Стресс и возникновение заболеваний

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:15, реферат

Описание работы

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии.

Содержание

Введение…………………………………………………………….
1.Научно-теоретические аспекты стресса………………………….
2.Основные причины стрессовых ситуаций…………………………..

2.2 Стрессовое напряжение………………………………………..8-
3.Как и у кого стресс разрушает здоровье…………………………
4.Характер, работоспособность, здоровье………………………..
5.Регуляторы стресса и выходы из стрессовых ситуаций.

Успехи в работе над собой……………………………………………

Заключение…………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

Стресс и здоровье.docx

— 46.73 Кб (Скачать)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Уральский государственный  университет путей  сообщения 
 

                                                                 дата сдачи: 
 

                                                      Кафедра: «Управление персоналом и                социологии» 
 
 

  Реферат 

по дисциплине: « Основы валеологии»

на тему: «Стресс и возникновение заболеваний» 
 
 

   Проверила                                                                             Выполнил

   преподаватель                                                                       студент гр. ЭК -616

  Фирсова Н.А.                                                                         № зач. кн. 06-ЭК-57

                                                                                                   Беглова А.С.                                             
 
 

     Екатеринбург 

     2011

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………….

  1. Научно-теоретические аспекты стресса………………………….
  2. Основные причины стрессовых ситуаций…………………………..

    2.2 Стрессовое  напряжение………………………………………..8-

  1. Как и у кого стресс разрушает здоровье…………………………
  2. Характер, работоспособность, здоровье………………………..
  3. Регуляторы стресса и выходы из стрессовых ситуаций.

        Успехи в работе над собой……………………………………………

      Заключение…………………………………………………………………..

      Список использованной литературы…………………………………….

 

      Введение 

     Наиболее  широко употребимым определением стресса является следующее: ”Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое”. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности.

     Стресс - обычное и часто встречающееся  явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

     Таким образом, суть нашего исследования заключается в изучении стресса и его регуляторов.

     Сама по себе проблема не нова, но по результатам ознакомления с трудами известных специалистов становится очевидным, что в современных условиях она требует более детального подхода при изучении.

     Стресс происходит от английского слова, что дословно означает «напряжение». Таким образом, состояние стресса всегда связано с напряжением физических или психических сил.

     В небольших количествах – стрессовые ситуации необходимы человеку, поскольку мы имеем эмоциональные реакции, обусловливающие наше поведение в обществе. Но если стрессовые ситуации постоянны для человека, то они ведут к нарушениям как физических, так и психологических особенностей личности.

     Тот тип стресса, который мы будем  рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое  или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим  признакам стресса относятся  язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию  и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.

     Снижая  эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится  организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке  и результатах работы, так и  на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом  стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает  качество жизни для большого числа  трудящихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      1. Научно-теоретические  аспекты стресса. 

     Понятие стресса соотносится к классификации эмоциональных состояний. При этом он влияет на поведение человека, его здоровье, от стрессовых факторов зависит работоспособность человека, его взаимоотношения с окружающими.

     Современные политические и экономические преобразования создают в обществе стрессовые ситуации, оптимальный выход из которых способен найти далеко не каждый человек. В первую очередь, это касается молодых людей, которые стоят на пороге изменения своей социальной роли и не владеют достаточной стрессоустойчивостью. К ним можно отнести выпускников общеобразовательных школ, ставших студентами-первокурсниками.

     От умения студента выйти из стрессового состояния зависит способности личности строить гармоничные отношения с окружающими, находить с ними взаимопонимание, бесконфликтно общаться со сверстниками, преподавателями, родителями и незнакомыми людьми.

     Выходу из подобного состояния личности может способствовать решение следующих задач:

  • подавление ведущего стресс-фактора;
  • уход от него и выстраивание с ним относительно оптимальных взаимоотношений.

     Последний вариант по отношению к студентам наиболее желателен, то есть речь идёт о психологической компетенции в адаптационный период. Само понятие «стресс» относится к категории эмоциональных состояний.

     Особый вклад в развитие понятия, связанного со стрессовыми состояниями личности, внес Ганс Селье.

     Предпосылками к созданию теории стресса является открытие И.П. Павловым условных рефлексов, а также в основу развития концепции, посвященной изучению стресса можно отнести работу Клода Берне. Он уточнил, что относительное постоянство внутренней среды организма человека – это важное условие поддержания его жизнеспособности.

     Кроме того, в изучении стресса и его особенностей внес вклад ученый, разработавший теорию гомеостаза – Уолтер Кеннон.

     Исследования Ганса Селье раскрыли, что степень стресса в небольшом количестве – является полезным для человека и способствует его приспособлению к окружающей действительности. Однако если мы имеем дело с сильным стрессовым состоянием и оно продолжается длительное время, то он перегружает возможности адаптации человека и приводит к так называемым «поломкам» в организме человека.

     Селье выявил следующие стадии развития стресса:

     1. Стадия тревоги – на этой стадии происходит мобилизация внутренних ресурсов организма. Организм практически не ощущает особых сложностей, вызывающих состояние напряжения. В целом, человек может на этой стадии чувствовать себя вполне нормально.

     2. Стадия (при наличии стрессогенного фактора) наступает фаза резистентности или сопротивления. Здесь осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. На этой стадии человек уже ощущает усталость, растерянность перед трудностями.

     3. Если стрессовый фактор действует  длительное время, то наступает  фаза истощения, когда человек  исчерпал запасы основной энергии  и физиологические и психологические  механизмы защиты являются сломленными.  На этой стадии личность уже  не в состоянии защищаться  и в отличие от первоначальной  стадии проявления стресса, когда  развиваются резервные возможности  организма, то на этой стадии  у человека уже идет «призыв  о помощи».

     Существует  также травматический стресс – это  особая форма стрессовой реакции  личности, она представляет собой  состояние человека, когда стресс перегружает и психологические  и физиологические адаптационные  возможности личности и в целом  разрушает защиту. При этом стрессовом состоянии человек имеет психологическую  тревогу, однако не каждое состояние  способно вызывать травматический стресс.

     2. Основные причины  стрессовых ситуаций 

     Причины, вызывающие стрессовые нарушения очень  разнообразны и охватывают множество  различных ситуаций.

     Например, особенности наиболее тяжелого стрессового  нарушения, как травматические стрессовые нарушения – это может быть причиной угрозы физическому здоровью человека, угроза жизни близкого, угроза как физическому, таки образу «Я», то есть психическому состоянию личности.

     Нарушения, которые возникают вследствие этого, затрагивают и влиянию на все  уровни человеческих функций:

  • физиологический
  • личностный
  • уровень межличностного и социального взаимодействия личности.

     Посттравматические  нарушения личности ведут к нарушению  семейных отношений, особых жизненных  сценариев и могут влиять на всю  деятельность человека.

     Стрессовые  ситуации могут быть вызваны чрезмерной перегрузкой личности, как привило, большее значение имеет психологическая  перегрузка человека, неразрешенные  конфликтные ситуации, межличностные  или внтуриличностные конфликты, также могут рассматриваться в психологии как причины стрессовых ситуаций.

     Однако  стресс оказывает как отрицательное, так и положительное воздействие  на человека, поскольку он может  оказывать мобилизацию внутренних резервов организма.

     Часто стрессовые состояния оказывают  влияние на психическое состояние  человека, стресс, который характеризуется  отрицательным воздействием обозначается как дистресс, то есть несчастье человека, недомогание.  

     2.2 Стрессовое напряжение. 

     Итак, стресс - это напряженное состояние  организма, т.е. неспецифический ответ  организма на предъявленное ему  требование (стрессовую ситуацию). Под  воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые  могут сигнализировать о наличии  в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести  эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать  нежелательное состояние.

     Признаки  стрессового напряжения

     1. Невозможность сосредоточиться  на чем-то.

     2. Слишком частые ошибки в работе.

     3. Ухудшается память.

     4. Слишком часто возникает чувство  усталости.

     5. Очень быстрая речь.

     6. Мысли часто улетучиваются.

     7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

Информация о работе Стресс и возникновение заболеваний