Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 00:07, курсовая работа
В особенности я бы хотел выделить проблему формирования среднего класса в России и повлиявший на это экономический кризис 1998 года, который в огромной степени оказал влияния на социальную жизнь всего общества. Проблема в значительной мере осложняется тем, что в течение длительного периода в России проблемы социальной стратификации вообще и понятие «средний класс» как ее элемент практически игнорировались общественными науками.
Введение 3
Глава 1. Модели социальной стратификации 5
1.1. Социальная дифференциация 5
1.2. Открытые и закрытые системы стратификации 11
Глава 2. Стратификация современного российского общества 19
2.1. Истоки социального расслоения российского общества 19
2.2. Социальная стратификация современной России 23
2.3. Проблема формирования среднего класса 27
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Приложение 41
Глоссарий
Таким образом, характеристика статичного состояния социальной системы будет включать в себя анализ наложения различных полей, их роль в положении индивида и место его в каждой из этих структур. Динамику состояния социальной системы, в таком случае, будут характеризовать, главным образом, субъективные факторы дифференциации - самовосприятие, оценка положения других членов общества, направленность интересов, а также объективные факторы - социальные перемещения, реализация социальных интересов. Надо отметить, что субъективные факторы присутствуют и в статичном состоянии социальной системы в виде оценок престижа, ролей, системы ценностей и т.д.
Таким образом, наличие полей и элементов, из которых они состоят, их взаимодействие и взаимообусловленность, связи и отношения между ними составляют содержание социальной системы. Обращаясь к критериям социальной дифференциации и к множеству мнений на этот счет в общественных науках, необходимо отметить, что разные подходы к классификации социальной жизни дают разные схемы. Так, можно обозначить несколько уровней социальной дифференциации. Выделение какого-либо поля (экономического, культурно-нравственного, правового...) позволяет определить положение отдельного индивида в нем. Социальный срез может показать положение индивида, группы, класса в нескольких измерениях. Позиция какого-либо человека в социальной системе (пространстве) может быть представлена в виде точки, она дает наиболее общую социальную характеристику в результате наложения различных полей. Процессы изменения, происходящие в системе, показывают направленность перемещений, интересов индивидов, социальных общностей. Система оценок индивидов, их социальные интересы позволяют им выработать определенные политические позиции, что также определяет динамику социальной системы и ее содержание.
Тенденция повышения статусов коренных этносов характерна для республик Ближнего зарубежья и Татарстана. Однако это не подкрепляется реальностью. На деле же среди них нет достаточного числа готовых работников высококвалифицированных видов труда, способных заменить прежних. Следовательно, так можно лишь искусственно сгладить проблему.
Напряженную атмосферу создают и потоки миграции из Ближнего зарубежья в Россию и связанные с ними проблемы. Дело обстоит не столько в сохранении прежнего социального статуса, сколько в адаптации к новой местности, поиске рабочего места. Как видно, статусы этнический и социальный - понятия близкие и во многом соприкасающиеся. Вообще, национальные интересы и, следовательно, национальную политику нельзя сводить лишь к проблемам духовным, поскольку они охватывают целый спектр не менее важных вопросов экономического, политического, социального развития. Эти проблемы обозначаются особенно остро при переплетении региональных и национальных интересов, как это имеет место сегодня в Башкортостане [5, с. 19].
Социальные интересы людей находят отражение в политической структуре. Так, экономические интересы населения Урала, Сибири, Дальнего Востока лежат в основе стремления этих регионов к автономизации, созданию республик. Однако в случае образования таковых вопрос может стоять о сопоставлении их статуса с национальными республиками, объединенными также по политическим, экономическим и национальным признакам.
Таким образом, сплетение демографических, этнических, географических, религиозных и других факторов и их влияние на социальный статус и социальное положение людей очевидно. В таком случае, мы можем представить себе социальную систему взаимосвязанных между собой элементов, образующих множество интересов и обогащающих, вместе с тем, социальные характеристики отдельных личностей, групп, классов.
Общественные отношения находят свое внешнее проявление в интересах. Это значит, что отношения людей, их общественные отношения выступают как взаимодействие их интересов, во-первых. Во-вторых, многообразие общественных отношений предопределяет многообразие самих интересов, их определенную иерархию, отражающую иерархию самих общественных отношений. Сами интересы не только выражают, обеспечивают внешнее проявление общественных отношений. А ведь именно система общественных отношений, складывающихся на базе всей совокупности социально-значимых видов деятельности, и превращает простую сумму людей, индивидов в исторически-конкретное общество. Иными словами, система общественных отношений формирует исторически-конкретное социальное пространство, специфическое место в котором и детерминирует, в конечном счете, социальные потребности и интересы как отдельных личностей, так и определенных социальных общностей. При этом многомерность социального пространства предопределяет такую же многомерность потребностей и интересов.
1.2. Открытые и закрытые системы стратификации
Неравенство существует в человеческих обществах любых типов. Даже в самых примитивных культурах, где имущественные различия между людьми почти отсутствуют, существует неравенство между индивидами, мужчинами и женщинами, молодыми и стариками. Человек может иметь высокий статус потому, что он, например, храбро ведет себя на охоте, или потому, что он (или она) обладает, по мнению других членов племени, способностью общаться с духами предков. Описывая социальное неравенство, социологи говорят о социальной стратификации. Для большей наглядности стратификацию можно представить в виде своего рода геологических пластов. Общества также состоят из слоев, расположенных в иерархическом порядке, причем привилегированные находятся ближе к вершине, а непривилегированные внизу [7, с. 151].
Различают четыре основные системы стратификации: рабовладельческую, кастовую, сословную (закрытые системы) и классовую (открытая система). Иногда они сосуществуют, например, рабовладельческая и классовая в древних Греции и Риме, а также в южных штатах США до гражданской войны.
Рабство - это крайняя форма неравенства, при которой одни люди являются в буквальном смысле собственностью других. Правовые нормы, регулировавшие отношения рабовладения в различных обществах, весьма существенно отличались. Иногда по закону рабы лишались почти всех прав - так было на юге США, в других же случаях положение рабов скорее напоминало положение слуг.
В Соединенных Штатах Америки, Южной Америке и Вест-Индии в восемнадцатом-девятнадцатом столетиях рабы использовались исключительно для работы на плантациях и в качестве домашних слуг. Однако в Афинах классического периода их можно было обнаружить в самых разнообразных сферах, иногда даже на постах, облеченных большой ответственностью. Рабы не допускались только к политическим и военным должностям. Некоторые из них были грамотными и работали в качестве правительственных чиновников, многие были обучены ремеслам. В Риме, правящие слои которого считали торговлю занятием низким, рабы занимались коммерцией, и часто весьма успешно. Некоторые богатые рабы даже имели собственных рабов. Однако с теми из них, которые находились в самом низу социальной шкалы — были заняты на плантациях и в шахтах, обращались очень сурово.
Рабство во все времена вызывало сопротивление. История полна рассказами о восстаниях рабов, иногда рабам удавалось коллективными усилиями освободиться от гнета хозяев. Системы, базировавшиеся на рабстве, например, плантаторство, были, как правило, нестабильны. Для достижения высокой производительности труда требовался постоянный надзор за рабами и жестокие наказания. Причинами распада систем, основанных на рабском труде, было отчасти сопротивление рабов, а отчасти большая эффективность экономических и других стимулов по сравнению с прямым принуждением. Рабство, попросту говоря, было не слишком продуктивным. Работорговля, которой западные державы занимались вплоть до девятнадцатого века, была последним, хотя и наиболее масштабным проявлением данной системы. С тех пор, как рабы Северной и Южной Америки обрели свободу, данный институт начал разрушаться, и в настоящее время почти полностью исчез с лица земли.
Касты прежде всего ассоциируются с культурами полуострова Индостан. Сам термин «каста» не индийского происхождения. Он происходит от португальского слова «casta», которое означает «раса», или «чистая порода». У индийцев нет единого термина, обозначающего кастовую систему в целом, различные ее аспекты имеют свои названия. Основными являются понятия варна и джати. Варны - это четыре основных сословия, различающихся по степени социального престижа. Ниже этих четырех групп находятся «неприкасаемые». Джати - это местные обособленные группы, внутри которых и происходит деление на касты.
Кастовая система очень сложна, и структура ее меняется от региона к региону, меняется до такой степени, что фактически представляет собой даже не единую систему в полном смысле слова, а набор отдаленно связанных между собой верований и обычаев. Однако их объединяет ряд общих принципов. Брахманы, образующие высшую варну, олицетворяют собой самую высокую степень чистоты, неприкасаемые - самую низкую. Брахманы должны избегать определенных контактов с неприкасаемыми. И лишь неприкасаемым позволен физический контакт с предметами или животными, которые считаются нечистыми. Кастовая система тесно связана с индуистской концепцией реинкарнации (переселения душ), согласно которой люди, пренебрегающие ритуалами и обязанностями своей касты, в следующем воплощении должны родиться в касте, занимающей более низкое положение. Индийская кастовая система никогда не была абсолютно статичной и, хотя отдельному человеку не позволяется переходить из одной касты в другую, группы в целом часто меняют свое положение в кастовой иерархии.
Понятие касты иногда используется вне контекста индийской культуры, в случаях, когда две или более этнических группы отделены друг от друга, в первую очередь, из соображений чистоты расы. В подобных обстоятельствах существуют строгие табу (а иногда и законодательные запреты) на межгрупповые браки.
После отмены рабства в южных штатах США степень размежевания черных и белых была настолько сильной, что применительно к данной системе стратификации иногда использовался термин «каста». Можно с полным основанием говорить также о существовании каст в Южной Африке, где между белыми и черными сохраняется жесткая сегрегация и где межрасовые браки и сексуальные контакты были до недавнего времени запрещены законом.
Сословия были частью европейской феодальной системы. Они существовали также во многих других традиционных цивилизациях. Феодальные сословия состояли из страт, обладавших различными правами и обязанностями, некоторые из которых устанавливались законом. В Европе высшее сословие состояло из аристократии и джентри (мелкопоместного дворянства). К другому сословию относились священнослужители. Его статус был несколько ниже, зато оно пользовалось особыми привилегиями. Те же, кого позже стали называть «третьим сословием», принадлежали к простому народу. Это были крепостные, свободные крестьяне, купцы и ремесленники. В отличие от каст, сословия были менее замкнутыми, и допускались межсословные браки. Простолюдин мог быть возведен в рыцари в награду за особые услуги, оказанные монарху, а купцам иногда удавалось купить титул. Некоторые отголоски сословной системы сохранились в сегодняшней Великобритании, где по-прежнему наследуются и пользуются почетом дворянские титулы и где крупные бизнесмены, правительственные чиновники и другие лица могут, в награду за особые заслуги, получить звание пэров или быть возведенными в рыцари.
В прошлом сословия возникали там, где существовала традиционная аристократия и понятие благородного происхождения. В феодальных системах, подобных средневековой европейской, сословия были связаны с местными феодальными сообществами - в каждом из них формировалась своя собственная, а не общенациональная система стратификации. В более централизованных государствах, например, в императорском Китае или Японии, сословия были сформированы на национальной основе. Иногда сословные различия оправдывались религиозными убеждениями, но, как правило, они носили менее жесткий характер, чем в индуистской кастовой системе.
Классовые системы во многих отношениях отличаются от рабовладельческих, сословных и кастовых. Рассмотрим подробнее четыре их основные особенности.