Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 00:07, курсовая работа
В особенности я бы хотел выделить проблему формирования среднего класса в России и повлиявший на это экономический кризис 1998 года, который в огромной степени оказал влияния на социальную жизнь всего общества. Проблема в значительной мере осложняется тем, что в течение длительного периода в России проблемы социальной стратификации вообще и понятие «средний класс» как ее элемент практически игнорировались общественными науками.
Введение 3
Глава 1. Модели социальной стратификации 5
1.1. Социальная дифференциация 5
1.2. Открытые и закрытые системы стратификации 11
Глава 2. Стратификация современного российского общества 19
2.1. Истоки социального расслоения российского общества 19
2.2. Социальная стратификация современной России 23
2.3. Проблема формирования среднего класса 27
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Приложение 41
Глоссарий
Классы можно определить как крупномасштабные группы людей, обладающих сходными материальными ресурсами, что, в свою очередь, определяет образ жизни, которую они ведут. Классовые различия, прежде всего, зависят от благосостояния людей и рода их занятий. В современном западном обществе существуют следующие основные классы: высший класс (богачи, предприниматели, промышленники, а также высший слой управленцев, владеющих или непосредственно контролирующих средства производства), средний класс (который включает большинство «белых воротничков» и специалистов) и рабочий класс («синие воротнички», или люди, занятые физическим трудом). В некоторых индустриальных странах, например, во Франции и Японии, до недавнего времени важную роль играл четвертый класс - крестьяне, люди, занятые традиционным сельскохозяйственным производством. В странах третьего мира крестьяне по сей день составляют наиболее многочисленный класс [6, с. 112].
Подводя итог, хочется сказать, что под социальной стратификацией понимается процесс, и результат дифференциации на различные социальные слои. Причём критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, престиж, образование, самооценка личностью своей позиции в обществе и тому подобное.
С помощью этой главы видно, что социальная стратификация выражает неоднородность общества, существующее в нём неравенство, неодинаковость социального положения как отдельных индивидов, так и целых социальных групп.
Я рассмотрел только лишь основные формы стратификации в обществах. Спектр этих форм, разумеется, гораздо шире представленного мной. Нестратифицированных обществ в действительности вообще не существует. Можно с полной уверенностью говорить, что иерархичность – неотъемлемая характеристика любого общества.
2.Стратификация современного российского общества
2.1. Истоки социального расслоения российского общества
Теория
социальной структуры занимает базовое
положение в социологической
науке. Без анализа социальной структуры
общества нельзя понять истинной сущности
социальных отношений и социальных
процессов, протекающих в сфере экономики
и финансов, их социальных последствий
для общества в целом и конкретных групп
населения - в особенности.
Формирование современных экономических
отношений в России сопровождается глубинными
изменениями социально-классовой структуры
общества, ее стратификацией. Образуются
новые классы: класс собственников (современная
российская буржуазия), «средний» (middle)
класс. Каждый из них отличается уровнем
доходов, образом и качеством жизни, социальной
психологией и степенью социальной солидарности,
социокультурными ценностями и политическими
ориентациями, моделями экономического
поведения.
Процессы расслоения в современном российском обществе вряд ли можно понять и объяснить во всем объеме, если не учитывать исторически действующих в нем механизмов слоеобразования. Эти механизмы в немалой степени определялись характером русской культуры, а на этапе ее становления - самим местом расселения восточнославянских племен между западноевропейской цивилизацией и цивилизациями Востока. Так, географическое положение страны, растянутость и низкое качество коммуникации, редко расположенные городские центры в узлах связей, их уязвимость - все это сказывалось на темпах накопления, способах сохранения социокультурного фонда, влияло на конкретные формы перераспределения социальной энергии и культурного ресурса.
Следует так же учитывать влияние на расслоение воздействие опыта других культур. В русской культуре оказались аккумулированы разнородные цивилизационные ориентации, что позволяло российскому обществу осваивать заимствования, как с Востока, так и с Запада. От Византии русская культура унаследовала религиозную базу (православие). Позже, в период империи страна осваивает опыт западноевропейских стран в области военного и государственного строительства, промышленности, науки, искусства. Нельзя и забывать о влиянии восточных соседей степняков, в частности монголов. Различные инокультурные влияния были особым образом переработаны обществом и постепенно вросли в уникальный комплекс российской культуры. Стратификационное деление российского общества, обнаруживая сходные признаки с тенденциями расслоения в западной Европе и на Востоке, остается до сих пор уникальным процессом.
Начиная с Московского царства в русском обществе выделяются важнейшие единицы социального расслоения: двор князя (монарха) и круг приближенных ко двору людей; служилые люди: профессиональные военные и бюрократический аппарат; крестьяне. Другие слои общества не выполняли активной социальной роли.
В хозяйственной жизни доминирует царская и государственная собственность. Чиновники и военные получают за службу вознаграждение, но собственности, защищенной законом, у них нет. Лишь при Екатерине II дворянское сословие среди прочих вольностей получает право частной собственности. Поэтому буржуазия как самостоятельная единица социальной стратификации начала оформляться в России после упразднения крепостного права, лишь в последней трети XIX – начала XX веков.
При анализе процессов расслоения необходимо учитывать и такой фактор как постоянное включение в границы российской государственности народов разных культур и расширение имперского пространства, что требовало отвлечения из центра страны немалых материальных и человеческих ресурсов.
Реформы второй половины XIX и первого десятилетия XX веков выражали попытку правящих кругов включить русское общество в динамическое движение развитых стран мира при сохранении прежних социально-политических и сословных рамок. Частично эти усилия можно признать успешными. Хотя накануне революции 1917 года Россия продолжала оставаться крестьянской страной, за пять предреволюционных десятилетий городское население страны выросло более чем втрое – на 16 млн. человек [17, с. 106].
В период существования Советской России основу теории социальной структуры составляла схема В.И.Ленина, согласно которой в обществе существуют два класса – эксплуататоры и пролетариат. Они различаются по:
И.В. Сталин в докладе «О проекте Конституции СССР» в 1936 году заявил, что эксплуататорские классы ликвидированы. Остались «в корне изменившиеся класс рабочих, класс крестьян, интеллигенция, между которыми стираются экономические и политические противоречия». Утвердилась трехчленная формула стратификации общества.
Социальные различия между классами и слоями в советском обществе были меньше, чем в современном обществе. Социальное неравенство не воспринималось так остро. Конечной целью развитого социализма было формирование бесклассового общества. Однако на самом деле советское общество было сильно дифференцированно, только в условиях советской идеологии критерии стратификации были несколько иными, чем в капиталистических странах запада. На первый план выдвигался не уровень доходов, а место в партийной структуре (происходило сращивание властных отношений с отношениями собственности) и контроль над каналами распределительной сети.
Верхушку общества составляла номенклатура – высшие партийные, военные и государственные чины. В их руках был сосредоточен властный ресурс, привилегии. Причем и внутри самой номенклатуры существовала строгая система рангов. Эта социальная группа не была закрытой, так как постоянно пополнялась выходцами из других слоев. Особенно интенсивно данный процесс происходил в 30-е годы, когда многие важные посты в стране занимали выходцы из простых крестьянских семей. Особенностями советской элиты были: номенклатурный характер, монолитность, иерархичность, рекрутация, высокая географическая мобильность, система ранжированных привилегий, подготовка, внутренняя ротация [9, с. 266]. При М.С.Горбачёве принципы функционирования советской элиты были нарушены. Происходят перестановки, связанные с поиском сторонников - «кадровая мясорубка». Складывается не только новая система формирования политической элиты, но и новая система привилегий в экономической сфере. В результате монолитная советская элита разделилась на две группы: политическую (принадлежность определяется должностью, статусом) и экономическую, или бизнес-элиту (их влияние основывается на контроле над капиталом) [13, с. 293].
Следующий класс составляют социальные группы, обслуживающие номенклатуру (руководители, журналисты, преподаватели, медики, водители и др.). Низший класс - наёмные работники государства: рабочие, крестьяне, интеллигенция.
В конце 80-х годов в России начало формироваться классовое общество по западному типу (на основе частной собственности) с учетом специфики России, где параллельно сосуществуют две социальные структуры, соответствующие двум секторам экономики - государственному и частному. Для частного сектора при занятии человеком определенной социальной позиции оказываются решающими характеристики, связанные с рыночной позицией человека, его адаптивными особенностями. Для госсектора важное значение сохраняют властные ресурсы и принадлежность к советской элите. В течение 5 лет оформился высший класс собственников, составляющий примерно 3% всего населения, и образуются низы общества - 70% [11, с. 259]. Середины социальной пирамиды фактически не было. Это место в профиле стратификации в развитых западных обществах занято средним классом, который играет важнейшую роль в жизни общества, его стабильности и интеграции. Процесс разрушения среднего класса продолжился в начале 90-х годов, когда большая часть среднего класса совершила нисходящую мобильность и пополнила ряды низов общества. Они составили группу «новых бедных», в отличие от «старых бедных» (деклассированные элементы). Для новых бедных был характерен высокий уровень образования, культура, уровень жизни. Вершину стратификационной пирамиды занимают «новые русские», зачастую связанным с криминалом и носящим скорее характер экономической элиты. Для этой страты характерно быстрое формирование и закрытие, демонстративная роскошь [2, с. 33].
2.2. Социальная стратификация современной России
Какова
суть качественных перемен в социальной
структуре нашего общества? В прошлом,
при тоталитарном строе была четко
(однозначно) выражена иерархия социальных
групп, разделяющих права
В новых условиях меняется былой статус социальных групп. В верхние элитные и субэлитные слои, помимо традиционных управленческих групп, включаются крупные собственники - новые капиталисты. Появляется средний слой - относительно материально обеспеченные и «устроенные» представители разных социально-профессиональных групп преимущественно из предпринимателей, менеджеров и части квалифицированных специалистов.
Основной, базовый, по определению Т.И. Заславской, социальный слой - самый многочисленный в России (60-65%). Он охватывает все социально-профессиональные группы населения с ограниченным имущественным достатком и социально-политическим влиянием - от массовой интеллигенции (учителя, медработники, техники, инженеры и т.п.) до многочисленных категорий людей физического труда. У основания этого конуса в «нижнем слое» до 12% населения, преимущественно представители неквалифицированного труда с самыми низкими доходами и затем на самом «дне» - люмпенизированные десоциальные группы (7-9%) [12, с. 33].
Такой «слоевой срез» не исключает принятых классических систем общественных группировок - классовой, социально-профессиональной и социально-функциональной. Они настолько глубоки, что в свое время сказались не только на всем комплексе социально-культурных характеристик групп, но даже на некоторых антрополого-физиологических чертах. «Слои» же говорят о возможности известного размывания традиционных социальных границ, но не «отменяют» их. К примеру, рабочие остаются рабочими. В массе своей они представлены в «базовом» слое. Иначе говоря, признание «слоев» не нарушает, а лишь дополняет принятое понимание традиционной структуры общества, подчеркивая известную диффузию его границ как классовых и социально-профессиональных, так и социально-функциональных, связанных с распределением власти.
Напомню, что классовая структура основана на дифференциации отношений собственности, отделении её владельцев, распорядителей, нанимателей (прямых или косвенных) от нанимаемой рабочей силы - физической или умственной, квалифицированной или неквалифицированной. Социально-функциональная структура, в отличие от классовой, выделяет группы не по социально-экономическому положению, а по управленческому статусу - власти-распоряжению или подчинению-исполнению. Чаще всего, у класса капиталистов владение сочетается с функциями власти-распоряжения, хотя такое прямое сочетание и необязательно. Распорядительные функции менеджеров могут и не сочетаться с функциями «владения», а лишь исполняться в интересах властвующих элитарных групп подлинных собственников [1, с. 18].
Иную модель стратификационной системы современного российского общества предлагает известный социолог М.Н. Римашевская, которая выделяет следующие социально-классовые группы.