Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:22, контрольная работа
Конфликты играют важную роль по отношению к их участникам и социальной среде. Это влияние многозначно и может быть рассмотрено как функциональность конфликта, который воздействует на психику, поведение, деятельность, как оппонентов, так и окружающих. В повседневной жизни сложилось однозначное отношение к конфликту как к симптому неблагополучия, негативному, нежелательному явлению, разрушающему нормально функционирующую социальную систему.
Введение
1. Структура конфликта
1.1 Объективные элементы конфликта
1.1.1 Объект конфликта
1.1.2 Участники конфликта
1.1.3 Среда конфликта
1.1.4 Физическая среда конфликта
1.1.5 Общественно-психологическая среда конфликта
1.1.6 Социальная среда конфликта
1.2 Личностные элементы конфликта
1.2.1 Основные психологические доминанты поведения
1.2.2 Черты характера и типы личностей
1.2.3 Акцентуация характера
2. Функции конфликта
2.1 Понятие функции конфликта
2.2 Явные и скрытые функции конфликта
2.3 Оценка функции конфликта
2.4 Конструктивные функции конфликта
Заключение
Список использованной литературы
1.2.1 Основные психологические доминанты поведения
Важнейшую роль среди личностных факторов конфликта играют основные психологические доминанты поведения личности: ценностные ориентации; цели; мотивы; интересы; потребности. Все они имеют внутреннюю взаимосвязь и вытекают один из другого. Рассмотрим их более подробно.
Ценностные
ориентации людей как субъектов
конфликта формируются в
Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата на достижение которого направлено действие человека. Применительно к конфликту цель его субъектов - это представление той конечной ситуации, которая возникнет в результате разрешения противоборства и к достижению которой стремятся его участники. Именно этот полезный для участников конфликта результат и определяет направленность их поведения. Образ предвосхищаемого позитивного результата конфликта приобретет побудительную силу и таким образом становится целью, начинает направлять действия субъектов противоборства. Но это происходит тогда, когда осуществляется связь цели с мотивом поведения.
Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей личности. Применительно к конфликту мотив - это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий субъектов конфликта - Такой основой вступления в конфликт, в конечном счете, выступает необходимость реализации его субъектами своих интересов.
С
точки зрения психологии потребность
субъектов конфликта - это такое их состояние,
которое выражается в том, что объект конфликта
выступает как нужда, острая необходимость
для их существования. Поэтому она является
самым глубинным источником активности
субъектов и толкает их на конфликтные
действия. Потребность, таким образом,
является тем состоянием личности, которое
регулирует ее поведение, в том числе и
конфликтное поведение. Но при этом эта
регуляция осуществляется во взаимосвязи
с интересами, мотивами, целями и ценностными
ориентациями личности.
1.2.2 Черты характера и типы личностей
Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовые характеристики. Это индивидуальные психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в особенностях темперамента, самооценке, в способе реагирования на слова и поступки людей. В этой связи выделяют, прежде всего, две основные психологические оси личности: экстраверсия - интроверсия; эмоциональная неустойчивость - эмоциональная стабильность.
Следует отметить, что «плохих» и «хороших» индивидуальных характеристик не бывает. Как говорится, наши недостатки - продолжение наших достоинств. Однако важно отметить, что все названные личностные качества человека играют существенную роль в возникновении и развитии конфликта.
1.2.3 Акцентуация характера
Особо важный личностный элемент конфликта - чрезмерная выраженность отдельных характера черт характера индивида. Для их обозначения К. Леонгард ввел понятие акцентуация характера, то есть определенное направление характера. Акцентуированные личности испытывают дополнительные трудности во взаимодействиях с другими. А отдельные чрезмерно выраженные черты характера прямо носят конфликтную направленность.
Выделенные
Леонгардом типы акцентуированных личностей
разделены на две группы: акцентуации
характера (демонстративный, недактичный,
застревающий, возбудимый) и акцентуации
темперамента (гипертимический, дистимический,
тревожно - боязливый, циклотимический,
эмотивный, аффективно - экзальтированный).
2. ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
В представлениях многих людей конфликты ассоциируются с сугубо отрицательными явлениями: войнами и революциями, междоусобицами и скандалами. Поэтому, как правило, конфликт представляется как явление нежелательное и вредное. На самом же деле это не всегда так. Последствия конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными.
2.1 Понятие функции конфликта
Для объяснения функций социального конфликта следует обратиться, прежде всего, к самому понятию «функция». В общественных науках функция (от лат. functio - совершение, исполнение) означает значение и роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребностей социальной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее общностей, социальных групп и индивидов. В соответствии с этим под функцией конфликта мы будем понимать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.
2.2 Явные и скрытые функции конфликта
Явные
функции конфликта
Скрытые (латентные) функции конфликта - такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта. Латентные функции могут выражаться также в том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям участников конфликта. Так, никто из участников Чеченского конфликта не предполагал, что в ходе его будут уничтожены установки по переработке нефти, которых в республике было большое количество, и в результате возникнет опасность экологической катастрофы не только в Чечне, но и за ее пределами. Бастующие шахтеры, выступавшие с требованиями к правительству страны в конце 80-х - начале 90-х годов отменить госзаказ и дать им возможность свободно распоряжаться прибылью, очень много сделали для реформирования общества, но они и не предполагали, что уже в конце 90-х годов будут требовать вернуть госзаказ.
2.3 Оценка функции конфликта
С точки зрения функций, конфликт - достаточно противоречивое явление. Вступая в противоборство, люди могут добиться реализации поставленных целей. Но часто трудно предугадать даже не очень отдаленные последствия, которые за этим последуют. При этом последствия могут носить как положительный, так и отрицательный характер для участников конфликта. Работник, который вступил в конфликтные отношения с администрацией, может добиться своей ближайшей пели, например, выплаты компенсации за вынужденный прогул. Но через какое-то время за этим может последовать увольнение его с работы под каким-либо благовидным предлогом. Для уволенного сотрудника это, скорее всего, будет латентная функция конфликта и при этом отрицательная. Но вслед за этим он может устроиться и на более привлекательное, чем прежде, место работы. И тогда это будет положительная латентная функция конфликта. В таком случае часто говорят «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Таким
образом, и явные и латентные
функции конфликта могут быть
как отрицательными, так и положительными,
то есть они могут иметь двойственный
характер. Если функция конфликта
положительная для его
Несмотря на всю релятивность оценок функций конфликта, по своему смыслу, значению и роли их можно разделить на две группы: конструктивные (положительные) функции конфликта; деструктивные (отрицательные) функции конфликта.
2.4 Конструктивные функции конфликта
Все конструктивные (как впрочем, и отрицательные) функции конфликта, с определенной степенью условности и в целях удобства изложения материала, можно разделить на: общие функции конфликта - имеют место на различных уровнях социальной системы; функции конфликта на личностном уровне, которые касаются влияния конфликта непосредственного на личность. Они выражаются в следующих последствиях.
Конфликт
является способом обнаружения и
фиксации противоречии и проблем
в обществе, организации, группе. Кроме
того, конфликт свидетельствует о
том, что эти противоречия достигли
уже большой зрелости и необходимо
принимать неотложные меры по их устранению.
Таким образом, всякий конфликт выполняет
информационную функцию, дает дополнительные
импульсы к осознанию своих и
чужих интересов в
Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность. Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи.
Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности стороны конфликта, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился. Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д.
Конфликт
может служить средством
При
конструктивных функциях конфликта
на личностном уровне происходит влияние
конфликта и на индивидуальные характеристики
личности. Конфликт может выполнять
познавательную функцию по отношению
к людям, которые принимают в
нем участие. Именно в трудных
критических (экзистенциальных) ситуациях
и проявляются подлинный
Конфликт может способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности. Он может помочь верно, оценить свои силы и способности и выявить новые, ранее не известные стороны характера личности. Он может также закалить характер, способствовать появлению его новых качеств, таких, как чувство гордости, достоинства и т.п. Конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств характера, например, чувства неполноценности, покорности, раболепия и т.п. Конфликт является важнейшим фактором социализации человека, развития его как личности. В конфликте индивид за сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда вне конфликта.
Конфликт является существенным фактором адаптации человека в группе, поскольку именно в конфликте люди в наибольшей степени раскрываются и можно с уверенностью сказать, кто есть кто. И тогда личность либо принимается членами группы, либо, напротив, отвергается ими. В последнем случае, конечно, никакой адаптации не происходит.
В
связи с ограниченным объемом
работы, о деструктивных функциях
я скажу в заключении.
Заключение
В
выводе можно сказать, что структура
конфликта - это совокупность его
устойчивых связей, обеспечивающих целостность,
тождественность самому себе, отличие
от других явлений социальной жизни.
Без наличия этих связей конфликт
не может существовать как динамически
взаимосвязанная система и
Информация о работе Структура, функции и основные стадии конфликта