Студенческая семья в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие социально-экономических и психологических проблем возникающих в студенческих семьях.
Задачи:
1. Показать возможные проблемы студенческой семьи.
2. Привести возможные пути решения выявленных проблем.
3. Показать положительные стороны в создании студенческой семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКИХ СЕМЕЙ.……………………………………………………...............................
ГЛАВА 2. ТИПЫ СТУДЕНЧЕКИХ СЕМЕЙ………………………………...
ГЛАВА 3. ФУНКЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ ……………………….
ГЛАВА 4. МАТЕРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ………………
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ..

Работа содержит 1 файл

Готовый вариант12.docx

— 55.10 Кб (Скачать)

Функция деторождения, воспроизводства новых поколений во все времена была неотъемлемым и естественным условием существования семьи. Каждое уходящее поколение оставляет новое, которое замещает его в жизни. Дети как непреходящая жизненная ценность всегда скрепляли семью, придавали особый смысл ее существованию. Потребность в детях, в родительской любви, опеке является наиболее сильной у человека. Неудивительно, что одинокий образ жизни, бездетность вызывают отрицательное отношение большинства людей. Многочисленные опросы семей показывают, что лишь ничтожная доля (1,5—2,0%) мужчин и женщин, состоящих в браке, ориентированы на бездетность. Безусловно, жизнь семьи без детей существенно обедняется, и одновременно утрачивается еще одна важнейшая функция семьи — воспитательная.

Вместе с тем рождение большого числа детей в современных  условиях постепенно теряет свое экономическое и социальное значение. Переход от многодетной семьи к однодетной, а то и вовсе бездетной, видимо, является необратимым. Однако необходимо признать, что массовое распространение малодетных семей чревато серьезными издержками, как для семьи, так и для общества.

Педагоги, врачи, социологи уже  давно бьют тревогу по поводу инфантильности детей, выросших в малодетных семьях, ухудшения здоровья женщин, ограничивающихся рождением одного ребенка. Наконец, наличие в семье одного или двоих детей не может обеспечить даже простого воспроизводства населения, а это ведет в будущем к серьезным демографическим проблемам. Известно, что для расширенного воспроизводства необходимо иметь в каждой семье не менее троих детей.

В условиях высокого контроля семьи  за рождаемостью и отсутствия материального интереса в рождении большого числа детей важное значение приобретают происходящие сейчас изменения в социальной  сфере, необеспеченность  жильем, что, безусловно, приводит к сдвигам в общественном сознании, в частности к изменению взглядов на число детей в семье.

Важнейшая функция семьи — эмоционально-психологическая. По своему содержанию она весьма разнообразна: непосредственное общение супругов и детей, взаимопомощь, поддержка и опека, интимная жизнь супругов — все это создает нравственный и психологический климат в семье, от которого зависит многое, и, прежде всего, удовлетворенность браком, семейной жизнью.

Семьи, в которых наблюдается  духовная близость, психологическая  совместимость и взаимоподдержка, отличаются высоким уровнем стабильности. Исследователи семьи единодушны во мнении: сходство во взглядах, духовная и сексуальная гармония обеспечивают прочность семьи, хотя очевидно, что и здесь не обходится без проблем.

Важнейшей закономерностью развития брачно-семейных отношений в современных условиях является всевозрастающее    перемещение   центра   тяжести   из области имущественно-хозяйственных интересов в область нравственно-психологическую, эмоциональную. Поэтому многие проблемы  семьи,  особенно  ее стабильность и повышение рождаемости, могут быть решены не только за счет экономических мер, но и путем эмоционального воздействия.

Хозяйственно-бытовая  функция семьи тесно смыкается с функцией организации досуга (проведение отпуска, поездки за город, встречи с друзьями и родственниками, посещение театров, музеев, концертных залов, кино и т.д.)

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Студенческие семьи создаются  и развиваются по общим законам. Им присущи типичные черты обычной  молодой семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются  сквозь призму общих черт современной  семьи.

Анализ работ исследователей позволяет  выделить несколько специфических  проблем, характерных для большинства  студенческих семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и  семейных обязательств; трудности, связанные  с рождение и воспитанием детей: некому присматривать за ребенком во время учебы; небольшие возможности  для приработка.

В числе ближайших жизненных  планов у студенческих семей важное место занимает рождение ребенка. С  появлением ребенка семья вступает в новый, более ответственный  этап развития. Но, различные исследования показывают, что определенная часть молодоженов, иногда вопреки интересам своей семьи, откладывают рождение первенца из-за материальных затруднений (далеко не все из них получают материальную помощь от родителей, многим семейным студентам приходится подрабатывать в “свободное время”, другим - переходить на заочное отделение, или вообще на какое-то время (а иногда насовсем) откладывают учебу). Примерно в половине случаев откладывание рождения ребенка мотивируется трудностями в решении жилищного вопроса.

У семейных студентов, которые уже  имеют детей, одним из главных  вопросов является “Где и с кем  оставить ребенка во время занятий?”.

Большинство вузов не имеют своих  садов и яслей. У менее половины студенческих семей дети посещают дошкольные учреждения, у 30% - мать находится в  отпуске по уходу за ребенком.

Другой, основной проблемой является нехватка свободного времени.

Отмечается, что с появлением ребенка  супруги меньше времени уделяют  друг другу, у большинства семей  нет времени для частых встреч и общения с друзьями.

Также, в числе проблем, выделенных студентами-родителями, является то, что  многие из них мало информированы  о пособиях, предоставляемых государством и вузом семьям, имеющим детей.

Затруднения в разрешении обозначенных выше проблем, могут привести к конфликтам в семье, ухудшению здоровья студенческих семей, уменьшению рождаемости, увеличению матерей-одиночек, возрастанием отказничества от детей, т.е. к утрате семьей своих основных функций. Для избежания таких последствий в современном обществе нужна разработанная и налаженная система мер социальной поддержки студенческим семьям, оказание помощи им как со стороны государства, так и со стороны администрации вузов, общественных организаций. Немаловажную роль при этом должны играть сами студенческие семьи. Заинтересованность и инициативность в решении проблем, желание и умение обустраивать свой быт в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

    1. Демографическое будущее России // Под ред. Л.Л. Рыбаковского, Г.Н. Кареловой М.: Изд-во "Права человека", 2001. с. 10

 

 

3)Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 2007

    1. Комплексная поддержка молодой семьи: учеб.-метод. Пособие для студентов вузов/О.А.Коряковцева, М.И.Рожков. 2008.

Информация о работе Студенческая семья в современном обществе