Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:56, лекция
Классификация наблюдений по степени вовлеченности в изучаемые процессы. Участник и включенный наблюдатель. Вхождение в поле. Проводник. Опасность этноцентризма исследователя.
«Свой» от «чужака» отличается отношением к скрытым зонам коммуникации. «Свой» их легко понимает и не нуждается в комментариях. «Чужой» без посторонней помощи часто либо ничего не поймет, либо даст ложную интерпретацию. И здесь содержатся явные пределы чистого наблюдения. «Чужой» может по ходу наблюдения задавать «глупые» вопросы, не теряя лица. И в этом его преимущество. «Свой» же, решивший стать исследователем, нередко тоже понимает далеко не все, т. к. обыденное знание недостаточно для ответа на многие исследовательские вопросы. Однако в отличие от «чужака» он не всегда может задавать вопросы. Он нередко входит в поле как эксперт. И «слишком наивный» вопрос угрожает его статусу.
В начале 1990-х гг. Майкл Буравой, начинавший свое исследование в Сыктывкаре, объяснял мне: «Я как иностранец имею право на глупые вопросы. Ты как местный социолог такого права лишен».
«Свой», проводя исследование, порою вынужден имитировать понимание при отсутствии такового.
Преподаватель вуза, приходя на предприятие для проведения исследования, оказывается в противоречивой позиции: с одной стороны, он пришел сюда как эксперт, а с другой — он не может знать смысл всех практик данного предприятия. Как исследователь он видит проблемные зоны, но часто не рискует спрашивать об их смысле, боясь наткнуться на скептический встречный непроизносимый вслух вопрос: «И вы называете себя специалистом в этой области?».