Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:35, лекция
Расширить и углубить представление о социологии как науке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в работах Платежа «Законы», «О государстве», в «Политики" Аристотеля и др. Еще активнее эта проблематика разрабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице социологии.
2.4 Нетрадиционный
тип научности. «Понимающая
Неклассический
тип научности социологии разработан
немецкими мыслителями Г. Зиммелем ( 1858-1918)
и М.Вебером (1864-1920). В основе этой методологии
лежит представление о принципиальной
противоположности законов природы и
общества и, следовательно, признание
необходимости существования двух типов
научного знания: наук о природе (естествознания)
и наук о культуре (гуманитарного знания).
Социология же, по их мнению, это пограничная
наука, и поэтому она должна заимствовать
у естествознания и гуманитарных наук
все лучшее. У естествознания социология
заимствует приверженность к точным фактам
и причинно-следственное объяснение действительности,
у гуманитарных наук - метод понимания
и отнесения к ценностям.
Такая трактовка
взаимодействия социологии и других
наук вытекает из их понимания предмета
социологии. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали
в качестве предмета социологического
знания такие понятия, как «общество»,
«народ», «человечество», «коллективное»
и т. д. Они считали, что предметом исследования
социолога может быть только индивид,
поскольку именно он обладает сознанием,
мотивацией своих действий и рациональным
поведением. Г- Зиммель и М. Вебер подчеркивали
важность понимания социологом субъективного
смысла, который вкладывается в действие
самим действующим индивидом. По их мнению,
наблюдая цепочку реальных действий людей,
социолог должен сконструировать их объяснение
на основе понимания внутренних мотивов
этих действии. И здесь ему помажет знание
-того, что в сходных ситуациях большинство
людей поступает одинаковым образом, руководствуется
аналогичными мотивами. Исходя из своего
представления о предмете социологии
и ее месте среди других наук Г. Зиммель
и М- Вебер формулируют ряд методологических
принципов, на которые, по их мнению, опирается
социологическое знание:
1) Требование устранения
из научного мировоззрения представления
об объективности содержания наших знаний.
Условием превращения социального знания
в действительную науку является то, что
оно не должно выдавать свои понятия и
схемы за отражения или выражения самой
действительности и ее законов. Социальная
наука обязана исходить из признания принципиального
различия между социальной теорией и действительностью.
2) Поэтому социология
не должна претендовать на
что-то большее, чем выяснение
причин тех или иных
Строгое следование
этим двум правилам может создать
впечатление, что социологическая
теория не имеет объективного, общезначимого
смысла, а является плодом субъективного
произвола. Чтобы снять это впечатление,
Г. Зиммель и М. Вебер утверждают:
3) Социологические
теории и понятия не являются
результатом интеллектуального
произвола, ибо сама
4) Социолог должен
знать, что в основе механизма
его интеллектуальной
М. Вебер различает
понятия «ценностные суждения»
и «отнесение к ценностям». Ценностное
суждение всегда личностей! и субъективно.
Это какое-либо утверждение, которое
связано с нравственной, политической
или какой-либо другой оценкой. Например,
высказывание: «Вера в бога - это непреходящее
качество человеческого существования».
Отнесение к ценности- это процедура и
отбора, и организации эмпирического материала.
В приведенном выше примере эта процедура
может означать сбор фактов для изучения
взаимодействия религии и разных сфер
общественной и личной жизни человека,
отбор и классификацию этих фактов, их
обобщение и другие процедуры. В чем необходимость
этого принципа отнесения к ценностям?
А в том, что ученый-социолог в познании
сталкивается с огромным многообразием
фактов, и для отбора и анализа этих фактов
он должен исходить из какой-то установки,
которая и формулируется г им как ценность.
Но возникает вопрос:
откуда же берутся эти ценностные предпочтения?
М. Вебер отвечает гак:
5) Изменение
ценностных предпочтений
Каковы же инструменты
познания, через которые реализуются основные
принципы «понимающей социологии»? У Г.
Зиммеля таким инструментом служит, фиксирующая
в социальном явлении самые устойчивые,
универсальные черты, а не эмпирическое
многообразие социальных фактов. Г. Зиммель
считал, что над миром конкретного бытия
возвышается мир идеальных ценностей.
Этот мир ценностей существует по своим
собственным законам, отличным от законов
материального мира. Целью социологии
является изучение ценностей самих по
себе, как чистых форм. Социология должна
стремиться изолировать желания, переживания
и мотивы, как психологические аспекты,
от их объективного содержания, вычленить
сферу ценностную как область идеального
и на основе этого построить в виде взаимоотношения
чистых форм некую геометрию социального
мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля
чистая форма - это отношение между индивидами,
рассматриваемыми отдельно от тех объектов,
которые выступают объектами их желаний,
стремлений и других психологических
актов. Формально-геометрический метод
Г. Зиммеля позволяет выделить общество
вообще, институты вообще и построить
такую систему, в которой социологическое
знание освобождалось бы от субъективного
произвола и морализаторских оценочных
суждений.
Главным инструментом
познания у М. Вебера выступают «идеальные
типы». «Идеальные типы», по Веберу, не
имеют эмпирических прообразов в самой
реальности и не отражают ее, а представляют
собой мыслительные логические конструкции,
создаваемые исследователем. Эти конструкции
формируются с помощью выделения отдельных
черт реальности, считающихся исследователем
наиболее типическими. «Идеальный тип,-
писал Вебер,- это «картина однородного
мышления, существующая в воображении
ученых и предназначенная для рассмотрения
очевидных, наиболее «типичных социальных
фактов». Идеальные типы - это предельные
понятия, используемые в познании в качестве
масштаба для соотнесения и сравнения
с ними социальной исторической реальности.
По Веберу, все социальные факты объясняются
социальными типами. Вебер предложил типологию
социальных действий, типов государства
и рациональности. Он оперирует такими
идеальными типами, как «капитализм»,
«бюрократизм», «религия» и т.д.
Какую же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер :читает, что главная цель социологии - сделать максимально понятным о, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.
2.5 Основные принципы
материалистического учения об
обществе К. Маркса и Ф.
Своеобразный
синтез классического и
1) Одним из
важнейших принципов
2) Признание
закономерности в
3) Третьим важным
принципам материалистического
учения об обществе является
утверждение о его
К. Маркс и
Ф. Энгельс представляли развитие общества
как поступательный процесс, характеризующийся
последовательным переходом от низших
общественно-экономических
4) Применение
к анализу общества
5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская социология находится в русле традиционного типа научности и нацелена на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориентируется на то, что у Г- Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата. Этот подход трансформировался у В. И. Ленина в принцип партийности. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально-классовых позиций ее авторов. Предлагалась такая логика рассуждений: ученый-обществовед действует в определенных условиях и не может быть свободным от них. Эти условия накладывают соответствующий отпечаток на его исследования. Ученый-обществовед принадлежит к определенной социально-классовой группе, и он не может игнорировать социально-классовые интересы. В обычных случаях (чаще всего, когда он придерживается консервативных убеждений) он отражает интересы того класса, к которому сам принадлежит. В других случаях (когда развивает революционные концепции) он покидает позиции своего класса и выражает классовые интересы передовых общественных сил. Поскольку ученые-обществоведы, стоявшие на марксистских позициях, заявили о том, что они отражают интересы пролетариата, рабочего класса, то, естественно, возникал вопрос, не противоречит ли их такая «ангажированность» провозглашаемому ими же принципу объективности. В работах марксистов это противоречие разрешалось по такой схеме: поскольку пролетариат является самым передовым, прогрессивным классом, то он выражает запросы и интересы всего человечества (пролетарское совпадает с общечеловеческим), а, следовательно, он заинтересован в объективном анализе общественных процессов. А это означает, что в учении марксизма об обществе партийность совпадает с объективностью. Однако исследователи отмечают, что в результате реализации принципа партийности научные исследования об обществе были крайне идеологизированы. Они носили односторонний, необъективный характер. Результаты и выводы этих исследований попадали в зависимость от интересов правящей в странах «реального социализма» политической элиты, «партийной верхушки».
Информация о работе Становление и основные этапы исторического развития социологии