Процесс старения населения и его влияние на экономику страны. История и Современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 02:34, курсовая работа

Описание работы

В современной Японии совершаются бурные политические события и серьезные социально-экономические преобразования. Так же за последние 50 лет в этой стране произошли и весьма значительные демографические сдвиги. Сложившаяся здесь , как и во многих развитых странах , демографическая ситуация несет опасные осложнения для дальнейшего социально-экономического роста — остро встает перед страной проблема "старения" населения, которое идет в Японии гораздо быстрее , чем в других странах . Доля престарелых граждан (лиц старше 65 лет) в общей численности населения составила в 2000 г. 16,8 % . Ожидается , что к 2025 г. она увеличится до 27,4 % , а в 2050 г. достигнет 32,3

Содержание

1. Введение с.3
2. Население и пенсионная система Японии с.4
3. Старение населения в Японии с.10
4. Последствия старения населения с.13
5. Заключение с.18
6. Список литературы с.20

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 116.04 Кб (Скачать)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ СТРАН  ВОСТОКА»

 

 

 

 

Кафедра   регионоведения   и   экономики

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Процесс старения населения и его влияние на экономику страны. История и Современность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: 3-й курс, Бойко К.В.

 

 

Руководитель работы:             Макаренко П.С.

 

 

Оценка

_____________________

«___»___________2012 г.

Руководитель_________

 

 

Москва 2012 г.

 

Содержание:

 

1. Введение          с.3

2. Население и пенсионная система Японии     с.4

3. Старение населения в Японии      с.10

4. Последствия старения населения      с.13

5. Заключение          с.18

6. Список литературы         с.20

 

Введение.

 

В современной Японии совершаются  бурные политические события и серьезные  социально-экономические преобразования. Так же за последние 50 лет в этой стране произошли и весьма значительные демографические сдвиги. Сложившаяся здесь , как и во многих развитых странах , демографическая ситуация несет опасные осложнения для дальнейшего социально-экономического роста — остро встает перед страной проблема "старения" населения, которое идет в Японии гораздо быстрее , чем в других странах . Доля престарелых граждан (лиц старше 65 лет) в общей численности населения составила в 2000 г. 16,8 % . Ожидается , что к 2025 г. она увеличится до 27,4 % , а в 2050 г. достигнет 32,3

 

В то же время, в результате успехов в области медицины и  здравоохранения в послевоенный период резко сократилась детская  смертность, а также смертность взрослого  населения от инфекционных заболеваний , широко распространенных в прошлом.

 

Хочется отметить, что без  учета демографического фактора  нельзя теперь правильно оценить  ни нынешнего внутреннего положения, ни перспектив дальнейшего развития. Стала очевидной уже не только желательность, но и необходимость  научного исследования демографических  проблем населения Японии.

 

Значение демографической  проблематики диктует необходимость  исследования народонаселения Японии. Целью данной работы является анализ факторов и особенностей демографического развития населения Японии и их влияние  на социально-экономические процессы.

Также задачей данной курсовой работы является рассмотрение ряда основных демографических показателей, статистических и исторических данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Население и пенсионная система Японии.

 

Население, статистические данные.

 

Численность населения Японии составляет 128 056 000 человек (2010г.), занимая 9-е место в мире. Средняя плотность населения на 1 кв. км примерно 339 человек. Продолжительность жизни в этой стране одна из самых высоких в мире — 78,8 лет у мужчин, 85,6 лет у женщин. Соотношение мужчин и женщин в населении Японии почти равно единице: в 2009 г. женщины составляли в нем 50,99%, а мужчины — 49,01%.

Население Японии характеризуется  исключительной национальной однородностью. Этно-расовый состав: японцы 98,5 %, корейцы 0,5 %, китайцы 0,4 %, другие 0,6 %. Большинство японцев (78%) живут в больших городах, и эта тенденция продолжает усиливаться. При этом основная часть городского населения по-прежнему сконцентрирована в трех огромных мегаполисах — Токио , Нагое и Осаке. Рождаемость — 7,87 на 1000 (2008 год), смертность — 9,26 на 1000 (2008 год).

Возрастная структура: 0-14 лет - 13,2%, 15-65 – 63,7%,  65 и более – 23,1% (2010г.).1

В последние годы численность  населения изменяется незначительно.

В 2005 году население Японии впервые уменьшилось, так как  уже долгое время рождаемость в стране находится на уровне гораздо ниже простого воспроизводства населения (1,3 ребёнка на женщину вместо 2,1). Япония, которая практически не принимает иммигрантов, боится прогнозируемого демографического кризиса, в котором малое количество работающих должно будет содержать массу пенсионеров. Рождаемость в Японии долгие годы сокращалась, но впервые в 2006 году незначительно возросла, увеличившись на 12 707 человек по сравнению с 2005-м. В общей сложности за этот год в Стране восходящего солнца родились 1 096 465 японцев. Прирост наблюдается и сейчас. Однако это еще не позволяет говорить о существенном улучшении демографической ситуации в «Стране восходящего солнца»: ее население пока имеет тенденцию к сокращению. По данным 2008 года рождаемость в этой стране равна 7,87 рожденных на 1000 населения.

В мире около семидесяти стран, где суммарный коэффициент рождаемости ниже 2,1. Одной из стран, где наиболее низкая рождаемость населения является Япония. В этой стране среднестатистическая женщина рожает за свою жизнь 1,21 ребенка за весь репродуктивный период (2009). Поскольку японское законодательство не поощряет иммиграцию, Япония сейчас в числе стран, где население в силу отрицательного естественного прироста сокращается. Либерализация миграционного законодательства не сможет существенно изменить положение, поскольку в японской экономике наблюдается дефицит рабочих мест и безработица среди молодежи достаточно велика, а в большинстве стран Восточной Азии демографическая ситуация близка к японской.

Смертность в Японии равна 9,26 смертей на 1000 населения (2008). Продолжительность жизни населения Японии достаточно известна — её жители в среднем проживают дольше, чем кто-либо в мире. Коэффициент младенческой смертности в Японии считается одним из самых низких в мире. Жителей Японии можно считать самыми выносливыми по сравнению с жителями других стран. Но при этом коэффициент смертности среди детей (от 1 года до 4 лет) в Японии занимает второе место среди 13 наиболее развитых стран мира. Основными причинами детской смертности являются: несчастные случаи, различные болезни и «насилие». В стране невысокий уровень убийства детей (от 1-4 лет), на 10 000 детей убито «всего» 0,72 ребёнка.

Большинство жителей Японии исповедуют синтоизм (примерно 90 млн человек), который считается национальной японской религией. В основе веры — почитание предков и культ природы. Объектами поклонения являются души умерших и различные божества. Присутствуют также буддисты и приверженцы иных религий.2

 

 

  

Пенсионная система

 

Система общественных пенсий была введена в Японии во время  второй мировой войны - в 1942 г. Однако фактически она стала действовать  только с 1954 г., когда японская экономика  оправилась от военной и послевоенной разрухи. Именно тогда была разработана  современная схема выплат пенсий работающим по достижении ими 60-летнего  возраста. Пенсии в Японии называются общественными, так как государство  субсидирует их только на 1/3 (из 10,7 трлн. иен поступлений в пенсионные фонды в 1994 финансовом году государство  внесло 3,9 трлн. иен).

С 1954 г. пенсионная система  страны изменилась. Была введена схема  выплаты пенсий работающим по достижении ими 60-летнего возраста. Пенсии выплачиваются  из специального фонда, создаваемого за счет взносов работающих и работодателей  и субсидируемого государством. Этот фонд существует в основном на текущие  взносы, и доля накоплений в нем  невелика. В 1961 г., например, отчисления составляли 3,5% месячного заработка. В 1996 г. они достигли 16,5%. Однако работающий фактически уплачивает лишь половину суммы, вторую половину покрывает взнос  от работодателя. Средний размер обычной  пенсии по старости составлял в 1996 г. 216 тысяч иен.

В 1961 г. устанавливается система  национальной пенсии для тех граждан, которые не были охвачены пенсионной схемой 1954 г., т.е. для тех, кто живет  не на зарплату (предприниматели, интеллигенция, юристы и т.д.), пенсии стали выплачиваться  всем гражданам страны. Национальную пенсию получают при достижении 65 лет. Ее средний размер составил в 1996 г. 65 400 иен. Такая сумма выплачивается  ежемесячно в том случае, когда  пенсионер вносил страховые взносы в течение 40 лет. В 1996 г. 69 млн. человек  ежемесячно платили страховые пенсионные взносы.

В 1973 г. было принято решение, что сумма обычной пенсии по старости должна равняться в среднем 60% общего месячного дохода работника до его  ухода на пенсию. Таким образом, после  того как в 1961 г. пенсионное обеспечение  стало распространяться на всех граждан  страны, упор был сделан на размер пенсии. В 1989 г. был установлен порядок, при  котором условия пенсионного  обеспечения официально пересматриваются каждые пять лет.

В 1994 г. парламент утвердил разработанный правительством закон  о частичном и постепенном  изменении обычного пенсионного  обеспечения граждан по старости. Основные изменения заключались  в следующем:

·  пенсионный возраст постепенно поднимается с 60 до 65 лет; процесс начнется в 2001 г. и закончится в 2013 г. - из расчета увеличения пенсионного возраста на один год раз в три года. С финансовой точки зрения это соответствовало увеличению пенсионного возраста до 62,5 года;

·  для лиц, желающих уйти на пенсию в возрасте 60-64 лет, пенсия по старости устанавливается в половинном размере от обычной; обычная пенсия в полном объеме начинает выплачиваться им по достижении 65-летнего возраста;

·  пенсионные страховые взносы не должны превышать в будущем 30% месячного заработка; впредь страховые пенсионные взносы будут начисляться не с общего заработка, а с суммы, оставшейся после уплаты налогов; предусмотрено повышение размеров взносов на 2,5% один раз в пять лет; кроме того, если ранее суммы бонусов (сезонных премий), достигающих в настоящее время четырех месячных окладов, исключались из начисления страховых пенсионных взносов, то теперь с них берется 1%.

Частично пересмотр системы  общественных пенсий по старости в 1994 г. носил вынужденный характер и  являлся результатом компромисса, призванного сбалансировать растущие расходы на социальную поддержку  престарелых с финансовыми возможностями  общества. Достаточно сказать, что сохранение состояния статус-кво грозило, по расчетам Министерства здравоохранения  и социального обеспечения, увеличением  пенсионных страховых взносов граждан  до 34,8% месячного заработка к 2025 г. Кроме того, принимались в расчет следующие моменты: ясно выраженное желание пожилых людей продолжать работать и по достижении пенсионного  возраста; неизбежность сокращения молодой  рабочей силы с начала XXI в.; неготовность 1/5 части всех компаний позволить  своим служащим добровольно продолжать работу в компании по достижении 60-летнего  возраста; учет того факта, что в  большинстве развитых стран пенсионный возраст установлен с 65 лет или старше.

 

Сегодня существует несколько видов пенсий по старости. Главная из них — это базовая пенсия (кисо нэнкин),которую может получать любой житель Японии, в том числе и те, кто никогда не работал и не жил на зарплату. Для получения базовой пенсии необходимо в течение 40 лет (с 20-летнего возраста и до 60 лет) платить страховые пенсионные взносы. Они сравнительно невелики — 14410 иен в месяц. Для тех, кто платил взносы в течение 40 лет, базовая пенсия равняется 66 тыс. иен. При внесении страховых взносов в течение 30 лет пенсия сокращается до 49 тыс. иен, при 25-летнем сроке - до 41 тыс. иен. Если срок внесения взносов менее 25 лет, то пенсия не назначается, а внесенные деньги не возвращаются. Правом на получение базовой пенсии пользуются далеко не все японцы. Многие бизнесмены, фермеры и люди свободных профессий не чувствуют материальной необходимости получать базовую пенсию в старости и не платят взносов. Другим установленный ежемесячный взнос не по силам. В результате треть граждан Японии выплачивают взносы на базовую пенсию не полностью или не платят вообще. Помимо базовой имеется также трудовая пенсия по старости. Ее называют пенсией благосостояния (косэй нэнкин). Эту пенсию получают те, кто работает в компаниях, на производстве и живет на зарплату. Отчисления на трудовую пенсию составляют примерно 15% от месячной зарплаты работающих, причем половину этой суммы оплачивает компания. Кроме того. 1/3 фонда, из которого осуществляются выплаты трудовой пенсии, субсидируется из государственного бюджета. Сумма трудовой пенсии по старости составляет примерно 100 тыс. иен в месяц. Существует также отдельная пенсия по старости для государственных и муниципальных служащих. Для работающих в частных учебных заведениях она называется пенсией взаимопомощи (кёсай нэнкин), отличаясь от косэй нэнкин способом ее начисления (она несколько больше 100 тыс. иен). Всего на настоящий момент системой пенсионного страхования в Японии охвачено более 70 млн. человек. В их число входят 38 млн. человек, которые или еще работают, или уже получают пенсию благосостояния; 21 млн. человек, живущих на собственные доходы, включая студентов; и 11 млн. не работающих жен, также делающих взносы на базовую пенсию или уже получающих ее. Сегодня в Японии насчитывается 24 млн. пожилых людей, имеющих право на получение базовой пенсии по старости. Однако, как мы уже отмечали, треть из них получает неполную пенсию, а полмиллиона человек не получает пенсию вообще. Следует иметь в виду, что у пенсионеров, которые получают трудовую пенсию по старости (косэй нэнкин) и которые делали взносы на базовую пенсию, оба вида пенсий плюсуются. Данный вариант— наиболее типичный случай пенсионного обеспечения по старости. Таким образом, общая сумма пенсии составляет 166 тыс. иен в месяц. Конечно суммы пенсий невелики. Однако их хватает на покрытие самых необходимых жизненных потребностей пенсионеров, поскольку считается, что минимальный прожиточный уровень одинокого пенсионера составляет 70 тыс. иен в месяц, а семьи пенсионера из двух человек — 117 тыс. иен. Естественно, что в указанный минимальный прожиточный минимум не входят такие расходы, как оплата транспорта, связи, лечения, культурных потребностей, развлечений. Предполагается также, что большинство японцев обзаводятся к старости собственными квартирами или домами. Но главное - не следует забывать, что практически у каждого японского пенсионера имеются накопления на старость, которые помогают ему «удерживаться на плаву». Проблема заключается в другом: расходы на пенсии и социальное и медицинское обслуживание престарелых в Японии быстро растут, становясь не подъемными для государственного бюджета. Достаточно сказать, что эти расходы достигают 1/4 расходной части бюджета и на них приходится также четверть существующего бюджетного дефицита. Возникает объективная и весьма срочная задача реформирования пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания населения. В Японии эта работа была начата в 2000 г. Тогда было решено повысить возрастной порог для назначения пенсии мужскому населению с 60 до 65 лет, но не в один момент, а постепенно, растянув этот процесс на 14 лет. При этом старики получили право на зарплату с сохранением пенсии. В 2006 г. был изменен закон о занятости людей пожилого возраста. Работодатель теперь имеет право либо не принимать во внимание существующий предельный возраст для работы: либо продлевать его по своему усмотрению; либо заново нанимать своих работников, достигших пенсионного возраста. Выяснилось, что работодатели оставляют на работе лишь половину людей, достигших пенсионного возраста, причем предпочитают третий вариант трудоустройства. А это значит, что они сначала увольняют пенсионера, а затем снова нанимают его на работу на более низкую зарплату. Тем не менее, статистика свидетельствует, что сегодня в Японии продолжает работать треть всех людей в возрасте 60 лет и старше. В 2004 г. был принят целый пакет законов по реформе пенсионной системы. Все они в той или иной степени направлены на то, чтобы еще больше «затянуть пояса» у пенсионеров. Во-первых, они предусматривают постепенное увеличение страховых пенсионных взносов: в базовую пенсию — с нынешних 14400 иен в месяц до 16900 иен: в пенсию благосостояния — с нынешних 15% от месячного заработка до 18% . Поставлена цель довести сумму среднего пенсионного взноса до 1 млн. иен в год. Во-вторых, сумма трудовой пенсии сокращается на 0,9%. Кроме того, была отменена индексация пенсий в связи с ростом цен. Следует признать, что эти изменения в пенсионной системе имеют под собой объективное основание: сокращение численности работоспособного населения, которое содержит за свой счет растущее количество пенсионеров. Если в 1990 г. на одного пенсионера приходилось 6 человек работоспособного населения, то в 2000 г. их стало 4. в 2005 г. — 3. а к 2025 г. останется только 2. Чтобы как-то выправить складывающуюся диспропорцию, предусмотрено довести в 2009 г. объем государственной поддержки пенсионного фонда и фонда соцстраха с нынешней 1/3 до 1/2. Изыскиваются все новые возможности для дальнейших сокращений государственных расходов на стареющую часть населения. Летом 2008 г. пересмотру подверглись затраты на медицинское обслуживание престарелых японцев в возрасте 75 лет и старше. Исходя из того, что их медицинское обслуживание обходится в 5 раз дороже по сравнению с работоспособными гражданами и на них уходит треть всех расходов по медицинскому обслуживанию пенсионеров, правительство приняло решение, что впредь они будут оплачивать сами часть этих расходов. Подсчитано, что престарелым придется выкладывать из получаемых ими пенсий за свое лечение в среднем 100 тыс. иен в месяц.3

 

 

 

2. Старение населения  Японии

 

В последние годы процесс  «старения» населения, как результат  снижения рождаемости и роста  продолжительности жизни, становится острой проблемой в Японии.

 

 

Этот процесс происходит здесь гораздо быстрее, чем в других развитых капиталистических странах. В 1970 г. доля лиц старше 65 лет в населении Японии впервые превысила 7%, которая принята в международной практике как рубеж для отнесения тех или иных стран к так называемым «старым обществам». В 1975 г. доля престарелых в общей численности населения Японии равнялась уже 7,9%, в 1980-м — 9, в 1985-м — 10,3, в 1989 г.— 11,6%.  К 2000 г. она составила 15,6%, т. е. превысила уровень, достигнутый к настоящему времени любой из европейских стран, где процесс «старения» населения зашел особенно далеко. Доля населения в возрасте до 15 лет, наоборот, снизится до 17,1% в 1995 г. против 23,6% в 1980 г. В дальнейшем она стабилизируется на уровне 15—16%. К 2009 г. удельный вес молодежи в составе населения Японии превысил долю престарелых. К 2008 г. население страны прекратило свой рост, достигнув численности в 127 млн чел. (против 116,9 млн в 1980 г., 121,1 млн в 1985-м и 128,1 млн в 2000 г.). С 2000 г. начала уменьшаться и доля населения в трудоспособном возрасте (15— 65 лет). Полагают, что, достигнув в 1990 г. своего максимума — 70% всего населения Японии (против 67,7% в 1980 г.), она уже к 2000 г. снизилась до 66,8%, а к 2015 снизится — до 61,5%.

Темпы роста экономически активного населения (к которому в Японии относят лиц старше 15 лет, занятых общественным трудом, а  также безработных) в 70-е гг. сократились  за счет уменьшения притока в него молодежи, что в свою очередь было связано со снижением рождаемости  и увеличением времени, необходимого для получения образования. Др. следствием этих явлений стало «постарение» экономически активного населения  Японии (увеличение в его структуре  доли лиц старше 30 лет).

В период до 2000 г. тенденции  в экономически активном населении  будут определяться медленным поступлением в него молодежи и процессом «старения» населения. Произойдет дальнейшее снижение темпов роста экономически активного  населения, а в его структуре  будет быстро расти доля лиц старше 55 лет. Будет постепенно увеличиваться  поступление на рынок труда женской  рабочей силы, в основном за счет женщин, возобновляющих свою трудовую деятельность после окончания воспитания детей. Ускорится рост доли лиц с  законченным средним образованием.

Тенденция «старения» экономически активного населения является отражением процесса «старения» всего населения  Японии, но по сравнению с ним  она развивается не столь быстро. Дело в том, что в возрастной группе японцев старше 65 лет растет доля лиц, которые получают средства к  существованию не за счет собственного труда, а за счет фондов социального  обеспечения (см. соответствующий раздел); эти люди выпадают, т. о., из состава  экономически активного населения.

Информация о работе Процесс старения населения и его влияние на экономику страны. История и Современность