Студенческая семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 14:35, реферат

Описание работы

Данная работа и проводимое в ней исследование посвящены студенческим семьям. Выбор темы обусловлен ее актуальностью в данное время, в условиях современного Российского общества, когда курс государства направлен на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, серьезно встает вопрос брачно-семейной активности молодежи, в частности такой молодежной группы как студенчество. Студенческая семья представляет собой перспективную ячейку общества. Именно семья является единственным социальным институтом, в котором происходит производство новых поколений и передача социальной информации фундаментальных ценностей от родителей к детям.

Работа содержит 1 файл

Основная чать реферата.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Введение

    Данная  работа и проводимое в ней исследование посвящены студенческим семьям. Выбор темы обусловлен ее актуальностью в данное время, в условиях современного Российского общества, когда курс государства направлен на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, серьезно встает вопрос брачно-семейной активности молодежи, в частности такой молодежной группы как студенчество. Студенческая семья представляет собой перспективную ячейку общества. Именно семья является единственным социальным институтом, в котором происходит производство новых поколений и передача социальной информации фундаментальных ценностей от родителей к детям.

    Студенческие  годы – это не только время для  получения высшего образования, но и благоприятная пора для создания семьи по многим причинам. Широкие возможности выбора брачного партнера (особенно в ВУЗах, где сбалансированная половая структура студентов), общность многих целей, схожесть ценностных ориентаций, стабилизация сексуальных отношений, упорядочивание досуга, оптимальный возраст супругов для рождения ребенка – все эти факторы способствуют образованию потенциально устойчивых семей. Однако их бытовая неустроенность, возникновение трудностей в совмещении семейных обязанностей и учебной и профессиональной деятельности и как следствие некачественное исполнение резко возросшего числа социальных ролей (в особенности женщиной), затруднения в трудоустройстве по окончании ВУЗа, экономическая несамостоятельность при отсутствии должного внимания со стороны государственных и общественных институтов могут стать серьезным препятствием на пути становления студенческой семьи.

    Автор работы относится к студенчеству, что определяет его личный интерес  к исследуемой теме. Поэтому вопросы, касающиеся создания семьи в студенческом возрасте являются актуальными практически для любого студента.

    Итак, учитывая актуальность проблемы, анализ и оценку степени ее изученности, определили цель нашего исследования: определение специфики студенческой семьи и изучение факторов, влияющих на успешность студенческого брака. Цель данной работы - изучить студенческую семью, определить ее проблемы.

    Данная  цель обусловила необходимость решения  следующих взаимосвязанных задач, определяющих внутреннюю структуру работы:

1) понять  особенности студенческой семьи;

2) определить  проблемы студенческой семьи и пути их решения.

    Для выявления наиболее актуальных и трудноразрешимых проблем современных студенческих семей, необходим научный поиск их разрешения и обучение возможностям самостоятельного их решения. Наиболее правильными здесь представляются социологические методы диагностики, которые позволят рассмотреть студенческую семью, с одной стороны, в контексте поведения студенческой молодежи как особой социальной группы, а с другой – социологии семьи. Так же, необходимо изучение преимуществ и трудностей, возникающих при заключении студенческого брака.

    Проведение  такого исследования позволит разработать  на уровне ВУЗов, органов местного самоуправления и федеральной власти эффективные  социальные программы, направленные на поощрение и поддержание студентов, вступающих в брачные отношения, и уже созданных студенческих семей.

    Структура курсовой состоит из введения, двух глав, заключения, и библиографического списка, отражающих существо рассматриваемой проблемы и логику.

    Во  введении обоснована актуальность темы курсовой и степень изученности проблемы, определены цель, задачи. В первой главе даются понятия студент, студенчество, студенческая семья и исследуется, как влияет студенческая семья на жизнь и учебу студента. Во второй главе подробно рассматриваются внешние и внутренние силы, влияющие на формирование студенческой семьи, а так же пути решения проблем студенческой семьи. В заключении сформулированы результаты проведенного исследования: подведен общий итог проделанной работы, в котором резюмируются основные положения материала по теме: «Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Особенности студенческой  семьи.

1.1. Студенчество как социальная категория.

    Молодежный  возраст – период важнейших социальных и демографических событий в жизненном цикле человека: формирования мировоззрения на основе ценностно–мотивационной и нормативной структуры личности, выбора социальных и профессиональных ориентиров, начала трудовой деятельности, создания семьи.

    Студент (от латинского studens, род. падеж studentis – усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения.

    Студенчество учащиеся высших учебных заведений. Студенчество по своей численности является одной из самых значительных групп молодежи. Его дальнейшая роль – рациональное применение полученных знаний для дальнейшего развития общества, страны в целом. Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу.

    Общая деятельность в сочетании с территориальным  сосредоточением порождает у  студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.

    Студенчество  не занимает самостоятельного места  в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а  общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя. Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

    Студенчество  – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.

    Стремясь  завершить обучение в вузе и таким  образом реализовать свою мечту  о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

    Общность  целей в получении высшего  образования, единый характер труда  – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов. Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.

    Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Молодость – это возраст бескорыстных жертв, но и разнообразных злоупотреблений.

    Положение о том, что основным критерием  социальной зрелости выступает достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии, является еще не достаточным. Формирование социальной зрелости – это многомерный процесс постепенного включения молодежи в социальную жизнь. Этот возрастной этап связан с социальным и личностным самоопределением. Поэтому очень важно, чтобы в этом возрасте у юношей и девушек укреплялись такие личностные качества как целеустремленность, решительность, инициативность. В пору юности окончательно оформляются социально-нравственные мотивы деятельности, интерес к моральным проблемам: ответственности, долгу, верности и т.п, для создания семьи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Создание семьи в студенческом возрасте. Типы студенческих семей.

    Молодость - трудный возраст. Человек стоит  на перекрестке. Еще нет полной самостоятельности, а есть зависимость от родителей, преподавателей, фортуны конкурсных экзаменов. Постоянна опека родных, близких, знакомых, преподавателей. Все не только делятся своим жизненным опытом, но и настойчиво навязывают его. Навязывают также свое решение, свое понимание, свои вкусы и пристрастия, свои взгляды и убеждения.

    В молодости все находится в  становлении, развитии, формировании, молодой человек впервые встречается с любовью- новым, не всегда понятным и объяснимым чувством и многие важнейшие жизненные вопросы нужно решать одновременно.

    Создание  семьи в студенческом возрасте – не только радостное событие, но и трудное испытание: тяжело приспосабливаться к привычкам своего партнера, возникает желание его «переделать», «перевоспитать», заставить поступать в угоду нашим желаниям и влечениям.

    Под студенческой семьей понимается такая  семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, гомогенная по социальному положению, малая социальная группа. Это семья, в которой мужу и жене не более 30 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет.

    Студенческие годы - это время для получения высшего образования, однако это еще благоприятный период и для создания семьи, Это становится возможным по целому ряду причин: оптимальный возраст будущих супругов-студентов для рождения ребенка; прекрасная возможность выбора своего будущего брачного партнера, благо, что сейчас у нас соотношение студентов и студенток приблизительно одинаково, за исключением отдельных факультетов, например – экономический, филологический факультеты; общие жизненные интересы. Казалось бы, эти и другие факторы способствуют созданию очень большого количества устойчивых и довольно перспективных студенческих семей, но... Сразу же возникает целый ряд вопросов: "Где жить студенческой семье? На что ей жить? Что делать, когда родится ребенок?" и т.д. Откровенно говоря, сейчас большинство студенток спешат поскорей выйти замуж выгодно. Они стараются выбирать себе в спутники жизни достойных, имеющих прочную почву под ногами, молодых людей - таких, о которых принято говорить фразы: "Я за ним, как за каменной стеной" и т.п. Сейчас среди мужской половины студенчества такие люди встречаются на 4-х и 5-х курсах. Это, как правило, уже мужчины в возрасте от 22 до 25 лет с большим жизненным опытом, которые уже нашли свое место в жизни: устроились на хорошую работу, имеют неплохие доходы, а учебу продолжают исключительно для получения диплома, но таких людей в ВУЗах не так уж и много.

    Анализ  многочисленных социологических исследований Республики Марий Эл подтверждает, что у студентов сложилась двоякая ситуация, связанная с изменением ценностных ориентаций в отношении семьи. В силу возрастных особенностей молодые люди не планируют в ближайшее время создавать свои семьи, так как, в основном, возраст опрашиваемых до 21 года. Но, тем не менее, треть студентов ответили, что создание семьи входит в их ближайшие планы (таблица 1).

Таблица 1.

Ответы  на вопрос: «Входит ли в Ваши ближайшие  планы создание своей семьи?»

(в  % от числа опрошенных)

  Студенты  ВУЗов Студенты  колледжей Учащиеся  ПТУ Всего
Да 37,1 30,6 33,7 35,1
Нет 47,3 53,7 37,8 47,1
Затрудняюсь ответить 14,8 14,9 28,5 17,2
Уже создана 0,5 0,0 0,0 0,3
Не  ответили 0,3 0,8 0,0 0,3
 

    С одной стороны в среде молодежи наблюдается: увеличение числа правонарушений, ранняя наркотизация, неуверенность в личной безопасности, возникновение психологических стрессов. С другой стороны, в молодежной среде стал все более увеличиваться интерес к личностным ценностям, независимости, самореализации. Молодежь стремится  к социально – экономическому самоутверждению: быть здоровой; получить хорошее образование, работу; достижения социального успеха и материального благополучия для полноценного обеспечения своей будущей семьи. Но, по мере достижения всех поставленных целей, развития карьеры и самосовершенствования молодость проходит, а создавать семью человеку 35-и или 40-а лет с медицинской и психологической точки зрения уже сложно. Из этого вытекает противоречие: создавать семью в наиболее благоприятный период студенческого возраста сложно из-за учебы или развития карьеры, и, как следствие, недостаточной материальной обеспеченности, а в зрелом возрасте – возникают физиологические трудности и психологическая косность.

Информация о работе Студенческая семья