Студенчество как социальная группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:23, реферат

Описание работы

Выбор темы реферата не составил трудности, т.к. я сам принадлежу к группе студентов и имею возможность рассмотреть эту проблему изнутри. Тем более, вопрос о роли студенчества в нашем обществе и, в частности, в группе молодежи, весьма актуален по многим причинам.

Работа содержит 1 файл

реферат по социологии.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

Введение

            Выбор темы реферата не составил  трудности, т.к. я сам принадлежу к группе студентов и имею возможность рассмотреть эту проблему изнутри. Тем более, вопрос о роли студенчества в нашем обществе и, в частности, в группе молодежи, весьма актуален по многим причинам.

               Особый интерес к такой общественной  группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно  развивающиеся отрасли народного  хозяйства, наука и культура  обуславливают дальнейшее увеличение  численности и качества подготовки  специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам  учащейся молодежи); во-вторых, возрастает  социально-экономическая значимость  учебно-подготовительных функций  учащихся вузов; в-третьих, студенчество  является важнейшим источником  воспроизводства интеллигенции;  в-четвертых, той большой ролью,  которую играет студенчество  в общественно-политической жизни  нашей страны.

    В философско-социологической литературе проблема студенчества начала активно  разрабатываться в 60-е гг. Различные  аспекты этой проблемы, такие, как  социальные источники пополнения студенчества, особенности различных его профессиональных групп, высшая школа как канал  социальных перемещений, рассматривались  такими исследователями, как Дмитриев А.В., Иконникова С.Н., Колесников Ю.С., Лисовский  В.Т., Рубин Б.Г., Рубина Л.Я., Руткевич М.Н., Саар Э.А., Титма М.Х., Филиппов Ф.Р. и др.

    В данной работе я попытаюсь рассмотреть  такие аспекты, как социальный статус и самочувствие студента, воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции, а также политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов. Но сначала, необходимо дать понятие о такой социальной группе, как студенчество. 

Глава 1. Социальная структура  студенчества

       1.1 Понятие о студенчестве                                                                             

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis – усердно  работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом  познания. С организацией в 12 веке университетов  термин 
«студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей 
(магистр, профессор и др.) – только учащихся.

Термин  «студенчество» обозначает собственно студентов как социально- демографическую  группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и  т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая  характеризуется определенными  социально-психологическими особенностями.

Студенчество  как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми  университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в  социальном, так и в возрастном отношениях. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных  кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего  образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве  случаев только для состоятельных  слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью  и играло заметную роль в общественной жизни.

Потребность в образованных кадрах повсеместно  вызывает быстрый рост абсолютного  числа студентов, а также их удельного  веса в общей массе населения  и особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением  высших учебных заведений усиливается  концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более  многолюдными. Растущая массовость высшего  образования подрывает его былую  элитарность, делает студенчество более  демократическим по социальному  происхождению.

Студенчество  не занимает самостоятельного места  в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а  общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного  строя и конкретизируются в зависимости  от уровня социально- экономического и  культурного развития страны, включая  и национальные особенности системы  высшего образования.

Но в  настоящее время в научной  литературе еще нет достаточно полного  определения понятия «студенчество», как нет и единого мнения по вопросу о характере и специфике  труда студенчества.

Отличительными  чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом  накоплении, усвоении, в овладении  научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции  и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи».

Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного  разделения труда, которая заключается  в подготовке к выполнению функций  интеллигенции. не участвуя постоянно  в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее  частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой  в обществе возрастает.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую  социальную группу, характеризующуюся  особыми условиями жизни, труда  и быта, социальным поведением и  психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к  будущей деятельности в избранной  сфере материального или духовного  производства является главным, хотя и  не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными  социально значимыми устремлениями  и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую  группу учащейся молодежи, обладает присущими  только ей особенностями.

Студенчество  – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.

К числу  специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько  типичных черт. Прежде всего, социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь  завершить обучение в вузе и таким  образом реализовать свою мечту  о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств  социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального  продвижения.

Общность  целей в получении высшего  образования, единый характер труда  – учеба, образ жизни, активное участие  в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой  важной особенностью является то, что  активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в  вузе приводят студенчество к большой  возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения  – это специфическая черта  студенчества.

Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям  и прогрессивным преобразованиям  в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в  силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков  могут переходить к бездумному критицизму.

       1.2 Путь в студенты

Стремление  к высшему образованию характерно для всех социальных групп молодежи. Не случайно в высшей школе встречаются  группы молодежи из семей служащих, рабочих, интеллигенции. В вузе происходит своеобразная 
«переплавка» социального состава в слой инженерно-технической, естественно- научной и гуманитарной интеллигенции. Однако это не означает, что не следует принимать мер к регулированию социального состава студенчества. 
Существуют определенные различия в возможностях приобретения знаний у жителей городов и сел, в уровне подготовки к конкурсным экзаменам, в жизненном опыте, общей культуре, устойчивости интереса к специальности.

«Путь в студенты» начинается значительно  раньше, чем студенческая жизнь. Для  молодежи продолжение образования  является большой социальной, моральной  и психологической ценностью.

Профессиональные  планы у молодежи возникают под  влиянием различных средств воздействия  – мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т. д.

С другой стороны, массовое стремление к высшему  образованию и среднему специальному образованию приводит к тому, что  собственные возможности, склонности и способности оцениваются порой  не в соответствии с избранной  профессией, а по принципу «лишь  бы с дипломом». И где уж тут  думать о том , чтобы избираемая профессия  соответствовала твоим склонностям  и способностям, когда главным  и определяющим становится принцип: «Не важно в какой вуз поступать, лишь бы поступить».

Сейчас  вуз для большинства школьников представляется очень высокой ценностью. Стремление молодежи в вузы, сопровождается столь высоким конкурсом, что  он немедленно выявляет все огрехи в преподавании, особенно в сельской школе. Несомненно, что успех работы вуза по подготовке высококвалифицированных специалистов во многом зависит от качественного набора пополнения студентов. Однако следует учитывать, что у принятого в вуз молодого человека многие разочарования возникают в результате его недостаточной осведомленности о будущей специальности, характере деятельности, необходимых способностях и умениях, социальных и психологических требованиях, предъявляемых специалисту.

Выпускникам школ очень важно знать спрос на различные профессии в ближайшие 10-20 лет. Ведь было бы неправильно выбирать вуз или техникум, исходя лишь из конъюнктуры, сложившейся в момент поступления, т.к спрос на те или иные профессии может резко измениться. В результате дефицитные и избыточные, более престижные профессии могут частично или даже полностью поменяться местами.

Социальный  опыт молодежи, оканчивающей среднюю  школу, нередко оказывается еще  узким и ограниченным. Не секрет, что даже самая совершенная система образования и воспитания не в состоянии подготовить молодого человека к реальной жизни в такой степени, чтобы он без иллюзий и колебаний усвоил комплекс функций взрослого человека. Несомненно, что более глубокое знакомство с жизнью меняет сложившиеся у молодого человека представления: то, что совсем недавно представлялось обыденным и неинтересным, оказывается на самом деле важным и привлекательным, и , наоборот, то поверхностное, наносное, что казалось главным, начинает постепенно отходить на задний план и теряет первоначальный ореол.

В период студенчества идеалы и жизненные планы теряют присущую юношескому возрасту некоторую абстрактность и становятся более надежным (хотя и несколько «приземленным») ориентиром, необходимым для конкретной практической деятельности. И по мере того, как человек утрачивает непомерные притязания, он начинает ценить реальную красоту и радость жизни.

Вот почему в более зрелом возрасте нередко  происходит пересмотр юношеских  стремлений и мечтаний, переосмысливание жизненных планов. И этот процесс, хотя он происходит довольно болезненно и не без потерь, в принципе закономерен.

Однако  часть абитуриентов при выборе специальности  не затрудняет себя тем, чтобы поглубже познакомиться с теми возможностями, которая сулит избираемая профессия. И дело не только в том, что на некоторые редкие специальности  и специализации очень большой  прием, но и в поверхностном знакомстве абитуриентов с ними.

Очень важно уже с 1 курса при организации воспитательной работы формировать у студентов глубокое, заинтересованно-положительное отношение к своей профессии, устойчивую социальную ориентацию.

По мнению социолога Ф.Р.Филиппова, понятие  социальной ориентации может быть рассмотрено  в различных смыслах. В самом  широком смысле социальная ориентация означает осознание индивидом самого себя как частицы элемента социальной общности. В узком смысле социальная ориентация означает осознание индивидом  своей связи со средой происхождения  и его ожидания относительно будущей  социальной «позиции», т. е. места и  роли в той социальной группе, членом которой он намерен стать. Вот почему важнейшим моментом социальной ориентации являются жизненные планы.

Информация о работе Студенчество как социальная группа