Структура общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:21, реферат

Описание работы

Виды общественного мнения и методы его формирования,структура

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Сущность общественного мнения и основные теоретические подходы к его изучению…………………………………………………………………….5
2. Виды общественного мнения и методы его формирования………………..11
3.Структура и функции общественного мнения………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….… …………19

Работа содержит 1 файл

реферат по PR.docx

— 41.82 Кб (Скачать)

     Основными механизмами общественного мнения являются внушение, убеждение, заражение, подражание.

     Стадия  функционирования общественного мнения включает этап объективизации и этап активности.

     На  этапе объективизации происходит переход  сформировавшегося общественного  мнения от отражательного состояния  к преобразующему. На этом этапе включается так называемый блок готовности, который характеризуется ориентацией людей на реализацию социальной оценки в актах поведения.

     На  этапе активности наблюдаются активные массовые действия субъектов общественного  мнения, их участие в массовых акциях в поддержку или в осуждение  тех или иных социальных действий, ставших объектом общественного  мнения.

-Стадия  убывания общественного мнения  включает этап спада и этап  отмирания. 

-На  этапе спада происходит снижение  интереса к объекту общественного  мнения у большинства людей. 

-На  этапе отмирания мнение теряет  свое качество общественного  явления. Объект общественного  мнения перестает представлять  массовый интерес. Общественное  мнение с утратой своего субъекта  и объекта прекращает функционирование.

-В процессе  управления общественным мнением  специалисту по PR важно учитывать  не только его динамику, но  и некоторые характеристики, отражающие  его качественную определенность.

     Стабильность  общественного мнения отражает длительность времени, на протяжении которого неизменно  проявляется одна и та же направленность интенсивность чувств.

     Информационная  насыщенность общественного мнения указывает на объем знаний об объекте  мнения, которым владеют люди.

     Социальная  поддержка общественного мнения свидетельствует о степени уверенности  людей в том, что их мнение разделяют  другие, принадлежащие к данной социальной среде.

     Следовательно, данные характеристики общественного  мнения, важно учитывать в процессе управления им.

 

  

2. Виды общественного мнения и методы его формирования. 

В социологических  теоретических концепциях выявлению  состояния общественного мнения уделяется приоритетное внимание. Исходная посылка состоит в том, что общественное мнение это, прежде всего, ценностное отношение, позиция (одобрение - не одобрение, поддержки-порицания, приемлемости - не приемлемости и т. д.) определенной общественной группы по жизненно значимому для нее вопросу (проблеме). Формирование общественного мнения является показателем важности, значимости вопроса для группы, включенности группы в определенную систему отношений, широты (узости) ее общественных интересов, уровней развитости (не развитости) самой группы. Общественное мнение способствует процессам формирования сплоченности группы, а в определенных условиях и стабильности общества в целом. В измененном виде функции общественного мнения выполняются, по мнению Комаровского В.С., по отношению к внешнему окружению группы (другие общественные группы; институты государства и бизнес структуры). Соответственно: анализируя состояние общественного мнения, институты государства, политические лидеры, могут получить информацию об отношении к ним различных групп населения, приемлемости для граждан предлагаемых властью (лидерам) путей и методов решения проблем, получить предложения по их совершенствованию, выявить наиболее конструктивные формы сотрудничества с гражданами .

     Общественное  мнение может существовать в нескольких видах. Эти виды отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенностями своего развития и  т.д. но, прежде всего, своим предметом. Каждая форма сознания отражает определённую сторону действительности.

     В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть

1) Оценочное  - это мнение выражает отношение  к тем или иным проблемам  или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. 

2) Аналитическое  и конструктивное - общественные  мнения тесно связаны между  собой: принятие какого-либо решения  требует глубокого и всестороннего  анализа, для чего необходимы  элементы теоретического мышления.

3) Регулятивное  общественного мнения состоит  в том, что оно вырабатывает  и внедряет определенные нормы  общественных отношений и оперирует  целым сводом не писанных законом  норм, принципов, традиций, обычаев,  нравов. Обычно оно реализует  тот кодекс правил, который закреплен  в нравственном сознании людей,  групп, коллективов. Общественное  мнение может также выступать  в форме позитивных или негативных  суждений.

     Подготовка  проведения изучения общественного  мнения включает следующие этапы:

-постановка  цели исследования. Цель должна  быть четко сформулирована, какие  сведения предполагается получить, как использовать и на что  направить обобщенные итоги.

-разработка  инструмента (анкеты, вопросники). Вопросы  должны формулироваться четко,  быть краткими, не допускающими  различных толкований. Следует избегать прямых, «лобовых» вопросов, особенно в тех случаях, если они по смыслу касаются оценок работы опрашиваемого, направлены на получение данных непосредственно о самом человеке, его взглядах. Для получения более объективной информации вводятся проверочные вопросы (по этой же теме, но в другой постановке, позволяющей получить косвенное подтверждение ответа на основной вопрос). После набора возможных вариантов ответов-подсказок обозначается место для других вариантов, не предусмотренных анкетой

-подготовка  выборки (число и состав опрашиваемых). При проведении исследований в городе, районе по проблемам, касающимся всех социальных слоев оптимальное количество опрашиваемых должно составлять 1 - 1,5 процента от общей численности населения. Если же опрос проводится среди отдельных групп, в крупных трудовых коллективах, учебных заведениях количество респондентов может достигать 10 процентов от списочного состава. В небольших подразделениях по возможности опрос проводится среди всех его членов, либо какой-то его части по усмотрению исследователей. Для получения наиболее объективной информации в число опрашиваемых должны быть включены все категории населения - по национальности, возрасту, социальному положению, образованию.

-проведение  анкетирования, опроса. Как правило,  его надо проводить анонимно, что повышает достоверность информации. Многое зависит от организаторов  этого дела, насколько они умело  настроят, подготовят людей на  откровенные высказывания своих  взглядов, позиций, мнений.

-обработка  анкет, подготовка выводов, рекомендаций  и предложений, по преодолению  развития нежелательных процессов,  прогнозирование возможных результатов  и последствий их реализации.

-принятие  конкретных мер.

-последующие  проверки правильности решений  и результатов принятия мер  (отслеживание).

 

  
 
 
 
 
 
 

  

3. Структура и функции общественного мнения. 

     Общественное  мнение отражает реальное состояние  общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов  в социальных группах общества. В  общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок  времени. Оно концентрирует внимание на определённых сторонах, процессах  бытия. Содержание общественного мнения - показатель глубины отражения, познание этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в  целом.

     Общественное  мнение и общественное сознание находятся  в сложных связях и отношениях. Общественное сознание, как считают  многие ученые, - это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, исторический процесс. Они порождены  определёнными материальными условиями  жизни людей. Структура общественного  сознания чрезвычайно сложна.

     Функции общественного мнения можно подразделить на главные и производные от них. Так же их различают в зависимости  от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь  от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы.

       Регулирование общественных отношений  - основная функция общественного  мнения. Сущность её заключается  в том, что общественное мнение  вырабатывает и прививает членам  общества отдельные нормы общественных  отношений. Причём общественное  мнение проявляет себя не только  как регулятор между отдельными  людьми, но и между личностью  и коллективом, коллективом и  обществом, а также между обществом  и личностью .

1.Регулятивная функция основывается на методе общественного воздействия, который по мере социального развития всё в большой степени превращается в основной метод регулирования жизнедеятельности общества. По мере развития и совершенствования общественного мнения, по мере того, как оно доходит до общества в целом и начинает воздействовать на него регулятивная функция общественного мнения начинает проявлять себя как функция воспитания.

2.Воспитательная  функция -  представляется силу важной роли и широкого участия в создании и утверждении между людьми «воспитывающих отношений». Главное же предназначение этой функции общественного мнения - воспитание в каждой личности чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом, проникновение в саму сущность человека, оказание ему помощи. Воспитательная функция формирует в человеке чувство нравственной ответственности.

     Регулятивная  и воспитательная функции активно  взаимодействуют, взаимопроникают, дополняют  друг друга, и всё чаще выступают  как единая регулятивно - воспитательная функция общественного мнения. Она  отличается многообразием способов и форм своего проявления, что обусловлено  возросшими потребностями духовной жизни общества и социальной практике, постоянным совершенствованием условий  для проявления творческой активности и самореализации народных масс.

  3.контрольная (в более широком смысле - экспрессивной) функция «заключается в том, что народное мнение по заинтересовавшему его вопросу практически всегда занимает определённую позицию и стремиться к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц»

4. консультативная  функция заключается в том, что в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым лишь в том случае, если институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к таким советам, политические лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.

5.директивная(предписывающей) функция общественного мнения, то о её проявлении можно говорить в том случае, когда результатом функционирования общественных суждений выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества и имеющие строго заданный характер. Это означает, что «общественность выносит решения по тем или иным вопросам проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов.

6. оценочная  функция или оценочное мнение, данная функция является одной из самых распространенных. В её компетенцию входит выражение определенного отношения к тем или иным фактам, событиям, проблемам, процессам социальной действительности.

7.информационную функцию общественного мнения, с каждым годом расширяется информационная база выработки и принятия решений, и с каждым годом возрастает потребность во включении в неё сведений, исходящих от широких масс. Своеобразие данной функции определяется тем, что общественное мнение аккумулирует в себе различные виды социальной информации - политическую, экономическую, идеологическую, психологическую и другую, причем такую информацию, которая связана с живым опытом населения .

Информация о работе Структура общественного мнения