Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 08:33, реферат
Каждый человек имеет свой собственный образ окружающей действительности и общества, в котором он существует. Этот образ включает в себя представления о личности, свободе, равенстве и справедливости по отношению к другим людям, о семье, организации деятельности и других атрибутах его жизни. В отличие от таких наук, как физика, химия или биология, социология оперирует понятиями, которые понятны и ясны и постоянно употребляются в повседневной жизни. Отягощенные ошибочными мнениями, предрассудками, ложными стереотипами, люди во многих случаях превратно толкуют содержание социальных явлений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..3
1. ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ….…..5
1.1. Социологические теории……………………………………….……………5
1.2. Методы и источники получения знания…………………….…………….10
2. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ…………………………16
2.1. Социальные законы…………………………………………………………16
2.2. Уровни социологического знания………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….25
Существует
много видов конкретно-
В
современной социологии практикуется
также выделение ещё двух важнейших
направлений - макро - и микросоциологии.
Макросоциология ориентируется
на исследование больших социальных
общностей, систем и групп, а также
на изучение глобальных социальных процессов.
Тем самым она направлена на постижение
законов и закономерностей
На
долю микросоциологии приходится исследование
социальных процессов, явлений и
тенденций, протекающих в относительно
небольших социальных системах, таких,
как семья, коллектив, малая социальная
группа. Тем самым она ориентирована
на эмпирическое описание явлений и
событий, протекающих в основном
в форме непосредственных социальных
контактов. Это обусловливает её
направленность преимущественно на
социально-психологические
1.2. Методы и источники получения знания
Ученые, общественные и политические деятели, полководцы часто основывают свои действия на интуиции, которая может привести к благоприятным для них последствиям, оправдать их предположения, но может оказаться и ошибочной, вызвать долговременные заблуждения и тяжелые последствия.
Говоря об интуитивном способе получения знания, нужно исходить из того, что интуиция - это вспышка проницательности (истинной или ложной), источник появления которой невозможно точно иден-тифицировать или объяснить. Интуиция служит основой для многих очень важных гипотез, которые могут быть проверены другими методами. Опыт развития науки показывает, что интуиция является непре-менным компонентом научного знания и ее основная ценность состоит в нахождении и формулировании гипотез научной теории, которые после проверки могут стать определяющими моментами научного открытия.
Вместе
с тем интуиция не может считаться
удовлетворительным источником знаний
об окружающей действительности, формулирования
глубоких выводов. Действительно, вспышек
проницательности недостаточно для
определения сущности окружающих нас
явлений физического и
Опора на научные авторитеты. Обычно различают несколько видов авторитета в области получения, освоения и использования знания. Сакральный авторитет, или авторитет веры, покоится на незыблемом убеждении в том, что определенные традиции или документы (например, Библия, Коран, Веды и др.) являются сверхъестественными объектами и, значит, все знания, вся информация, содержащиеся в них, должны считаться абсолютно истинными и не могут подвергаться сомнению. К сакральному авто-ритету относят также веру в то, что некоторые группы или категории людей, а также социальные институты действительно обладают сверхъестественными знаниями и средствами воздействия на людей (церковь, врачи, знахари, святые, экстрасенсы и др.). В отличие от сакрального светский авторитет появляется в результате веры не в сверхъестественные озарения и способности, а в человеческие возможности, в силу познания и человеческий опыт. Светский авторитет разделяют на светский научный авторитет, который основан на эмпирическом исследовании, на данных, полученных на основе опытов, и светский гуманистический авторитет, который основан на вере в то, что определенная замечательная или великая личность действительно обладает выдающейся проницательностью в понимании явлений окру-жающего нас мира или в области человеческого поведения.
Однако
получение истинного научного знания
основано на непременном условии, что
нет научных авторитетов, которым
принадлежало бы последнее слово
в достижении истины по какому-либо
вопросу. Ученый должен уважать научные
авторитеты, но вместе с тем он создает
и выдвигает новые научно обоснованные
предположения и проверяет
Традиция. Одним из самых убедительных источников получения и передачи знания является традиция, так как именно в ней аккумулируется мудрость веков. Но значит ли это, что тех, кто пренебрегает традиционными представлениями и выводами, можно считать либо психически неполноценными, либо глупцами, что если традиция хорошо зарекомендовала себя в прошлом, то ее основные положения следует принять в неизменном виде? Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что традиция сохраняет как совокупную мудрость, так и совокупную глупость, накопленную прошлыми поколениями. Ее можно представить себе в виде чердака общества, в который втиснуты все виды полезных образцов и все виды заблуждений, бесполезных и отживших реликтов. Великое дело научного познания состоит в том, чтобы помочь избежать повторения ошибок предков. Что же касается социологии, то одной из ее задач можно считать выделение из этих традиций настоящего, истинного и отметание всего устаревшего, являющегося преградой на пути исследования общества.
Общественный здравый смысл. Термин «общественный здравый смысл» придает значимость и важность различным понятиям (взглядам, мнениям), не имеющим систематизированных доказательств истинности, на которые можно было бы ссылаться. Общественный здравый смысл и традиция самым тесным образом связаны между собой, так как за множественными и разнообразными утверждениями общественного здравого смысла стоит определенный прошлый опыт, какие-то традиционные представления. Различие между традициями и общественным здравым смыслом можно увидеть прежде всего в том, что традиционным истинам доверяют в течение некоторого длительного промежутка времени, тогда как утверждения, сделанные на основе общественного здравого смысла, - это признаваемые некритические и обычно недолговечные выводы относительно различных сторон окружающей нас действительности, в которые может верить и которым может следовать весьма ограниченный круг людей.
Часто положения и утверждения, выдвигаемые общественным здравым смыслом, возникают из коллективных догадок, предчувствий, случайностей, ошибок. Именно использование общественным здравым смыслом прошлого опыта позволяет в некоторых случаях приходить к полезным и верным догадкам и выводам. Например, утверждение о том, что «в случае столкновения людей мягкий ответ снимает раздражение и напряженность», является ценным практическим наблюдением за событиями, происходящими в процессе повседневного взаимодействия людей. Однако наблюдения, основанные на общественном здравом смысле, во многих случаях приводят к ошибочным заключениям.4
Научное знание. Лишь в последние два с половиной столетия научный метод становится общепризнанным способом получения ответов на вопросы, возникающие при взаимодействии людей с окружающей действительностью. Что касается изучения социального мира, то в этой области наука стала авторитетным источником знаний сравнительно недавно (около 100 лет тому назад), и в столь короткий промежуток времени человечество получило о социальном мире больше знаний, чем за предыдущие 10 тыс. лет. Эффективное получение нового надежного знания связано прежде всего с использованием научных методов. Что же делает научные методы столь продуктивными? Чем они отличаются от других способов познания окружающего мира, от других способов постижения истины?
Основной отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на доказательствах, которые могут быть проверены. Под доказательствами в этом случае следует понимать конкретные результаты фактических наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность.
С тех пор как знание людей связывается с фактически проверяемыми доказательствами, наука имеет дело лишь с вопросами, по которым эти доказательства могут быть приведены. Научный метод является наиболее эффективным источником реального, действительного знания о поведении людей и окружающей их действительности, но наука не может ответить на вопросы о сверхприродных явлениях или основополагающих принципах эстетики. Ответы на эти вопросы находят в метафизике или религии.
Каждый
научный вывод служит наилучшей
интерпретацией всех доступных в
данный момент доказательств, но новые
доказательства могут появиться
на следующий же день, и, казалось бы,
всесторонне и тщательно
2.
СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ЗНАНИЯ
2.1. Социальные законы
В
результате действия людей, ассоциированных
в социальные группы, и деятельность
социальных институтов становятся в
значительной степени однонаправленными,
и поведение людей, контролируемое
влиянием группы и институтов, - менее
разнообразным, более стандартизированным.
Это обусловливает
Г.В. Осипов определяет социальный закон как «относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д.».5
Социальные законы действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения. Так, существуют законы, действие которых распространяется на малую группу, на определенную социальную страту, социальный слой или класс и, наконец, на общество в целом. Иными словами, в сфере действия закона может находиться общество как целое или же его части.
Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками:
1) закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;
2)
при этих условиях закон
3)
условия, при которых
Наличие
этих признаков у всех без исключения
научных законов имеет
Информация о работе Структура социологического знания об обществе