Старение населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Демографическое старение — результат длительных изменений в характере воспроизводства населения. Старение идет как бы с двух сторон — «снизу», из-за постоянного сокращения численности детей вследствие снижения рождаемости, и «сверху», вызванное увеличением числа пожилых и старых людей, чему способствует сокращение смертности этих людей. Отдельная проблема — миграция, меняющая возрастную структуру. Уезжают обычно молодые, остаются старики, В результате в местах прибытия население «молодеет», а в местах убытия — «стареет».

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 202.37 Кб (Скачать)

2.2. Пути решения  проблемы постарения населения

Рост доли пожилых и  старых людей в составе населения  обуславливает необходимость изучения состава этой части, их нужд, потребностей, биологических и социальных возможностей. Демографическое постарение становится государственной проблемой, требующей  соответствующего решения уже в  настоящее время и широкой  подготовки на ближайшие годы.

Нельзя не признать, что  в ближайшие десятилетия в  России, как и в большинстве промышленно развитых стран, меньшему числу работников придется содержать больше пенсионеров. Но при этом за счет скромного увеличения темпов прироста производительности труда можно не только сгладить остроту демографических проблем, но и повысить уровень жизни.

С точки зрения мирового сообщества старение населения не ставит перед человечеством неразрешимых задач. Этого же мнения придерживаются многие исследователи. Поскольку старение населения протекает эволюционно, его последствия проявляются  постепенно и предсказуемо. А значит, они могут и должны своевременно учитываться.

Старение населения ставит новые и неизвестные ранее  проблемы, а также открывает новые  возможности для организации  жизни отдельных людей и формирования социально-экономической и культурной среды.

Чтобы стареющее общество процветало, необходимо приспособить системы и условия для доступного в соответствующем возрасте их использования, а также расширить доступ к образованию для взрослых, ввести практику постепенного ухода на пенсию, дать возможность старикам работать неполный рабочий день и создать систему заключения контрактов между поколениями, гарантирующих устойчивый доход и медицинский уход при достижении престарелого возраста

Выход из положения специалисты  видят прежде всего в повышении производительности труда в сочетании с привлечением на рынок труда большего числа женщин и лиц более старшего возраста. Создание благоприятных рабочих условий для пожилых людей позволит им продолжать вносить вклад в развитие экономики, считают эксперты ООН. В связи с сокращением числа работающих на каждого пенсионера необходимо провести реформу пенсионного обеспечения, а также систем здравоохранения.

За последние 10-12 лет во всех субъектах Российской Федерации, была создана принципиально новая  для отечественных условий государственная  служба социальной поддержки и обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов. В тяжелые годы экономических и политических преобразований эта новая широкомасштабная сеть учреждений социальной защиты взяла на себя ответственность за спасение от голода и заброшенности многих тысяч представителей старшего поколения. В настоящее время около 40 тысяч одиноких пожилых людей находится под непосредственной опекой центров социального обслуживания. Успехами в этой сфере социальной политики наша область может заслуженно гордиться, тем более, что они признаются и высоко оцениваются как отечественными, так и зарубежными специалистами.

Однако все, кто связан с развитием этой сферы, хорошо понимают, что пока что решена только часть  проблемы старшего поколения. Состоялся  лишь первый этап в развитии программ социальной поддержки пожилых. Дело в том, что те, кто оказался сегодня  в зоне внимания государственной  службы социальной защиты населения  и имеет по закону право на бесплатное обслуживание, составляют не более 5% от всех пенсионеров по возрасту.

Между тем, совершенно очевидно, что такой подход требует многократного  увеличения расходов на нужды социальной защиты. Таких средств нет не только в российском бюджете. Ни одна страна в мире не может себе позволить  такие расходы из государственной  казны. Они слишком велики, учитывая, что численность старшей возрастной группы во всем мире, включая и Россию, неуклонно возрастает от года к году.

Поэтому все большее внимание ученых и политиков переключается  на развитие негосударственных форм поддержки старшего поколения. Нет  необходимости говорить о том, насколько  это актуально для России.

Обычно, перечисляя известные  формы негосударственной поддержки  пожилых, в первую очередь называют благотворительные фонды, общества милосердия, общественные организации  типа "Армии Спасения" (в США), коммерческие организации, которые  оказывают платные услуги по широкому ассортименту. К сожалению, развитие последних в России существенно ограничивается из-за общего низкого уровня материальной обеспеченности населения, не говоря уже о самих пенсионерах. И, тем не менее, попытки создания системы платных услуг предпринимаются. Главным образом, через те же центры социального обслуживания.

В условиях, когда большинство  пенсионеров оказываются за чертой бедности, социальная поддержка своих  ветеранов, людей, вышедших на пенсию по возрасту, негосударственными предприятиями, представляющими собой разнообразные  ОАО, ЗАО, ТОО и иные частные организации, представляет собой один из резервов улучшения их положения.

Поэтому все большее внимание ученых и политиков переключается  на развитие негосударственных форм поддержки старшего поколения. Нет  необходимости говорить о том, насколько  это актуально для России.

Данные, полученные в ходе исследования, позволяют утверждать, что материальные проблемы, хотя и  играют важную роль в жизни старшего поколения, но не следует думать, что они в первую очередь определяют социальное самочувствие пожилых людей. Во всяком случае, более 50 процентов людей пенсионного возраста на первое место ставят проблемы социальные.

1. одиночество, информационный  вакуум;

2. потеря смысла жизни  (дальнейшей), особенно у мужчин;

3. невозможность приложить  где-то свои силы и знания;

4. эйджизм и взаимонепонимание  с окружением;

5. ценностный кризис, неприятие  происходящих изменений.

Государственные службы социальной защиты пытаются решать и эти проблемы, но они не имеют для этого достаточной  материальной базы и условий.

Необходимо вмешательство  в этот процесс органов государственного управления, политическая воля и соответствующая  ориентация социальной политики территорий.

И в первую очередь должна решаться проблема малодетности в семьях. Общее развитие модели семьи в  России за прошедшие сто лет однозначно сводится к снижению числа детей  в ней. В настоящее время почти  во всех развитых странах семьи с  одним-двумя детьми стали типичными.

Снижение числа многодетных  семей (с пятью и больше детьми) в развитом обществе понятно, но отсутствие в семье второго и третьего ребенка с точки зрения расширенного воспроизводства населения может  привести к неблагоприятным последствиям. Многодетная семья (то есть с 3 и более детьми) давно уже перестала быть для страны типичной. Сокращается не только абсолютное число многодетных семей, но и их доля в семейной структуре. На долю многодетных семей в настоящее время приходится около 20% от общего числа детей в возрасте до 18 лет. В городе каждый седьмой ребенок растет в многодетной семье, в сельской местности – каждый третий. В крупных городах доля многодетных семей менее 2%, а проживает в них примерно каждый тринадцатый ребенок. Со стороны государства уже ведутся активные работы в направлении увеличения числа детей в семьях. Население России будет убывать в геометрической прогрессии, если количество детей в семьях не будет превышать 2 человека.

2.3.Показатели демографического старения населения

Демографы ООН придерживаются следующей классификации обществ  по степени старения: молодым называют население, в котором лиц в  возрасте 65 лет и старше менее 4%; зрелым — общество, где таких  людей от 4% до 7%; если же их доля превышает 7%, то население считается старым. В России людьми трудоспособного  возраста считаются мужчины от 16 до 59 и женщины от 16 до 54 лет. Людей  старше предельного трудоспособного  возраста относят к категории  пожилых. Однако чтобы сопоставление  было корректным, мы в соответствии с международной классификацией будем называть пожилыми лиц в  возрасте 60 (или 65) лет и старше.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1

 

 

 

Для характеристики старения населения в демографических  исследованиях используются такие  показатели, как доли лиц определенного  возраста в численности всего  населения или его части: доля лиц старше 60 или 65 лет (обозначаемая 60+ или 65+) в общей численности  населения, доля лиц в возрасте 75 лет и старше (75+) в общей численности  населения, доля лиц в возрасте 75+ или 80+ по отношению к численности возрастной группы 60+.

Одной из мер старения населения  является индекс старения — число  лиц пожилого возраста на 100 детей. Вычисляется  он как отношение численности  или доли лиц старше трудоспособного  возраста к численности или доле детей (возрастная группа 0–14 лет), умноженное на 100.

Для экономического анализа  очень важны показатели старения, связанные с демографической  нагрузкой, которая рассчитывается как отношение числа детей  и/или лиц старше трудоспособного  возраста к численности трудоспособного  населения, умноженное на 100. Помимо общей  демографической нагрузки, нас может  интересовать показатель нагрузки, учитывающий  только лиц старше трудоспособного  возраста, и доля этого показателя в общей демографической нагрузке.

В последние годы в исследованиях, связанных со старением населения, все чаще используется коэффициент  поддержки родителей, играющий важную роль при оценке возможности неформальной помощи самым пожилым. Он вычисляется  как отношение общего числа лиц  в возрасте 85+ к числу лиц в  возрасте 50–64 лет, умноженное на 100.

 

Результаты расчетов показывают, что в 1950 году в Западной Европе доля лиц в возрасте 60+ была выше, чем  в России, более чем на 60%, а  в 2000 году — менее чем на 20%; в 1950 году индекс старения для стран Западной Европы превосходил российский показатель более чем на 100%, а к 2000 году это  различие сократилось до 26%; за истекшие 50 лет относительная разница в значениях демографической нагрузки за счет пожилых между Россией и Западной Европой уменьшилась в три раза. Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии принципиальных различий в динамике старения населения России и развитых европейских стран, а также о сближении значений рассмотренных показателей для Западной, Северной и Южной Европы.

Расчеты показателей старения для отдельных групп российского  населения позволяют выявить  важные особенности демографического развития нашей страны. В России значительно сильнее, чем в Западной Европе, выражен гендерный дисбаланс  возрастной структуры: так, в 2002 году в  группе от 60 лет и старше на 1 000 женщин приходилось 529 мужчин. Поэтому и значения таких показателей, как доля лиц в возрасте 60+ в общей численности населения, индекс старения и демографическая нагрузка за счет пожилых, для женского населения у нас почти в два раза выше, чем для мужского. Для сравнения: в Западной Европе в 2000 году для возрастов 60+ на 1000 женщин приходилось 720 мужчин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2.

Различаются и показатели старения для городского и сельского  населения России: доля лиц в возрасте 60+, демографическая нагрузка за счет пожилых и коэффициент поддержки родителей для сельского населения выше, чем для городского, а индекс старения выше для городского населения. Учитывая гендерный дисбаланс, можно предсказать, что в будущем особого внимания потребуют проблемы пожилых (и зачастую одиноких) сельских женщин.

При формировании и реализации социальной политики необходимо учитывать  региональные особенности воспроизводства  населения и процесса старения. В начале XXI века демографическую ситуацию во всех регионах России можно описать одними и теми же словами: рождаемость значительно сократилась, так что ее уровень повсеместно опустился ниже границы простого воспроизводства, а высокий уровень смертности определяет низкую ожидаемую продолжительность жизни.

Однако, несмотря на единообразие общей характеристики, значения основных показателей демографических процессов  изменяются в широком диапазоне. Так, в 2001–2002 годах суммарный коэффициент  рождаемости принимал значения от 1,12 для Северо-Западного федерального округа до 1,43 для Южного федерального округа; ожидаемая продолжительность жизни при рождении находилась в границах от 63,43 лет в Сибирском федеральном округе до 67,04 лет в Южном федеральном округе, а коэффициент миграционного прироста— от -40 (Дальневосточный федеральный округ) до 34 (Центральный федеральный округ).

 

Рис.1.3.

 

 

Рис.1.4.

 

 

 

Такой разброс показателей  рождаемости, смертности и миграции предопределяет существенные региональные различия и в значениях характеристик  старения населения. Это видно на рис. 6–8.

Как и следовало ожидать, за семь лет (1995–2002) значения рассмотренных  показателей для России и всех федеральных округов возросли.

В 2002 году самые низкие показатели старения зафиксированы в Дальневосточном  федеральном округе, самые высокие  — в Центральном федеральном  округе. В Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах (входящих в состав Дальневосточного федерального округа) доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляла соответственно 3,4% и 4,8%, индекс старения для Ямало-Ненецкого округа оказался равным 14,8 чел. в возрасте 60+ на 100 детей, для Чукотского и Таймырского округов — 22,7. Очень низка в этом регионе и демографическая нагрузка за счет пожилых: 4,5 пенсионера на 100 трудоспособных в Ямало-Ненецком и 6,5 — в Чукотском округах.

Информация о работе Старение населения