Студенческая семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 14:35, реферат

Описание работы

Данная работа и проводимое в ней исследование посвящены студенческим семьям. Выбор темы обусловлен ее актуальностью в данное время, в условиях современного Российского общества, когда курс государства направлен на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, серьезно встает вопрос брачно-семейной активности молодежи, в частности такой молодежной группы как студенчество. Студенческая семья представляет собой перспективную ячейку общества. Именно семья является единственным социальным институтом, в котором происходит производство новых поколений и передача социальной информации фундаментальных ценностей от родителей к детям.

Работа содержит 1 файл

Основная чать реферата.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

    Вообще, чисто студенческий брак начал терять свою перспективу еще лет 15 назад. Уже тогда многие студентки выходили замуж за военных. Однако, за последние годы авторитет армии немного упал. Именно поэтому сейчас так часты браки студентов, в основу которых положены преимущественно материальные соображения. Такие факты, как наличие жилплощади у жениха, или его родителей; наличие у будущего супруга значительных финансовых средств играют нередко решающую роль при заключении браков. Хотя и в таких браках существуют такие моменты, как привлекательность партнера, желание иметь семью, а в недалеком будущем и детей.

    Что же заставляет студентов вступать в  брак с кем-либо из своих сокурсников? Это происходит по нескольким мотивам. На сегодняшний день по результатам многих исследований специалистов, выделяются следующие причины вступления в брак:

- на первое место исследователи ставят беременность;

- второе место отводится желанию уйти от родителей;

- далее следует экономическая самостоятельность;

- следующая причина – это брак по расчету;

- и лишь пятое место среди причин вступления в брак занимает любовь.

    Студенты  полагают, что во время обучения в ВУЗе легче создать семью, так как молодые люди, поступив в высшее учебное заведение, объединены общими взглядами и интересами. Они основное время проводят вместе друг с другом. Студенты заключают браки чаще всего на старших курсах. Окончание учебы, распределение на работу, в перспективе любимая работа — это составляющие духовности студенческого брака. Ожидание радостной долгожданной перспективы окончания ВУЗа имеет двойной эффект, так как изменение социального статуса произойдет у обоих супругов. Таким образом, схожесть целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.

    Успешность  студенческого брака - это субъективно-объективная оценка брачно-семейных отношений их родителей, отражающая степень удовлетворенности супругов браком и соответствие выполняемых семейных функций общественным интересам. Молодые семьи, наследуют многие образцы семейной жизни родителей. Те студенты, кто считает брак своих родителей идеальным, так же подходят и к своему браку.

    Почти все семьи можно отнести к тем или иным типам, условно названными как демократический, авторитарный, анархический. Что они собой представляют? К демократическим были отнесены семьи, построенные на началах коллективизма, равноправия, уважительных отношений между членами семьи, отличающиеся эмоциональной теплотой и кооперацией в ведении домашних дел. Авторитарные семьи это те, в которых имеется один лидер - глава семьи, принимающий решения и руководящий, остальные ему подчиняются. Членов семьи в дальнейшем связывает в основном только привычка. Семьи анархического типа отличаются разобщенностью, каждый живет сам по себе. Эмоциональный настрой выражается чаще всего понятием «безразличие», а иногда и «неприязнь». Анализ показывает, что существует тесная зависимость между типом организации семейной жизни родителей и результатами воспитания детей, а также целями, которые преследует семья.

    Выгодно отличаются семьи демократического типа как удовлетворенностью членов семьи существующими внутрисемейными отношениями, так и той направленностью, которой они следуют. Жизненные достижения родителей и жизненные цели детей в основном отвечают интересам общества. В этих семьях дети-студенты оказались лучше подготовленными к ролям гражданина, труженика, семьянина. Авторитарные же семьи зачастую культивировали меркантильно-гедонистические интересы и стремились их удовлетворить. Эти семьи неплохо готовят детей к будущей семейной жизни, но хуже, чем семьи других типов, к выполнению обязанностей гражданина и труженика. Авторитарная семья устойчивее, стабильно анархической, но менее успешна, так как воспитательная функция осуществляется вразрез с общественными интересами.

    Оптимальным вариантом, оказались семьи демократического типа. Их характеризует: правильность сделанных ранее выводов, связь в передаче ценностей между поколениями, ведь сегодняшние студенты - это вчерашние дети.

    Положенный в основу типологии, семей принцип организации семейной жизни наиболее; отвечает решению исследовательских задач по выяснению уровней успешности и стабильности студенческого брака. Принципы организации семейной жизни говорят о деятельности семьи и в определенной мере; о личностных качествах ее членов, склонных к тому или иному принципу совместной деятельности. Типы студенческих семей: демократический, авторитарный, анархический, неопределившейся.

    В молодых, только что образовавшихся студенческих семьях, процесс адаптации, выработки общего образа жизни происходит по-разному. В одних случаях это может происходить быстро, в других медленно. И если супруги еще не определились в оценках своего брака, то объясняется это или небольшим стажем семейной жизни, или по причине несформированных представлений о семейных ролях, своих обязанностях.

    Предварительный анализ проблемы состояния и путей формирования ценности семьи у студентов позволяет сделать следующие предположения:

1. Положительными проявлениями влияния вступления в брак в студенческие годы на учебную и начало профессиональной деятельности и карьеры является повышение ответственности и стремление к улучшению качества учёбы или выполняемой работы, больше ориентированы на достижение успехов в работе, повышение психологической уравновешенности, упорядочивание досуга, стабилизация сексуальных отношений.

2. Факторами, усиливающими положительное влияние студенческой семьи на учебную и начало профессиональной деятельности и карьеры супругов выступает социально-психологическая поддержка со стороны родительских семей, вузовских общественных организаций, разработка специальных программ содействия студенческим семьям.

2. Проблемы студенческой  семьи и пути  их решения.

2.1. Основные проблемы  студенческой семьи.

    Студенческая  семья – это нуклеарная семья, однодетная или бездетная, с любой ориентацией на рождение детей. Она характеризуется большей стабильностью, чем любая другая молодая семья, так как супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу. Цель учебной деятельности – стать высококвалифицированными специалистами.

    В настоящее время отмечаются внешние и внутренние силы, влияющие на формирование студенческой семьи. Внешние силы, укрепляющие брак, со временем начинают менее влиять на формирование и развитие студенческих семей, а внутренние, включающие в себя ответственность, любовь и взаимопонимание, не всегда противостоят конфликтам и проблемам, разрушающим семьи.

    На  начальном этапе семейной жизни  студенческая семья неустойчива, конфликтна. Дестабилизирующим субъективным фактором является неподготовленность молодых людей к супружеской жизни, включающая отсутствие умений планирования и контролирования семейного бюджета, построения супружеских отношений, их согласованности в выполнении не только социальных, но и семейных ролей и функций.

    Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

    В числе ближайших жизненных планов у студенческих семей важное место занимает рождение ребенка. С появлением ребенка семья вступает в новый, более ответственный этап развития. Но, различные исследования показывают, что определенная часть молодоженов, иногда вопреки интересам своей семьи, откладывают рождение первенца из-за материальных затруднений. Далеко не все из поженившихся студентов получают материальную помощь от родителей, многим семейным студентам приходится подрабатывать в “свободное время”, другим - переходить на заочное отделение, или вообще на какое-то время (а иногда насовсем) откладывать учебу.

    Примерно в половине случаев откладывание рождения ребенка мотивируется трудностями в решении жилищного вопроса. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко. Жилищную проблему семейных студентов в определенной мере позволяют решать студенческие общежития. Предоставление комнаты в общежитии молодой семье напрямую зависит от материального обеспечения того или иного высшего учебного заведения. Сегодня они находятся в неравных условиях. Студенческим семьям предоставляют места в общежитиях только лишь около половины ВУЗов.

    Подготовленность  к семейной жизни включает в себя мотивационную, психологическую, педагогическую, хозяйственно-экономическую, сексуальную готовности.

    Неподготовленность  к вступлению в брак, к решению семейных конфликтов и сложившихся проблем, приводит молодую студенческую семью к разводу, причинами которого является ряд следующих проблем:

  1. низкий уровень доходов;
  2. плохое материальное положение молодой семьи;
  3. материальная зависимость от родителей (единственный источник доходов – стипендия, иногда временный заработок);
  4. неясность перспектив с работой;
  5. отсутствие перспектив приобретения самого скромного жилья для семьи за счет собственных средств;
  6. дестабилизация систем дошкольного воспитания детей;
  7. увеличение риска бедности с рождением детей;
  8. недостаточность медицинского и социального обслуживания семей с детьми;
  9. психологическая несовместимость;
  10. бытовая неустроенность;
  11. нехватка свободного времени;
  12. возможная психологическая нестабильность из-за бытовой неустроенности молодой семьи.
  13. несоответствие установок (идеальных представлений) реальному поведению супругов.

    Отрицательные изменения в институте брака  являются воздействие семьи на последствия  социально-экономической и культурной жизни общества в условиях экономических реформ. В связи с этим увеличиваются альтернативные типы браков, отличающиеся от моногамного брака.

    Свобода в определении брачного партнера, а также доступность возможности впоследствии развестись с ним, приводит к росту процента разводов и повторных браков. Результатом такого положения дел становится не только нивелировка ценностей семейно-брачных отношений.

    Вышеперечисленные проблемы официального заключения брака  пугают молодых людей и способствуют распространению в студенческой среде совместной жизни без регистрации брака (сожительства).

    На сегодняшний день добрачное сексуальное поведение – это не отклонение от нормы, а эволюционные сдвиги в институте семьи. Обосновать это можно тем, что для современной молодежи характерны либеральные взгляды на жизнь, она еще не обустроена в жизни, склонна в этой связи к экспериментам.  Положительными сторонами гражданского брака ученые считают:

  1. возможность разойтись без формальностей;
  2. не требуется согласия родителей;
  3. не возникают юридические проблемы с жильем и имуществом;
  4. не требуются расходы на свадьбу.

    Введение  института пробных браков на первый взгляд кажется весьма перспективным. Так как именно гражданский незарегистрированный брак дает возможность проверить чувства будущих супругов на прочность. Эта возможность заставляет молодых людей больше дорожить друг другом, избегать лишних конфликтов. В гражданском браке людей удерживает вместе только истинная привязанность и самоценность супружеской жизни. Кризис российской студенческой семьи делает гражданский брак более «выгодным», чем официальный зарегистрированный брак. Однако создается ситуация, когда люди живут в подобном браке много лет, у них появляются дети. Обычно в этом случае мать ребенка настаивает на официальном браке, но если отец против, начинаются проблемы. Негативными сторонами гражданского брака являются: внебрачные дети; проблемы с оформлением отцовства у ребенка; ущемленное положение женщины в такой неоформленной семье.

    Получая высшее образование, студенты ориентируются на несемейные ценности и максимально откладывают создание первого брака. Но откладывание официального брака не подразумевает откладывание сексуальных отношений, в связи с чем, значительно увеличивается количество абортов, бесплодности, отказы от рожденных детей.

    Повальное стремление молодежи, особенно это наблюдалось в 90-х годах, к незарегистрированным, так называемым «пробным» бракам, в основном, закончилось. Молодежь начала XXI демонстрирует стремление к традиционным ценностям, стабильности в личных отношениях.

    Несмотря на то, что молодые люди не планируют создание своих семей в ближайшем будущем, тем не менее, они задумываются о своей личной жизни достаточно серьезно. Об этом мы можем судить по ответам, которые они дали о форме семьи, наиболее приемлемой для них, и желании в будущем иметь детей (таблицы 2, 3). Анализ различных социологических исследований показывает, что большинство опрошенных студентов Республики Марий Эл считают, что наиболее предпочтительней для них зарегистрированный брак, то есть брак официально признанный и одобряемый обществом. Так при ответе студентов на вопрос: «Какая форма семьи Вам больше нравится?» почти 75% опрошенных студентов ответили: «На основе зарегистрированного брака».

Информация о работе Студенческая семья