, сложившейся в момент поступления, т.к спрос на те или иные профессии может резко измениться. В результате дефицитные и избыточные, более престижные профессии могут частично или даже полностью поменяться местами.
Социальный опыт молодежи, оканчивающей среднюю школу, нередко оказывается еще узким и ограниченным. Не секрет, что даже самая совершенная система образования и воспитания не в состоянии подготовить молодого человека к реальной жизни в такой степени, чтобы он без иллюзий и колебаний усвоил комплекс функций взрослого человека. Несомненно, что более глубокое знакомство с жизнью меняет сложившиеся у молодого человека представления: то, что совсем недавно представлялось обыденным и неинтересным, оказывается на самом деле важным и привлекательным, и , наоборот, то поверхностное, наносное, что казалось главным, начинает постепенно отходить на задний план и теряет первоначальный ореол.
В период студенчества идеалы и жизненные планы теряют присущую юношескому возрасту некоторую абстрактность и становятся более надежным (хотя и несколько «приземленным») ориентиром, необходимым для конкретной практической деятельности. И по мере того, как человек утрачивает непомерные притязания, он начинает ценить реальную красоту и радость жизни.
Вот почему в более зрелом возрасте нередко происходит пересмотр юношеских стремлений и мечтаний, переосмысливание жизненных планов. И этот процесс, хотя он происходит довольно болезненно и не без потерь, в принципе закономерен.
Однако часть абитуриентов при выборе специальности не затрудняет себя тем, чтобы поглубже познакомиться с теми возможностями, которая сулит избираемая профессия. И дело не только в том, что на некоторые редкие специальности и специализации очень большой прием, но и в поверхностном знакомстве абитуриентов с ними.
Очень важно уже с 1 курса при организации воспитательной работы формировать у студентов глубокое, заинтересованно-положительное отношение к своей профессии, устойчивую социальную ориентацию.
По мнению социолога Ф.Р.Филиппова, понятие социальной ориентации может быть рассмотрено в различных смыслах. В самом широком смысле социальная ориентация означает осознание индивидом самого себя как частицы элемента социальной общности. В узком смысле социальная ориентация означает осознание индивидом своей связи со средой происхождения и его ожидания относительно будущей социальной «позиции», т. е. места и роли в той социальной группе, членом которой он намерен стать. Вот почему важнейшим моментом социальной ориентации являются жизненные планы.