Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 14:35, реферат
Данная работа и проводимое в ней исследование посвящены студенческим семьям. Выбор темы обусловлен ее актуальностью в данное время, в условиях современного Российского общества, когда курс государства направлен на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, серьезно встает вопрос брачно-семейной активности молодежи, в частности такой молодежной группы как студенчество. Студенческая семья представляет собой перспективную ячейку общества. Именно семья является единственным социальным институтом, в котором происходит производство новых поколений и передача социальной информации фундаментальных ценностей от родителей к детям.
Введение
Данная работа и проводимое в ней исследование посвящены студенческим семьям. Выбор темы обусловлен ее актуальностью в данное время, в условиях современного Российского общества, когда курс государства направлен на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, серьезно встает вопрос брачно-семейной активности молодежи, в частности такой молодежной группы как студенчество. Студенческая семья представляет собой перспективную ячейку общества. Именно семья является единственным социальным институтом, в котором происходит производство новых поколений и передача социальной информации фундаментальных ценностей от родителей к детям.
Студенческие годы – это не только время для получения высшего образования, но и благоприятная пора для создания семьи по многим причинам. Широкие возможности выбора брачного партнера (особенно в ВУЗах, где сбалансированная половая структура студентов), общность многих целей, схожесть ценностных ориентаций, стабилизация сексуальных отношений, упорядочивание досуга, оптимальный возраст супругов для рождения ребенка – все эти факторы способствуют образованию потенциально устойчивых семей. Однако их бытовая неустроенность, возникновение трудностей в совмещении семейных обязанностей и учебной и профессиональной деятельности и как следствие некачественное исполнение резко возросшего числа социальных ролей (в особенности женщиной), затруднения в трудоустройстве по окончании ВУЗа, экономическая несамостоятельность при отсутствии должного внимания со стороны государственных и общественных институтов могут стать серьезным препятствием на пути становления студенческой семьи.
Автор работы относится к студенчеству, что определяет его личный интерес к исследуемой теме. Поэтому вопросы, касающиеся создания семьи в студенческом возрасте являются актуальными практически для любого студента.
Итак, учитывая актуальность проблемы, анализ и оценку степени ее изученности, определили цель нашего исследования: определение специфики студенческой семьи и изучение факторов, влияющих на успешность студенческого брака. Цель данной работы - изучить студенческую семью, определить ее проблемы.
Данная
цель обусловила необходимость решения
следующих взаимосвязанных
1) понять особенности студенческой семьи;
2) определить проблемы студенческой семьи и пути их решения.
Для выявления наиболее актуальных и трудноразрешимых проблем современных студенческих семей, необходим научный поиск их разрешения и обучение возможностям самостоятельного их решения. Наиболее правильными здесь представляются социологические методы диагностики, которые позволят рассмотреть студенческую семью, с одной стороны, в контексте поведения студенческой молодежи как особой социальной группы, а с другой – социологии семьи. Так же, необходимо изучение преимуществ и трудностей, возникающих при заключении студенческого брака.
Проведение такого исследования позволит разработать на уровне ВУЗов, органов местного самоуправления и федеральной власти эффективные социальные программы, направленные на поощрение и поддержание студентов, вступающих в брачные отношения, и уже созданных студенческих семей.
Структура курсовой состоит из введения, двух глав, заключения, и библиографического списка, отражающих существо рассматриваемой проблемы и логику.
Во
введении обоснована актуальность темы
курсовой и степень изученности проблемы,
определены цель, задачи. В первой главе
даются понятия студент, студенчество,
студенческая семья и исследуется, как
влияет студенческая семья на жизнь и
учебу студента. Во второй главе подробно
рассматриваются внешние и внутренние
силы, влияющие на формирование студенческой
семьи, а так же пути решения проблем студенческой
семьи. В заключении сформулированы результаты
проведенного исследования: подведен
общий итог проделанной работы, в котором
резюмируются основные положения материала
по теме: «Студенческая семья: состояние,
проблемы, перспективы».
1. Особенности студенческой семьи.
1.1. Студенчество как социальная категория.
Молодежный возраст – период важнейших социальных и демографических событий в жизненном цикле человека: формирования мировоззрения на основе ценностно–мотивационной и нормативной структуры личности, выбора социальных и профессиональных ориентиров, начала трудовой деятельности, создания семьи.
Студент (от латинского studens, род. падеж studentis – усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения.
Студенчество – учащиеся высших учебных заведений. Студенчество по своей численности является одной из самых значительных групп молодежи. Его дальнейшая роль – рациональное применение полученных знаний для дальнейшего развития общества, страны в целом. Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу.
Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.
Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя. Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.
Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.
Стремясь
завершить обучение в вузе и таким
образом реализовать свою мечту
о получении высшего
Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов. Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.
Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Молодость – это возраст бескорыстных жертв, но и разнообразных злоупотреблений.
Положение
о том, что основным критерием
социальной зрелости выступает достижение
экономической самостоятельности, приобретение
стабильной профессии, является еще не
достаточным. Формирование социальной
зрелости – это многомерный процесс постепенного
включения молодежи в социальную жизнь.
Этот возрастной этап связан с социальным
и личностным самоопределением. Поэтому
очень важно, чтобы в этом возрасте у юношей
и девушек укреплялись такие личностные
качества как целеустремленность, решительность,
инициативность. В пору юности окончательно
оформляются социально-нравственные мотивы
деятельности, интерес к моральным проблемам:
ответственности, долгу, верности и т.п,
для создания семьи.
1.2. Создание семьи в студенческом возрасте. Типы студенческих семей.
Молодость - трудный возраст. Человек стоит на перекрестке. Еще нет полной самостоятельности, а есть зависимость от родителей, преподавателей, фортуны конкурсных экзаменов. Постоянна опека родных, близких, знакомых, преподавателей. Все не только делятся своим жизненным опытом, но и настойчиво навязывают его. Навязывают также свое решение, свое понимание, свои вкусы и пристрастия, свои взгляды и убеждения.
В молодости все находится в становлении, развитии, формировании, молодой человек впервые встречается с любовью- новым, не всегда понятным и объяснимым чувством и многие важнейшие жизненные вопросы нужно решать одновременно.
Создание семьи в студенческом возрасте – не только радостное событие, но и трудное испытание: тяжело приспосабливаться к привычкам своего партнера, возникает желание его «переделать», «перевоспитать», заставить поступать в угоду нашим желаниям и влечениям.
Под студенческой семьей понимается такая семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, гомогенная по социальному положению, малая социальная группа. Это семья, в которой мужу и жене не более 30 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет.
Студенческие годы - это время для получения высшего образования, однако это еще благоприятный период и для создания семьи, Это становится возможным по целому ряду причин: оптимальный возраст будущих супругов-студентов для рождения ребенка; прекрасная возможность выбора своего будущего брачного партнера, благо, что сейчас у нас соотношение студентов и студенток приблизительно одинаково, за исключением отдельных факультетов, например – экономический, филологический факультеты; общие жизненные интересы. Казалось бы, эти и другие факторы способствуют созданию очень большого количества устойчивых и довольно перспективных студенческих семей, но... Сразу же возникает целый ряд вопросов: "Где жить студенческой семье? На что ей жить? Что делать, когда родится ребенок?" и т.д. Откровенно говоря, сейчас большинство студенток спешат поскорей выйти замуж выгодно. Они стараются выбирать себе в спутники жизни достойных, имеющих прочную почву под ногами, молодых людей - таких, о которых принято говорить фразы: "Я за ним, как за каменной стеной" и т.п. Сейчас среди мужской половины студенчества такие люди встречаются на 4-х и 5-х курсах. Это, как правило, уже мужчины в возрасте от 22 до 25 лет с большим жизненным опытом, которые уже нашли свое место в жизни: устроились на хорошую работу, имеют неплохие доходы, а учебу продолжают исключительно для получения диплома, но таких людей в ВУЗах не так уж и много.
Анализ многочисленных социологических исследований Республики Марий Эл подтверждает, что у студентов сложилась двоякая ситуация, связанная с изменением ценностных ориентаций в отношении семьи. В силу возрастных особенностей молодые люди не планируют в ближайшее время создавать свои семьи, так как, в основном, возраст опрашиваемых до 21 года. Но, тем не менее, треть студентов ответили, что создание семьи входит в их ближайшие планы (таблица 1).
Таблица 1.
Ответы на вопрос: «Входит ли в Ваши ближайшие планы создание своей семьи?»
(в % от числа опрошенных)
Студенты ВУЗов | Студенты колледжей | Учащиеся ПТУ | Всего | |
Да | 37,1 | 30,6 | 33,7 | 35,1 |
Нет | 47,3 | 53,7 | 37,8 | 47,1 |
Затрудняюсь ответить | 14,8 | 14,9 | 28,5 | 17,2 |
Уже создана | 0,5 | 0,0 | 0,0 | 0,3 |
Не ответили | 0,3 | 0,8 | 0,0 | 0,3 |
С одной стороны в среде молодежи наблюдается: увеличение числа правонарушений, ранняя наркотизация, неуверенность в личной безопасности, возникновение психологических стрессов. С другой стороны, в молодежной среде стал все более увеличиваться интерес к личностным ценностям, независимости, самореализации. Молодежь стремится к социально – экономическому самоутверждению: быть здоровой; получить хорошее образование, работу; достижения социального успеха и материального благополучия для полноценного обеспечения своей будущей семьи. Но, по мере достижения всех поставленных целей, развития карьеры и самосовершенствования молодость проходит, а создавать семью человеку 35-и или 40-а лет с медицинской и психологической точки зрения уже сложно. Из этого вытекает противоречие: создавать семью в наиболее благоприятный период студенческого возраста сложно из-за учебы или развития карьеры, и, как следствие, недостаточной материальной обеспеченности, а в зрелом возрасте – возникают физиологические трудности и психологическая косность.