Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:15, реферат
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии.
Введение…………………………………………………………….
1.Научно-теоретические аспекты стресса………………………….
2.Основные причины стрессовых ситуаций…………………………..
2.2 Стрессовое напряжение………………………………………..8-
3.Как и у кого стресс разрушает здоровье…………………………
4.Характер, работоспособность, здоровье………………………..
5.Регуляторы стресса и выходы из стрессовых ситуаций.
Успехи в работе над собой……………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Здоровье и любовь к делу без пренебрежения лучшим опытом других, без плохого, неразумного отношения к людям – вот основы успеха, как профессионального, так и жизненного. А всегда ли плохи строгий руководитель или близкий человек? Конечно, нет! Утомляющий груз обязанностей, суровость неблагоприятны и для самого руководителя. К нему тоже надо быть снисходительнее, ценить за его ответственность в работе, за его большую служебную нагрузку, но вот грубость не всегда можно оправдать, тем более наплевательство на хорошее и важное для другого. Важно щадить друг друга, не забывать о семьях.
Почти всем нам нравится, когда нас постоянно балуют, облегчают условия жизни. Однако не следует забывать о том, что привычка к этому без трудолюбия, умения переносить трудности часто приводит к развитию психопатии, истеричности, которые не только неприятны, но и ухудшают здоровье, негативно влияют на нашу жизнь и жизнь окружающих людей. Это также может вызывать стрессы, ведет к проявлению недружелюбия, которое не всегда является следствием плохого характера, а порой обусловлено болезнями, неладами жизни, переутомлением. И все же один из самых главных факторов – воспитание.
Есть даже такие психопатизированные люди, которым нравится
«растравливать» других. При этом они разрушают и свое здоровье. Психопаты эгоистичны, нежелание других людей «тут же» сделать то, что они желают, воспринимается с негативной реакцией; нередко ими используются деспотизм, лесть, обман: и дома, и на работе. Если это болезнь, ее надо лечить, а черты характера следует исправлять.
В зависимости от возраста реакция на стресс может быть различной: молодые часто игнорируют стрессовые ситуации, не чувствуя их, или борются в одиночку. В среднем же возрасте стараются понять причины, поделиться с близкими происшедшим. Пожилые обращаются при беспокоящих отклонениях в самочувствии к врачам.
Умственные перегрузки могут приводить к утомляемости, неврозам, изменениям артериального давления и другим заболеваниям сердечно-сосудистой системы, бессоннице или сонливости, импотенции, нарушениям менструаций и бесплодию у женщин. Когда у человека творческий подъем и если им не руководит корысть, нагрузки переносятся гораздо легче. Однако и здесь могут быть нарушения сна, аппетита, признаки утомления, повышается нагрузка на сердечно-сосудистую, нервную системы.
У
безалаберных, не думающих людей, радость
сиюминутным успехам нередко
сопровождается обжорством, злоупотреблением
спиртными напитками, легкими связями,
привычка к которым закрепляется
и приводит к поражениям печени,
желудочно-кишечного тракта, поджелудочной
железы, сердечно-сосудистой и нервной
систем, венерическим заболеваниям.
5. Регуляторы стресса и выходы из стрессовых состояний.
Успехи
в работе над собой
Оптимальным способом от затянувшегося стресса является следующее: необходимо полностью разрешить конфликт, устранить разногласия помириться с личностью, если мы имеем дело с межличностным конфликтом.
Экзаменационный стресс - одно из сопутствующих состояний, с которым сталкивается каждый студент вовремя экзаменационной сессии. Авторы Леонова, Кузнецова предлагают следующие способы успокоения и избавления от стресса:
- общение с близким человеком, разрядить очаг возбуждения;
- переключиться на другую тематику;
- совместно отыскать путь к благополучному решению выход из проблемной ситуации, вызывающей стрессовое состояние или снизить его значимость.
Важным способом снятия психического напряжения является также активизация чувства юмора. Суметь улыбнуться в трудной ситуации - это достаточно сложно в ситуации экзаменационного стресса для студента, но, тем не менее, по своей функциональности «смех так могуществен, что его называют стационарным бегом трусцой» [4].
Основные причины стрессовых ситуаций. Существуют множество разных причин, которые вызывают состояние стресса у человека.
К наиболее распространенным можно отнести следующие: человеку чаше приходиться делать, не то, что хочется, а то, что нужно, что входит в основные обязанности (например, для студента - это сдача экзаменационной сессии).
Нехватка временного ресурса на решение основных жизненно важных проблем; в связи с вышеуказанным фактором нарастает ситуация угнетенности, зажатости в тисках внутреннего напряжения; из-за нехватки временного ресурса и неумения, особенно на 1 курсе распределять свое рабочее время, возникает хроническое недосыпание [2].
Как следствие таких факторов, у человека возникают разного рода конфликтные ситуации в учебной деятельности, семейной ситуации и т.д., нередко молодые начинают употреблять повышенное количество алкоголя, курят больше, как следствие, возникают ощущения неудовлетворенности жизнью, появляется комплекс неполноценности.
Однако, стресс представляет собой достаточно обычное и часто встречающееся явление, с которым сталкиваются не только студенты во время экзаменационной сессии, но и каждый индивид в отдельности. Практически все временами испытываем стресс, который ожжет проявляться в виде ощущений пустоты в глубине желудка.
Признаки болезни должны заставить задуматься над своим характером, образом жизни. Часто проявление отрицательных черт в характере человека равноценно не просто самоизбиению, но и добровольному разрушению здоровья: своего и других, способствует плохим поступкам, напряженному общению с окружающими. Недостатки есть почти у всех – важно, чтобы их было как можно меньше, чтобы исправление было не «по капле» или не оставлялось на «когда-нибудь потом». Порой очень важно уметь забывать плохое, не отравляя жизнь вредными для здоровья переживаниями. Близка сдержанности, доброте вежливость, она и красива, и полезна для здоровья, для лучшей жизни, хороших взаимоотношений, но требует некоторой нелености, наличия хороших качеств или стремления иметь их, умения сильно не переживать от обид, хамства.
А отражаются ли на здоровье хорошие знания, квалификация, если не иметь в виду лишь высокую ответственность, перегрузки? Несомненно! Систематическое стремление к таким знаниям делает труд более интересным, гибким, продуктивным, с исключением части ненужного, уменьшает ряд нагрузок. Учиться хорошему следует старательно, но без постоянных перегрузок, особенно при совмещении работы и учебы. Низкий уровень знаний с примитивным, циничным мышлением и поведением – не лучшее для здоровья.
Для долголетия, более крепкого здоровья важны положительные эмоции, удовлетворение в большей степени не от обильной пищи, возлияний сверх меры, а от разносторонних знаний, полезных дел, любовь близких. Но эту любовь надо завоевать, деля людям добро, учитывая и исправляя ошибки. Перед работой и после трудового дня поцелуй дорогого человека закрепляет хорошие взаимоотношения, поднимает настроение, дает силы. Положительные не чрезмерные эмоции в отличие от отрицательных гармонизируют работу головного мозга и всего организма, уменьшают восприимчивость к болезням, способствуют выздоровлению. Исследования кровоснабжения головного мозга, сердца показывают, что добрая улыбка, хорошее настроение благоприятны для них, а значит, и для здоровья в целом. Видимо, подобным образом отражаются на состоянии и хорошая работоспособность, оптимизм, умение сдерживать себя от чрезмерных и длительных волнений. Хорошо делать полезные дела, читать умную юмористическую литературу, смотреть комедии, шутить. А вот страх, плохое настроение ухудшают кровоснабжение многих жизненно важных структур организма, их деятельность. Важен правильный учет разумной критики без особой обиды, на неумную не следует обращать внимание; не нужно быть заносчивым.
Сдерживание эмоций полезнее и эффективнее тогда, когда человеку ясно, зачем это нужно и какими бедами чревата несдержанность в данной ситуации. Это помогает быть разумнее, спокойнее, добрее, а добро лечит, меняет многих, в том числе и нас самих. Доброте не помешает сила воли, твердость.
При появлении отрицательных эмоций полезно вспомнить что-нибудь хорошее из прошлого, настоящего или предстоящего без алчности и чувства злобного превосходства. Полезно еще раз спокойно обдумать неприятную ситуацию, признать свою ошибку или неправоту и наметить пути их исправления, может быть, извиниться. Психологи рекомендуют даже в некоторых ситуациях выругаться «про себя», стукнуть рукой по дивану, важно, чтобы это было нечасто. Надо уметь не давать развиваться неприятным эмоциям. Психотерапевты помогают тем, что учат человека смотреть на неудачи как на временные явления, быть деятельным, правильно мыслящим даже при потере прежних удобств. Оптимизм дает силы, способствующие в сочетании с разумом успехам и оздоровлению. Идти к успеху по жизни следует с вежливостью, но не угодливым поддакиванием, с достойным умным трудом, который не позволит вам опуститься до ощущения своей ничтожности. Неверно и то, что называется «лезть в бутылку», бездумностью и болтливостью без выдержки «создавать свою значимость». Полезно высказывать лишь ценные мысли, замечания, хотя бывают моменты, требующие более обстоятельного совместно обсуждения дел.
Во многих случаях бывает полезным не осуждать партнера, а постараться понять, войти в его положение. Важно знать не только его деловые качества, но и жизненные ситуации. Частая ругань, даже мысленная, способствует неврозам, принятию не лучшего, а иногда и неправильного решения, ухудшает обстановку в коллективе, между партнерами, с которыми, возможно, еще придется работать в будущем.
Бывают случаи, когда во время неадекватного поведения одного больного истерией, психопатией подобная реакция развивается и у других – уставших, озлобленных, тоже больных – один «заводит» других. Надо уметь не поддаться подобному, не вовлечь себя в разрушительную ссору.
Избавлению
от последствий стрессов, гнева помогает
мысленное представление того, как
гнев постепенно уходит из вас в
виде пара вверх или в землю, можно
легко потирать руки или голову и
представлять, что вы освобождаетесь
при этом от стресса, неприятных эмоций,
затем встряхнуть опущенные вниз
кисти рук.
Заключение
Итак, изучив основные показатели стресса, этиологию стрессовых ситуаций, можно сделать вывод о том, что данное состояние достаточно часто встречается в нашей действительности, не исключением является и студенческая среда.
Наибольшее количество стрессогенных факторов приходится на время экзаменационной сессии для студентов, или в процессе длительной напряженной работы человека на рабочем месте.
Стресс определяется как чрезмерное психологическое и физиологическое напряжение организма человека, которое может повлечь за собой не только сопутствующие этому состоянию признаки угнетенности, усталости, но и расстройства организма на физическом уровне.
То есть стрессовая ситуация может напрямую быт связана с тем или иным расстройством в организме человека.
Задача психолога - помочь человеку разобраться в причинах стресса, научить человека самостоятельно выявлять допустимую степень стресса, помогать бороться с основными его проявлениями.
Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.
Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы.
Основной
вывод, который можно сделать
из данной работы, можно сформулировать
таким образом. Стресс - это неизбежность,
о которой мы должны знать и всегда помнить.
Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно
подготовиться к его приходу и постараться
справиться с ним как можно лучше. Некоторых
стрессов можно избежать вообще. Нельзя
допускать победы стресса над собой. Надо
терпеливо, с желанием готовить себя к
сложным жизненным ситуациям, которые
обязательно нам встретятся и на работе,
и в личной жизни.