Структура, функции и основные стадии конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

Конфликты играют важную роль по отношению к их участникам и социальной среде. Это влияние многозначно и может быть рассмотрено как функциональность конфликта, который воздействует на психику, поведение, деятельность, как оппонентов, так и окружающих. В повседневной жизни сложилось однозначное отношение к конфликту как к симптому неблагополучия, негативному, нежелательному явлению, разрушающему нормально функционирующую социальную систему.

Содержание

Введение
1. Структура конфликта
1.1 Объективные элементы конфликта
1.1.1 Объект конфликта
1.1.2 Участники конфликта
1.1.3 Среда конфликта
1.1.4 Физическая среда конфликта
1.1.5 Общественно-психологическая среда конфликта
1.1.6 Социальная среда конфликта
1.2 Личностные элементы конфликта
1.2.1 Основные психологические доминанты поведения
1.2.2 Черты характера и типы личностей
1.2.3 Акцентуация характера
2. Функции конфликта
2.1 Понятие функции конфликта
2.2 Явные и скрытые функции конфликта
2.3 Оценка функции конфликта
2.4 Конструктивные функции конфликта
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Лобовикова.docx

— 35.53 Кб (Скачать)

    Структура, функции и основные стадии конфликта

    Содержание

    Введение

    1. Структура конфликта

       1.1 Объективные элементы конфликта

       1.1.1 Объект конфликта

       1.1.2 Участники конфликта

       1.1.3 Среда конфликта

       1.1.4 Физическая среда конфликта

       1.1.5 Общественно-психологическая среда конфликта

       1.1.6 Социальная среда конфликта

    1.2 Личностные элементы конфликта

       1.2.1 Основные психологические доминанты поведения

       1.2.2 Черты характера и типы личностей

       1.2.3 Акцентуация характера

    2. Функции конфликта

       2.1 Понятие функции конфликта

       2.2 Явные и скрытые функции конфликта

       2.3 Оценка функции конфликта

       2.4 Конструктивные функции конфликта

    Заключение

    Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Источники конфликтов - это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:

  • знаний, умений, способностей, личностных качеств;
  • функций управления;
  • эмоциональных, психических и других состояний;
  • технологических, экономических и других процессов;
  • целей, средств, методов деятельности;
  • мотивов, потребностей, ценностных ориентации;
  • взглядов, убеждений;
  • в понимании, интерпретации информации;
  • ожиданий, позиций;
  • оценок и самооценок.

    Конфликты играют важную роль по отношению к  их участникам и социальной среде. Это  влияние многозначно и может  быть рассмотрено как функциональность конфликта, который воздействует на психику, поведение, деятельность, как оппонентов, так и окружающих. В повседневной жизни сложилось однозначное отношение к конфликту как к симптому неблагополучия, негативному, нежелательному явлению, разрушающему нормально функционирующую социальную систему.

    Любой конфликт представляет собой целостную  динамическую систему (динамическую целостность). Конфликт - это всегда процесс, переход от одной ситуации к другой, каждая из которых характеризуется своей степенью напряженности между участниками противоборства. Но, несмотря на эту динамику, любой конфликт характеризуется определенным инвариантом его элементов, образующих внутреннюю структуру конфликта как целостного явления. В данной работе кратко постараюсь, пользуясь соответствующим теоретическим материалом изложить основы структуры конфликтов и их функции.

    1. СТРУКТУРА КОНФЛИКТА

    По  своему характеру и природе все  элементы конфликта могут быть разделены  на два вида: 1) объективные (внеличностные) и 2) личностные.

    1.1 Объективные элементы  конфликта

    К объективным элементам конфликта  относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т.д.). Такими элементами являются: объект конфликта; участники  конфликта; среда конфликта.

    1.1.1 Объект конфликта

    Вспомним  основные характеристики объекта конфликта:

    1) под объектом конфликта понимают  ту ценность, по поводу которой  возникает столкновение интересов  участников конфликта;

    2) объектами конфликта могут быть  ценности самого различного вида: материальные, духовные, объективные,  субъективные, статусные, ресурсные,  религиозные, политические и т.д.;

    3) объект конфликта не существует  безотносительно его субъектов.  Напротив, он всегда связан с  интересами участников конфликта,  причем эти интересы находятся  в противоречии;

    4) объект конфликта носит релятивистский  характер, что прямо вытекает  из предыдущего положения;

    5) объект конфликта всегда имеется  в ограниченном (дефицитном) количестве  или качестве и не способен  одновременно удовлетворить обе  стороны, участвующие в конфликте;

    6) объект конфликта может быть  явным и латентным.

    1.1.2 Участники конфликта

    Другой  основной элемент социального конфликта - его участники. В конечном счете, конфликта ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Однако общественная жизнь не сводится к взаимодействию отдельных индивидов. В обществе действуют различные социальные группы, общности, народы, политические образования, юридические лица и т.д., которые также могут выступать участниками противоборства. Таким образом, участников конфликта, как и самих конфликтов, может быть великое множество.

    Основные  участники конфликта - это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие  в противоборстве. Им принадлежит  решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами (от лат. opponents -- возражающий) конфликта.

    В связи с тем потенциалом или  мощью, которым обладают стороны, участвующие  в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента. Чем больше у  участника конфликта имеется  возможностей влиять на ход противоборства, тем выше его ранг. При этом ранжирование можно производить по разным основаниям: физической силе, политической и экономической  мощи, ресурсному, административному  или информационному потенциалу и т.д. Ранг участников конфликта  непосредственно связан с их социальным статусом - положением, занимаемым в обществе в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной ролью участника конфликта. В различных конфликтных ситуациях бывает востребован и различный потенциал участников конфликта. Так, если имеет место физическая борьба, ранг оппонентов будет определяться их мускульной силой, в экономических схватках он будет зависеть от экономического потенциала.

    К неосновным участникам конфликта относятся  все остальные участники конфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта. По определению  им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта  называют еще третьей стороной.

    Важную  роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его  участники: инициаторы (зачинщики); организаторы; пособники; посредники (медиаторы).

    1.1.3 Среда конфликта

    Еще один объективный элемент конфликта - его среда, включающая совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику.

    С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта. Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды - это малая социальная группа. Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Хотя опосредствовано макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.

    По  природе составляющих ее компонентов  можно выделить три вида среды конфликта:

    1) физическую,

    2) общественно-психологическую и 

    3) социальную.

    Все они проявляются как на микро, так и на макроуровня социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом. Так, борьба может вестись за чистый воздух, улучшение социально-психологического климата на предприятии или социальных условий жизни людей.

    1.1.4 Физическая среда  конфликта

    Это совокупность физических, географических, климатических и экологических  условий и факторов, в которых  протекает противоборство.

    На  макроуровне физическая среда конфликта включает совокупность таких внешних условий взаимодействия людей, как чистота воздуха, уровень освещенности и шума на рабочем месте. Всякий, кто работал в плохо освещенной лаборатории, в шумном цехе, в запыленном и загрязненном помещении, мог неоднократно убедиться в негативном влиянии этих факторов на развитие межличностных и межгрупповых конфликтов. Причем и сами эти условия могут становиться объектом конфликтов как между администрацией и сотрудниками, так и между самими сотрудниками.

    На  микроуровне физическая среда представлена географическими, климатическими и экологическими факторами, которые могут оказывать существенное влияние на развитие конфликта. Известно, какое большое значение для хода военных операций имеют климатические условия. Как и на микроуровне, на макроуровне физическая среда может выступать также в качестве объекта конфликта.

    1.1.5 Общественно - психологическая  среда конфликта

    Это совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых  развивается конфликт. Эти факторы  являются объективными для участников конфликта, ибо они заданы им изначально и не зависят от их воли, сознания и желаний. Эта среда также, как  и физическая, проявляется на микро - и макроуровнях общественной системы.

    На  микроуровне, например, в рамках организации, общественно-психологическая среда - это психологический климат данного коллектива, его общий настрой, который может быть в большей или меньшей степени мажорным или минорным, оптимистическим или пессимистическим и т.д.

    На  макроуровне социальной системы, то есть на уровне всего общества, общественно-психологическая  среда определяется господствующими  в обществе настроениями, чувствами  и эмоциями, которые проявляются  на уровне больших социальных групп  и всего народа. В отдельные  периоды в обществе могут преобладать  чувства страха, неуверенности и  беспокойства, которые испытывают целые  слои населения. В другие времена, напротив, общественная психология народа может  быть мажорной, характеризоваться спокойствием, бодростью и эмоциональным подъемом. Первый тип общественно-психологической  среды способствует развитию конфликтного поведения, второй, напротив, - более быстрому и легкому разрешению конфликта.

    1.1.6 Социальная среда  конфликта

    Социальная  среда представляет совокупность общественных условий, при которых возникает  и развивается противоборство сторон. Самыми общими и фундаментальными факторами  социальной среды конфликта являются тип цивилизации, общественно-экономические условия жизни и социально-политическое устройство общества. Но в социальную среду конфликта входит также вся социокультурная реальность, окружающая человека. Как и всякая другая, социальная среда конфликта оказывает важное влияние на его динамику и способы разрешения.

    1.2 Личностные элементы  конфликта

    К личностным элементам конфликта  относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают  влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации. Черты характера  личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы - все эта и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации.

    Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, следует назвать: основные психологические доминанты поведения; черты характера и типы личностей; установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности; неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения; этические ценности.

Информация о работе Структура, функции и основные стадии конфликта