Структура общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:21, реферат

Описание работы

Виды общественного мнения и методы его формирования,структура

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Сущность общественного мнения и основные теоретические подходы к его изучению…………………………………………………………………….5
2. Виды общественного мнения и методы его формирования………………..11
3.Структура и функции общественного мнения………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….… …………19

Работа содержит 1 файл

реферат по PR.docx

— 41.82 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 

1.  Сущность общественного мнения и основные теоретические подходы к его изучению…………………………………………………………………….5

2. Виды  общественного мнения и методы  его формирования………………..11

3.Структура  и функции общественного мнения………………………………14 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18

 СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….… …………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Управление  общественным мнением включает в  свое содержание его изучение и процесс  формирования. Общественное мнение постоянно  находится в поле зрения специалистов сферы public relations. Специалисты public relations управляют общественным мнением. В середине прошлого века американский PR-мен Фред Палмер сформулировал: «Функция специалистов public relations - помогать людям конструктивно относиться к силе общественного мнения».

     Феномен «общественное мнение» принадлежит  к числу таких социальных явлений, которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Сила общественного  мнения, его активное воздействие  на деятельность субъектов исторического  процесса признавалась всегда.

     Общественное  мнение и общественное сознание находятся  в сложных связях и отношениях. Общественное сознание, как считают  многие ученые, - это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, исторический процесс. Они порождены  определенными материальными условиями  жизни людей. Структура реального  содержания общественного сознания чрезвычайна сложна. В нем выделяют несколько форм. Чаще всего в качестве таких форм выступают политические идеи, правосознание, мораль, наука, искусство, религия, философия, экология и экономика  и т.д. Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенностями своего развития и  т.д., но прежде всего своим предметом.

     Целью работы я ставлю: изучение понятия общественного мнения и его основных разновидностей.

     Объектом  исследования служит понятие общественного  мнения, как коллективного суждения, возникающего в процессе и результате сложной социальной коммуникации.

     Предметом исследования является структура общественного  мнения и его основные функции.

     Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать  сущность общественного мнения  и подходы к его изучению.

2. Изучить  виды общественного мнения и методы его формирования.

3. Проанализировать  структуру и функции общественного мнения.

     В настоящее время очень выросло  значение общественного мнения в  современном обществе с демократической  формой управления, в связи с резко  возрастающей возможностью общественности влиять на политические и экономические  решения. Современная цивилизация  обладает разветвленной системой средств  массовой информации (СМИ), что, в условиях мгновенного информирования о происходящих событиях, позволяет социуму одновременно реагировать на них. Глобализация современных  мировых политических и экономических процессов во многом определяется информационной составляющей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность общественного мнения и основные теоретические подходы к его изучению. 

     Под общественным мнением в социологии понимают специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее  явное или скрытое отношение  больших социальных групп к актуальным проблемам действительности. Само же общественное сознание представляет собой  целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретический  и обыденный) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Носителем общественного  мнения являются большие социальные группы (нации, народы, социальные страты).

     В обычной жизни «общественное  мнение» несёт такой смысл: мнение определённой группы людей по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.

     В социальной психологии под понятием «общественное мнение» понимают коллективное оценочное суждение по поводу социально значимых проблем.

     В теории связей с общественностью  под общественным мнением понимают коллективное оценочное суждение той  или иной группы общественности по поводу социально значимых проблем, в котором проявляется ее отношение  к событиям и фактам, связанным  с деятельностью базисного субъекта PR.

Исходя  из этого можно выделить особенности общественного мнения с точки зрения теории PR.

     Особенности общественного мнения:

1. Его  носителем являются группы общественности.

2. Рассматривается  во взаимосвязи с конкретным  базисным субъектом. 

     Управление  общественным мнением в PR-деятельности представляет процесс, организованный на основе знаний об объекте управления. Основу таких знаний составляют социологические и социально - психологические знания о содержании общественного мнения, его структуре и механизмах формирования.

     Основу  содержания общественного мнения составляют события, процессы, явления, факты, которые  отвечают требованиям (критериям).

     Субъектами  общественного мнения в PR являются социальные группы, а объектом общественного  мнения являются события, процессы, явления  и факты, которые непосредственно  связаны с деятельностью субъектов PR.

  Основные направления и задачи работы служб по связям с общественностью, связанных с общественным мнением сводятся к следующему .

1.Отслеживание (анализ состояния и интерпретация  содержания общественного мнения  по тем вопросам и проблемам,  которые интересуют фирму, политическую  организацию, властную структуру). Интерпретация предполагает оценку  состояния общественного мнения, прогноз его развития, выработка  рекомендаций для фирмы (организации,  структуры) по учету состояния  общественного мнения.

2.Определение  способов, механизмов, средств воздействия  на общественное мнение с целью  его формирования (изменения) в  желательном для фирмы (политической  организации, властной структуры)  направлении и организацию практической  работы по реализации этой  цели. Способы решения, как первой, так и второй задачи во многом  зависит от того, какой смысл вкладывается в понятие «общественное мнение» и в чем видится специалистам по связям с общественностью главные задачи своей деятельности, по его анализу, учету и формированию.

  Всегда существует соблазн выделить приоритетные группы по наиболее простым и осязаемым социально-демографическим принципам: пол, возраст, место жительства, ряд занятий и т. д. Иногда такой простой подход оказывается достаточным для выделения приоритетных групп, но чаще требует дополнительных характеристик, касающихся ценностей, образа жизни и мировоззрения групп.

     Ценностные  ориентации глобального характера  могут быть сгруппированы в шесть сегментивных групп.

1.«Преданные». 

     Первоочередные  ценности: уважение старших, защита семьи, честность, вера и долг. По выборке  в целом - ни вера, ни долг не входят в первую десятку глобальных ценностей.

 2.«Альтруисты».

     В число первоочередных ценностей  входят защита семьи, честность и  справедливость (справедливость не входит в первую десятку глобальных ценностей).

3.«Близкие  друзья». 

     Первоочередные  ценности: семья, честность, стабильная личная жизнь, дружба и самооценка.

Степень заинтересованности средствами массовой информации- выше среднего; наиболее заинтересованы в тех средствах, которые можно разделить с другими, например музыка, телевидение.

4.«Борцы». 

     Главные ценности: семья, материальное благополучие, здоровье, благосостояние, уважение старших.

Низкая  степень использования средств  массовой информации (после них идут только «преданные»). Слишком заняты зарабатыванием средств на отдых  и общественные занятия. Для них  важны печатные издания.

5.Творцы.

     Наиболее  важные ценности: честность, свобода, подлинность, самооценка. Для этой группы важно  самосовершенствование.

Эта группа больше всего интересуется средствами получения информации, особенно печатными  изданиями, персональными компьютерами.

     Принципы  изучения общественного мнения базируются на сборе максимально обширной по доступности информации, обращения  к широкому спектру источников. Начинается изучение общественного явления, как  правило, с анализа литературных и иных доступных источников, которые  иногда называются вторичными. Это  могут быть результаты ранее проведенных  социологических исследований, результаты голосования на предыдущих выборах, анализ различного рода статистических данных, касающихся появляющейся популярности тех или иных марок, товаров, партий; анализ высказываний и оценок читателей  газет, откликов на передачи радио или  телевидения по интересующему вопросу  и т. д.

     Не  последнюю роль играют и личные наблюдения, впечатления, полученные аналитиком во время личных встреч, бесед. В настоящее  время немалую часть полезной информации можно найти в Internet.

     Одна  из наиболее важных характеристик состояния  общественного мнения - уровень стабильности. По своей природе общественное мнение - явление подвижное, изменяющееся под  влиянием новых обстоятельств и  ситуации, поступающей новой информации. Тем не менее, зрелое общественное мнение обладает и устойчивостью, способностью не меняться в течение определенного, иногда достаточно длительного времени, пока не появляются достаточно веские основания для коррекции или  полной конверсии позиции. Уровень  стабильности общественного мнения находится в прямой зависимости  от рассмотренных выше других характеристик  состояния общественного мнения. Чем жестче и определённей позиция по проблеме, тем больше люди заинтересованы, вовлечены в проблему, чем они больше информированы тем, как правило, стабильнее их мнение.

     Общественное  мнение как социальный процесс имеет  свою динамику, которая характеризуется  стадиями, этапами и механизмами  формирования.

     Жизненный цикл общественного мнения проходит в три стадии - возникновения и  формирования, функционирования, убывания.

     Каждая  стадия имеет свою внутреннюю структуру, которая разделяется на несколько  этапов.

Стадия  возникновения и формирования общественного  мнения включает следующие этапы:

-Зарождение  индивидуальных мнений;

-Обмен  мнениями;

-Кристаллизация  общей точки зрения;

-Объективизация  сложившегося мнения.

     На  этапе зарождения проявляется широкий  интерес множества индивидов  к потенциальному объекту общественного  мнения, происходит формирование индивидуальных заинтересованных оценочных суждений, возникает потребность выразить свою оценку, обменяться мнением с  другими индивидами.

     На  этапе обмена мнениями идет активное обсуждение проблемы, происходит столкновение мнений в виде дискуссий и споров. В ходе дискуссий идет процесс  зарождения групповых мнений, среди  которых выделяются свои лидеры.

     На  этапе кристаллизации общей точки  зрения в ходе продолжающихся дискуссий  и борьбы групповых мнений происходит интеграция всех индивидов или их большинства вокруг единой точки  зрения, которая сформировалась в  процессе обсуждения на основе совпадающих  оценочных мнений.

Информация о работе Структура общественного мнения