Студенческая семья в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие социально-экономических и психологических проблем возникающих в студенческих семьях.
Задачи:
1. Показать возможные проблемы студенческой семьи.
2. Привести возможные пути решения выявленных проблем.
3. Показать положительные стороны в создании студенческой семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКИХ СЕМЕЙ.……………………………………………………...............................
ГЛАВА 2. ТИПЫ СТУДЕНЧЕКИХ СЕМЕЙ………………………………...
ГЛАВА 3. ФУНКЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ ……………………….
ГЛАВА 4. МАТЕРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ………………
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ..

Работа содержит 1 файл

Готовый вариант12.docx

— 55.10 Кб (Скачать)

А вот еще один портрет студенческой семьи. Вадим и Катя познакомились во время вступительных экзаменов в институт, вместе учились. Вадим приехал в столицу из далекой деревушки, Катя до института жила в областном центре с матерью и сестрой. Нелегкая женская судьба была у Катиной матери. Ей приходилось много трудиться, чтобы прокормить и одеть двух взрослеющих дочерей. С мужем она давно развелась - он много пил, семье не помогал. Занятость и постоянная озабоченность сделали ее суховатой. Кате трудно было представить, какой должна быть хорошая семья. Вадим нравился ей своей практичностью, заботливостью. Ей казалось, что она сможет быть счастливой. Катя привлекла Вадима своей нежностью, своими, как он говорил, «городскими повадками». Заводить детей они не торопились, отдавали много сил учебе, общественной работе. С первых дней совместной жизни у Кати и Вадима появились разногласия по поводу распределения семейных обязанностей: кто должен покупать продукты, убирать комнату и т. д. Ссоры возникали из-за оценок просмотренных фильмов, из-за отношений с родственниками. Вадим часто упрекал Катю в неумении тратить деньги, а их было только-только, чтобы сводить концы с концами. Кате хотелось иметь модную одежду, а это требовало немалых затрат. Вадим же считал, что это лишнее. Иногда Катя звала Вадима на какой-нибудь концерт, а он не соглашался, говоря, что билеты очень дорогие. В общем, конфликты возникали в семье довольно часто, но разрешались безболезненно. Брак свой они не считали неудачным. Мечтали скорее закончить вуз, получить жилье, иметь приличную зарплату.

Теперь рассмотрим отличительные  особенности каждого из этих типов.

Сохранение чувств как одного из внутренних источников прочности возможно только в тех семьях, где царит атмосфера действенной поддержки и помощи. Семьи анархического типа самые бесперспективные в этом аспекте.

Совместимость - очень сложная, многокомпонентная  многоуровневая характеристика. Применительно  к семье как малой социальной группе это групповая совместимость, проявляющаяся в способности ее членов (супругов) согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения при выполнении различных семейных функций. Совместимость имеет несколько уровней. На нижнем уровне выступает психофизиологическая совместимость темпераментов. Этот компонент мною не изучался. Следующий уровень - согласованность функционально-ролевых ожиданий, представлений супругов о том, что, как, в какой последовательности должны они делать при решении общей задачи. В на этом уровне я проследила отношение супругов к семейным ценностям: распределению семейных обязанностей, уважению интересов и увлечений другого супруга, взаимной любви, воспитанию детей достойными гражданами, и взаимной материальной и моральной заботе, взаимопониманию между мужем и женой.

Требования к браку представители разных типов семей предъявляют неодинаковые. «Демократы», например, и мужчины и женщины, почти всегда считают обязательными и семенной жизни взаимопонимание между супругами, воспитание детей достойными гражданами, взаимную материальную и моральную поддержку, любовь, уважение интересов и увлечений супруга. Меньшее значение придается справедливому распределению обязанностей между мужем и женой. Но, даже в случаях, если оно считается необязательным, то называется хотя бы желательным. Высокие требования обоих супругов, предъявляемые к браку, обеспечивают и его «лучшее качество», побуждая действовать в избранном направлении. «Автократы» также придерживаются таких требований, однако как мужья, так и жены взаимную любовь супругов считают обязательным условием семейной жизни в двух третях случаев, а одна треть - лишь желательным. Этот нюанс может свидетельствовать о том, что даже в молодые годы супруги больше нацелены на получение при помощи брака; каких-то других благ, нежели теплоты эмоций. Женщины-«анархистки» предъявляют к браку по сравнению со своими мужьями более жесткие требования. Каждая из них считает обязательным взаимопонимание, воспитание детей достойными гражданами, взаимную любовь и поддержку и более, чем женщины из других семей, требуют справедливого распределения обязанностей между супругами. Мужья-«анархисты» по сравнению со своими женами и мужьями из других типов семей; весьма снисходительны в своих требованиях к семейной жизни. Чаще всего они считают необходимым взаимопонимание, реже всего справедливое распределение обязанностей. Четверть из них считают последнее условие желательным, а еще одна четверть - совсем не осязательным. Создается впечатление, что жены из семей анархического типа стремятся больше получать oт супруга, чем отдавать. В то же время мужья-«анархисты» также не созрели для семейной жизни, их энергия больше направлена на поиск себя, потому что и в учебной, и в общественной деятельности они не преуспели, и представления о семейных ценностях у них довольно туманны. Из-за разницы представлений супругов и недооценки семейных ценностей почти в каждой второй семье анархического типа происходят частые ссоры. Из-за распределения семейных обязанностей возникают ссоры и в каждой четвертой семье неопределившегося типа.

Самый высокий уровень совместимости  супругов это совместимость их жизненных  устремлений. В ходе опроса мужьям и  женам предлагалось определить свое отношение к целям, которые можно  сгруппировать следующим образом:

- потребительские, меркантильно-гедонистические: получить престижное распределение после окончания вуза; иметь побольше дорогих и модных вещей; иметь возможность получать «легкие» деньги; приобрести выгодные знакомства, полезные связи; побольше развлекаться;

- социально значимые, внесемейные: постараться работать там, где больше нужны мои знания; как можно больше времени отдавать общественной работе, быть в гуще событий; стать человеком, с мнением которого считаются в коллективе; иметь репутацию честного человека, хорошего товарища; постоянно совершенствоваться, повышать уровень знаний;

- традиционные, общественно одобряемые: стать хорошим специалистом; иметь хорошую зарплату; иметь творческую, интересную работу; получить комфортабельное жилье; быть хорошим мужем (женой); быть хорошим воспитателем своих детей; приобрести автомобиль, дачу; спокойно жить для себя и семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Студенческая семья по определению  состоит из молодых людей, которые  не заняли ещё своё место в мире и, соответственно, ещё недостаточно утвердили свой социальный и материальный статус. Крайне низкий уровень стипендии, возможность только неполной занятости  на работе составляют серьёзное препятствие  для начала стабильной семейной жизни. Среднедушевые доходы молодых семей  в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, а 60% студенческих семей живут  за чертой бедности, среди которых 34% с трудом сводят концы с концами, что делает невозможной выполнение ими в полной мере репродуктивной и других социальных функций.

Объективно повышенные финансовые потребности молодой семьи обусловлены  необходимостью осуществления процесса семейной жизни: приобретение жилья, организация  быта, забота о детях, дополнительные досуговые затраты.

Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак студенты, является жилищный вопрос. Вариантами решения этой проблемы может быть проживание:

1)   в отдельной собственной квартире

2)   совместно с родителями

3)   на частной съемной квартире

4)   в комнате коммунальной квартиры

5)   в общежитии

Почти все студенческие семьи испытывают трудности с приобретением собственного жилья и, соответственно, с конструированием себя как отдельной семьи. Стандартное  городское жилище обеспечивает минимальные  удобства лишь одной семье. Поэтому  совместное проживание молодой семьи  с родителями в малогабаритной квартире или в комнате коммунальной квартиры приводит к ухудшению бытовых  условий, скученности, росту конфликтности, что не способствует прочности семейных отношений. Проживание в съемной  квартире обеспечивает ситуацию самостоятельности, но создает  студенческой семье дополнительную, непосильную порой, финансовую нагрузку. Жилищную проблему семейных студентов в определенной мере позволяют решать студенческие общежития, которые, пожалуй, являются самым выгодным, с финансовой точки зрения,  условием проживания. Но предоставление комнаты в общежитии молодой семье напрямую зависит от материального обеспечения и внутренней политики того или иного высшего учебного заведения, и зачастую не оставляет семейным студентов такой возможности.

В числе ближайших жизненных  планов у студенческих семей важное место занимает рождение ребенка. С  появлением ребенка семья вступает в новый, более ответственный  этап развития. Но, различные исследования показывают, что определенная часть молодоженов, иногда вопреки интересам своей семьи, откладывают рождение первенца из-за материальных затруднений (далеко не все из них получают материальную помощь от родителей, многим семейным студентам приходится подрабатывать в “свободное время”, другим - переходить на заочное отделение, или вообще на какое-то время (а иногда насовсем) откладывают учебу). Примерно в половине случаев откладывание рождения ребенка мотивируется трудностями в решении жилищного вопроса.

У семейных студентов, которые уже  имеют детей, одним из главных  вопросов является “Где и с кем  оставить ребенка во время занятий?”.

Другой основной проблемой является нехватка свободного времени.

   Отмечается, что с появлением ребенка супруги меньше времени уделяют друг другу, у большинства семей нет времени для частых встреч и общения с друзьями.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ФУНКЦИИ СЕМЬИ

 

Сегодня студенческая семья вступает в самостоятельную жизнь в очень сложное и динамичное время.

Произошли кардинальные перемены в политической жизни страны: развиваются процессы демократизации общества, восстановлена и широко распространяется частная собственность, расширяется рынок труда, противоречиво протекает социально-экономическое развитие, нарастает социальная дифференциации общества, невиданными темпами развиваются система массовых коммуникаций и компьютеризация, демографическая депопуляция соседствует с эффектами периодических подъемов и спадов численности молодых поколений.

Одной из отличительных черт студенческой семьи является ее гомогенный, социально однородный характер. Это и понятно: ведь супруги относятся к одной и той же социальной группе — студенчеству.

 Одинаковое социальное положение  супругов-студентов обусловливает общность их интересов, привычек и жизненных позиций, сходство в ценностных ориентациях и установках у молодых супругов относительно желаемого числа детей в семье, жизненных планов, способов проведения свободного времени.

Любовь, общность интересов и привычек — стержень студенческой семьи.

Семья — социальная ячейка общества, ее стабильность и полноценность зависят не только от супругов, но и от характера общественных отношений, материального благосостояния, от непосредственной социальной среды (коллектива, друзей, родственников и т. д.) и даже от общественного мнения.

Характер взаимоотношения общества и семьи предопределяется, прежде всего, содержанием всех общественных отношений. Заинтересовано ли наше общество в полноценной, прочной семье? Безусловно, так как оно нуждается в нравственно и физически здоровых гражданах.

Современная студенческая семья переживает своеобразный переходный период. Изменяются старые, традиционные нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношений между родителями и детьми.

Если прежде в семье решающее слово принадлежало мужчине, авторитет которого был высок, а главное, не подлежал никакой критике, то сейчас положение изменилось. Экономическая и социальная самостоятельность женщин, их высокий образовательный уровень уже не совместимы с авторитарными отношениями, хотя кое-где они еще и сохраняются.

Сближение образа жизни различных  социальных групп и слоев населения, возвышение потребностей приводят к  возрастанию уровня притязаний к  ценностям брака и супружества. Старый взгляд на женщину только как на мать и работницу ушел в прошлое. Сейчас жена — партнер по браку, от которого ожидают соответствующего поведения и который сам предъявляет высокие требования к спутнику жизни.

Всякая перестройка сопровождается ломкой старого, и это не проходит безболезненно для семьи, а порой даже приводит к временной напряженности и неустойчивости. Этому в определенной мере способствуют такие объективные социальные процессы, как высокая занятость женщин в общественном производстве, повышенная подвижность населения.

Так, широкое вовлечение прекрасной половины семьи в общественное производство не могло не сказаться на воспитании детей, а частая перемена места жительства приводит к изменению стереотипов поведения и мышления. Скажем, установки на число детей в семье у жителей села и города сейчас почти не отличаются, так как городской образ жизни все больше проникает в сельскую местность.

Когда-то развод в глазах общественности выглядел как аномалия или трагедия, нынче это явление, к которому общественное мнение, по крайней мере, на уровне обыденного сознания, нередко относится лояльно.

Вообще влияние общественного  мнения на поведение супругов все возрастает. Оно проявляется в своеобразной «моде», например, на малодетную семью, на способы проведения свободного времени, приобретение престижных вещей и т. п.

Любая полноценная семья призвана выполнять свои основные социальные функции: репродуктивную (деторождение), хозяйственно-бытовую, воспитательную, эмоционально-психологическую.

Информация о работе Студенческая семья в современном обществе