Студенческая семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 14:35, реферат

Описание работы

Данная работа и проводимое в ней исследование посвящены студенческим семьям. Выбор темы обусловлен ее актуальностью в данное время, в условиях современного Российского общества, когда курс государства направлен на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, серьезно встает вопрос брачно-семейной активности молодежи, в частности такой молодежной группы как студенчество. Студенческая семья представляет собой перспективную ячейку общества. Именно семья является единственным социальным институтом, в котором происходит производство новых поколений и передача социальной информации фундаментальных ценностей от родителей к детям.

Работа содержит 1 файл

Основная чать реферата.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Таблица 2.

Ответы  на вопрос: «Какая форма семьи Вам  больше нравится?»

(в  % от числа ответивших)

  Студенты  вузов Студенты  колледжей Учащиеся  ПТУ Всего
На  основе зарегистрированного барака 74,5 74,6 70,4 73,8
На  основе свободных отношений, без  обязательной регистрации брака 13,2 16,4 16,3 14,4
На  основе заключения брачного контракта 4,7 4,5 5,1 4,7
Мне больше подходит одинокий образ жизни 2,5 3,0 6,1 3,2
Другое 4,8 1,5 2,1 3,7
Не  ответили 0,3 0,0 0,0 0,2
 

А при  ответе студентов на вопрос: «Хотите ли вы в будущем иметь детей?» 89% ответили «Да».

Таблица 3.

Ответы  на вопрос: «Хотите ли вы в будущем иметь детей?»

(в  % от числа ответивших)

  Студенты  вузов Студенты  колледжей Учащиеся  ПТУ Всего
Да 89,3 88,8 81,6 87,9
Нет 2,2 3,7 2,0 2,5
Затрудняюсь ответить 7,4 7,5 16,3 8,9
Не  ответили 1,1 0,0 0,1 0,7
 

    Получить  семейное счастье в готовом виде невозможно - за него нужно бороться и страдать, создавать собственными руками, созидать изо дня в день. Мотивы вступления в брак, и характер взаимоотношений у супругов студентов, их ценностные ориентации отличаются прогрессивными началами, что позволяет сделать вывод о хорошей перспективе у студенческих семей.

2.2. Перспективы и  пути решения проблем  студенческой семьи.

    Студенческая  семья испытывает значительные материальные трудности, трудности, связанные с  рождением и воспитанием детей. Стесненные жилищные условия, плохо налаженный быт, низкий денежный доход, дефицит свободного времени - все эти неблагоприятные факторы обусловливают необходимость решения в первую очередь семейно-бытовых проблем, отодвигая на второй план учебу. Такое положение можно изменить, улучшив быт студенческих семей. И тут без помощи общества не обойтись.

    Первым  и необходимым шагом в этом направлении является улучшение жилищно-бытовых условий студенческих семей. Кардинальное решение жилищной проблемы видится в строительстве как семейных вузовских, так и межвузовских студенческих семейных комплексов с необходимым набором социально-бытовых услуг. Но возможны и другие пути решения проблемы. Например, на договорных началах на определенный срок сдавать какую-то часть свободных комнат общежитий ПТУ (а такие случаи известны) семейным студентам.

    Необходима  организация при общежитиях комбинатов бытовых услуг, пунктов проката, игровых комнат для детей и  учебных – для их родителей. Решение этих проблем в значительной мере, на наш взгляд, зависит от инициативы самих студентов, от их желания и умения благоустроить свой быт. Инициативы студентов должны подкрепляться материальной поддержкой администрации и профсоюзной организаций вуза.

    Для преодоления материально-экономических  трудностей, как нам представляется, необходима разработанная на государственном уровне система кредитов, обеспечивающая студентам прожиточный минимум. В качестве кредиторов могут выступать предприятия и учреждения, заинтересованные в распределении специалиста на свое предприятие. Улучшить материальное положение семейных студентов можно и за счет дифференцированного подхода при распределении стипендий. Например, студентам, имеющим детей, доплачивать определенную надбавку до прожиточного минимума. Материальное положение студентов может улучшить их труд на временной и сезонной работе на условиях неполного рабочего дня, в стенах своего вуза, на своей кафедре, на профильном предприятии, что особенно ценно для будущей профессии. Для этого студенческим профкомам необходимо иметь постоянно обновляющуюся информацию о возможностях трудоустройства на приемлемых для студентов условиях. Перспективным представляется и создание студенческих кооперативов, по роду деятельности близких профилю вуза.

    Большинство вузов не имеют своих дошкольных детских учреждений. Тем не менее все вузы так или иначе стараются помочь своим семейным студентам с устройством детей в ясли-сады. Видимо, можно было бы облегчить жизнь студенток-матерей, создавая филиалы детских учреждений при общежитиях. При этом в качестве воспитателей могут выступать поочередно сами матери.

    Однако, жилищные и материальные трудности  – не единственные в жизни студенческих семей. Основной задачей является совмещение учебы и семейных обязанностей. Облегчить  ее решение можно при помощи создания оптимального режима работы учебных заведений прежде всего для студенток-матерей. А именно: разрешить учебу по индивидуальному графику со свободным посещением занятий, предоставить возможность сдавать экзамены и зачеты на протяжении всего семестра в удобное для них время, создавать при семейных общежитиях консультационные пункты по различным учебным предметам и т. д. Таким образом может быть решена двуединая задача: воспитание детей и успешное освоение профессии.

    Как показало наше исследование, не все молодые люди в достаточной мере подготовлены к семейной жизни. У многих из них не сформированы умения и навыки для выполнения ролей мужа и жены, они не имеют необходимых педагогических знаний и гигиенических навыков по уходу за ребенком, зачастую беспомощны в хозяйственных и финансовых вопросах, не приучены считаться с интересами семьи, в отдельных случаях выступают по отношению к супругу (супруге) как потребители. Представляются целесообразными введение во всех учебных заведениях факультативных занятий по проблемам брачно-семейных отношений, широкая пропаганда здорового образа жизни и создание клубов молодой семьи, молодой хозяйки, призванных помочь молодым людям приобрести недостающие знания и умения для успешной семейной жизни.

    Все эти мероприятия в определенной мере будут способствовать успешному функционированию студенческой семьи и, безусловно, внесут позитивный вклад в стабилизацию брачно-семейных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Студенческая  молодежь представляет собой особую категорию населения. Она имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые. Студенческая молодежь сразу воспринимает все новое, выработанное предшественниками в науке, технике, в образовании, в культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых.

    Студенческая  семья достаточно сложный объект исследования. Основанная на любви  и общности интересов, на взаимном уважении и заботе супругов студенческая семья отличается высоким уровнем стабильности, что дает основание прогнозировать успешность функционирования ее в дальнейшем.

    Студенческие  семьи создаются и развиваются  по общим законам. Им присущи типичные черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.

    Специфические проблемы, характерные для большинства студенческих семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и семейных обязательств; трудности, связанные с рождение и воспитанием детей: некому присматривать за ребенком во время учебы; небольшие возможности для приработка.

    В числе ближайших жизненных планов у студенческих семей важное место занимает рождение ребенка. С появлением ребенка семья вступает в новый, более ответственный этап развития. Но, определенная часть молодоженов, иногда вопреки интересам своей семьи, откладывают рождение первенца из-за материальных затруднений и трудностей в решении жилищного вопроса. У семейных студентов, которые уже имеют детей, одним из главных вопросов является “Где и с кем оставить ребенка во время занятий?” Большинство вузов не имеют своих садов и яслей.

    Другой, основной проблемой является нехватка свободного времени. Отмечается, что с появлением ребенка супруги меньше времени уделяют друг другу, у большинства семей нет времени для частых встреч и общения с друзьями. Также, в числе проблем, выделенных студентами-родителями, является то, что многие из них мало информированы о пособиях, предоставляемых государством семьям, имеющим детей.

    Затруднения в разрешении обозначенных выше проблем, могут привести к конфликтам в  семье, ухудшению здоровья студенческих семей, уменьшению рождаемости, увеличению матерей-одиночек, возрастанием отказничества от детей, т.е. к утрате семьей своих основных функций. Для избежания таких последствий в современном обществе нужна разработанная и налаженная система мер социальной поддержки студенческим семьям, оказание помощи им как со стороны государства, так и со стороны администрации вузов, общественных организаций. Немаловажную роль при этом должны играть сами студенческие семьи. Заинтересованность и инициативность в решении проблем, желание и умение обустраивать свой быт в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список.

  1. Бессчетнова, О.В. Семья и семейный образ жизни в система ценностей студенческой молодежи: [социология молодежи] / О.В. Бессчетнова // Семья в России. - 2008. - №2. - С. 20-27.
  2. Говако Б.И. Студенческая семья / редкол.: Э.К. Васильева и др. – М.: Мысль, 1988.
  3. Долбик-Воробей, Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости / Т.А. Долбик-Воробей // Социологические исследования. - 2003. - №11.
  4. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Л.В. Карцева //  Социологические исследования. - 2003. - №7.
  5. Левкович В.П. Роль родительской семьи во взаимоотношениях молодых супругов / В.П. Левкович // Психологический журнал. - 2008. - №3. - С. 41-47.
  6. Потенциалы России в глобальном мире: проблема адаптации и развития. Десятые Вавиловские чтения: материалы постоянно действующей Всероссийской междисциплинарной научной конференции с международным участием / Под общей ред. проф. В.П. Шалаева: в 2 ч. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. - Ч.1. - 328 с.
  7. Социология: учеб. для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 448 с.
  8. Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы. – Мн.: Университетское, 1991.
  9. Черняк Е.М. Социология семьи: учеб. пособие / Е.М. Черняк. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 240 с.

Информация о работе Студенческая семья