Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:19, реферат
Цель- рассмотреть средний класс российского общества, его структуру, факторы формирования. Таким образом, задачами являются:
1) Рассмотреть историю среднего класса
2) Изучить структуру и факторы формирования среднего класса в России, а именно:- общую структуру среднего класса РФ.
Эту ситуацию можно проиллюстрировать тремя пересекающимися кругами, каждый из которых символизирует тех людей, у которых есть хотя бы один из трех признаков среднего класса: «ядро» соответствует «настоящему» среднему классу, прочие зоны – протосредним слоям. В дальнейшем, видимо, будет происходить сближение российского среднего класса с его западным аналогом за счет диффузии представителей протосредних слоев в «ядро». В начале 21 в.в в России уже осознана необходимость целенаправленной государственной политики, направленной на «выращивание» среднего класса.
2.2. Структура среднего
класса по профессиональным
Средний класс должен располагаться (неравномерно) внутри профессиональных или отраслевых групп по показателям занятости. В долгосрочном плане оно должно складываться после периода трансформации, в котором это распределение динамично. Вряд ли в современных условиях в среднеразвитой стране возможно существование той или иной отрасли хозяйства без определенного ингредиента верхнего и среднего среднего класса. Только наиболее отсталые (деградировавшие) социальные структуры могут сохранять (или получить как наследие переходного кризиса) такие архаичные структуры, как латифундию - прямой контроль высшего класса над низшим классом при минимальном среднем ингредиенте.
В определенных «углах» страны видна разновидность «феодализации» - возврат к чисто клановому контролю. Плотность распространения среднего класса по стране, особенно среднего класса (столь важная для любых социальных или политических контекстов) будет соответственно определяться плотностью таких услуг как управление, образование, культура, социальное и медицинское обслуживание (с их специалистами) и смесью развитых в регионе иных отраслей, производящих товары и услуги, их характером. Стандартный набор услуг первой группы дает обычную группу специалистов, которые должны бы быть частью среднего класса, если выполняются иные условия, кроме характера профессии и образования. При выходе страны из переходного периода они должны бы приобретать признаки устойчивости вслед за улучшением бюджетной ситуации и рост спроса на частные услуги в этих отраслях. Присоединение к среднему классу «физиков» - технических специалистов, менеджеров крупного бизнеса и предпринимателей в еще большей мере связано с экономическими успехами страны. Часть групп по мере улучшения своего положения в ходе подъема могут прямо навигировать в состав среднего класса, даже верхнего среднего (предприниматели и верхние управленческие слои крупных компаний). Другие группы остаются в «резерве» среднего класса - как раз исследования НИСП 2007-2008 гг. показали, что за семь лет со времени исследования БЭА 2000 года тут не произошли революции (они остались в 30%).
Наиболее очевидные сферы сосредоточения среднего класса в России- это следующие пять групп:
Важная новая
проблема - формирование представлений
о поведении среднего класса
с выделением трех его
Основная особенность российской ситуации с неравномерностью доходов - у нас при англосаксонском распределении доходов все коэффициенты и доли по квантилям совпадают с американцами, при этом немножко лучше, чем у бразильцев, но хуже, чем у европейцев. Но главное не это - структура собственности все-таки латиноамериканская. Поэтому, естественно, те верхние 20%, внутри которых скрыты и собственники, и те, которые получают то, что при советской власти называлось «нетрудовыми доходами», а теперь это называется «прибылью от ренты, дивидендами» и т.д. Именно эти 20% в России имеют сбережения и могут позволить себе ипотеку. Они же представляют собой средний класс и увеличивают свой доход, а также отрыв от собственно средних категорий общества в буквальном смысле.
Малый и средний бизнес - для аналитических целей его необходимо расчленять. Нет единого малого и среднего бизнеса: одно дело - наука, промышленность, инжиниринг и инновации, другое дело - торговля и услуги. Понятно, что при такой быстрой трансформации, которая происходила в 1990-е годы, в сферу услуг и в торговлю наблюдался огромный приток лиц, перемещенных в силу тяжелых жизненных обстоятельств, проблем в других странах, миграции из СНГ и внутри нашей страны. Отсюда некоторые специфические конфликты, когда торговый (средний - потом будет и высший) класс оказывается для данного селения или района элементом частично чужеродным и психологически, и по формам поведения. Два эти компонента - это два разных средних бизнеса, их надо анализировать по-разному.
В малом и среднем бизнесе
в сфере торговли и услуг можно выделить
несколько основных групп. Пожалуй, наиболее
многочисленна группа простых торговцев
и челночников, торгующих на рынках и в
небольших ларьках и магазинах (чаще всего
используется термин «уличное предпринимательство»).
Этот бизнес сосредоточен в сфере торговли
продовольственными товарами, дешевыми
бытовыми товарами, одеждой и обувью, как
правило, низкого качества. Ведение такого
бизнеса не требует большого стартового
капитала и специального образования.
Эта группа предпринимателей наименее
защищена в социальном плане (отсутствие
пенсионного страхования, медицинского
страхования и т.п.). Относительно невысокие
доходы не позволяют обеспечить безбедное
существование в старости. Помимо этого
имеется также значительное количество
владельцев более крупных магазинов с
большим оборотом. В последние годы появились
и новые формы ведения бизнеса, такие как
франчайзинг. Они также торгуют продовольствием,
бытовыми товарами, одеждой и обувью. От
простых торговцев их отличает более высокий
доход и более высокий уровень образования.
Путь формирования группы малого
производственного и инновационного бизнеса
в корне отличается от бизнеса в сфере
торговли и услуг. Этот бизнес формировался
гораздо дольше и менее стихийно, часто
вокруг крупных предприятий или университетов.
В большей мере он представлен инженерами
и бывшими научными сотрудниками научно-технических
лабораторий, промышленных предприятий
(в том числе оборонных) как разрушенных,
так и ныне функционирующих. Можно проследить
несколько основных направлений становления
бизнеса в этой сфере:
1. Вынужденные предприниматели - бывшие
инженеры и сотрудники промышленных и
оборонных предприятий, приостановивших
производства в 90-е годы (либо предприятия
продолжали функционировать, но уменьшились
доходы за счет сокращения государственных
заказов). Чтобы обеспечить себя и свои
семьи, они либо создавали свои небольшие
фирмы, либо просто работали на себя, выполняя
заказы частных предприятий. Среди этих
предпринимателей особого внимания заслуживают
инженеры, ученые, создавшие свой новый
инновационный продукт (например, усовершенствование
полупроводников, лазеров и т.д.) и сумевшие
выгодно его продать. Число таких предпринимателей
невелико, и, как правило, их бизнес очень
быстро раскручивается (за 2-3 года до многомиллионных
оборотов). За короткое время они могут
переместиться из нижнего среднего и среднего
среднего в верхний средний класс.
2. Предприниматели, ведущие бизнес в сфере
информационных технологий и связи (мобильные
услуги, Интернет-услуги). Этот бизнес
по своей сути менее инновационный, так
как здесь не создается свой новый продукт,
а лишь перенимаются западные продукты
и услуги. По количеству компаний эта группа
значительно больше первой. Изначально
она также пополнялась за счет физиков
и инженеров, программистов - специалистов,
которые первыми смогли освоить западные
технологии.
Не стоит забывать, что в группе
малого и среднего производственного
инновационного бизнеса существует значительная
прослойка специалистов, эмигрировавших
в свое время из России. Часть из них сохраняет
связи со своей средой в России, приносит
заказы (качественный и недорогой аутсорсинг).
Таким образом, если в торгово-сервисный
малый бизнес вошло огромное количество
иммигрантов, то наш уехавший потенциальный
средний класс из науки и промышленности
«там» (в основном в странах ОЭСР и некоторых
развивающихся странах) влился фактически
в средний и даже в верхний средний. Это
создает проблему возврата - сюда поедут
«обратно» только «на повышение» от достигнутого
уровня жизни, престижа, свободы и социального
комфорта. Поэтому перемещение нашего
среднего среднего в их верхний средний
- это очень важный фактор. В будущем стоило
бы отдельно обсудить взаимодействие
внутреннего и «внешнего» среднего класса.
В секторах финансовых
услуг и крупных государственных и частных
компаниях имеется определенный уровень
сотрудников, они лучше всего чувствуют
себя. Специалисты в возрасте 30-40 лет представляют
нормальный верхний средний класс даже
по западным определениям. Более того,
эти люди в значительной мере стали частью
мирового рынка. Наши кадры на западных
рынках часто превосходят своих конкурентов
из Восточной Европы и развитых стран
или во всяком случае оказались вполне
конкурентоспособными. Кое-кто из них
возвращается, но этот круговорот идет
через Запад. Квалификация у них высока
для мировой конкуренции, но может быть
слишком высока для рабочих мест на Родине.
Так что дома им надо еще найти подходящее
занятие по уровню дохода, притязаний
и возможностей.
И, наконец, массовая интеллигенция
– врачи и учителя. Медсестра на западе
- это нижний средний класс, как правило,
за исключением отдельных специальностей,
у нас - протосредний. Врачи в массе должны
были бы стать средним с классом, но, видимо,
остались в тех 30%, которые лишь имеют на
это надежду. Как выйти на долю среднего
класса в 50% в долгосрочном плане? Частично
резервы заложены в сфере образования
и здравоохранения, если брать чисто материальный
аспект, а частично - это государственные
служащие. При этом надо иметь в виду угрозу
формирования среднего класса с доминированием
госслужащих, что уже наблюдается в ряде
бедных регионов.10
2.3. Факторы формирования среднего класса РФ
Изучение социально-экономических факторов формирования среднего класса в России наиболее приемлемо на концепциях социальной стратификации М. Вебера и социологов неовеберианского направления, так как, во-первых, российское общество на данный момент соответствует модели социального закрытия, которая получила свое обоснование в работах М. Вебера. Во-вторых, в современной экономической социологии при анализе стратификационной структуры изучают экономические параметры классовой ситуации людей и групп, увязывая с их рыночными позициями, что также является следствием неовеберианского подхода к изучению классов. И, в-третьих, неовеберианский подход наиболее предпочтителен при изучении потенциала расширения среднего класса, его периферии. Для данного подхода определяющим является понятие «рыночной ситуации», включающее отношение к собственности, образование и квалификацию людей, определяющие их возможности на рынке, а также особенности идентичности.
Существует зависимость
формирования среднего класса от уровня
социального и экономического развития
общества, влияние рыночной экономики
на формирование среднего класса. Формирование
среднего класса - это процесс, опосредованный
функционированием экономики и развитостью
социетальных структур общества. Средний
класс выступает объектом социоэкономического
действия в результате функционирования
экономики, трансформационных процессов,
становления институтов общества.
Процесс классообразования включает
в себя два ключевых (более частных) институциональных
процесса: формирование рынка труда и
капиталов и формирование института частной
собственности на капитал. История знает
две модели классообразования: снизу и
сверху. В первом случае классы формируются
в процессе первоначального накопления
капитала, происходящего в ходе становления
рыночного производства и обмена. Во втором
случае ключевую роль в организации первоначального
накопления частного капитала играет
государство. Первая модель классообразования
отображает становление среднего класса
в либеральных капиталистических обществах,
вторая - в посткоммунистических странах.11
Факторами формирования среднего класса в либеральных капиталистических странах выступили: становление гражданского общества, коммерциализация сельского хозяйства, индустриализация, урбанизация, социально-направленная государственная политика, рост мировой экономики, создание акционерных обществ, научно-техническая революция, революция в образовании, формирование постиндустриального общества.
В посткоммунистических странах формированию среднего класса способствовали: приватизация малых и средних государственных предприятий; снятие запретов на накопление капитала; глобализация, повлекшая за собой расцвет мелкой розничной торговли; либерализация в условиях слабого государства, которая вызвала появление силового предпринимательства.
Многочисленные исследования
подтверждают существование среднего
класса в России, хотя в российских условиях
его жизнь по многим количественным характеристикам
значительно отличается от положения
средних классов в США или Западной Европе.
Формирующийся средний класс развивается,
прежде всего, в сферах управления, бюрократической
экономики, а не в производственном и инновационном
секторах.
С 1990-ых годов в России начал формироваться рыночный тип среднего класса, который принято считать традиционным в западной социологии. К представителям рыночного среднего класса относятся предприниматели, самозанятые работники сфер производства и услуг, менеджеры предприятий, производящих товары и услуги, реализуемые на рынке, специалисты и служащие, непосредственно осуществляющие рыночные операции.
По результатам исследований Г. Дилигенского «вхождение в рынок» представителей «старых» групп среднего класса, наемных квалифицированных специалистов происходило прежде всего в результате вынужденной адаптации к изменившейся социально-экономической ситуации. Вызванные вначале необходимостью выживания «рыночные» способы жизнедеятельности стали затем для многих психологическом комфортными и самоценными.12
3.Перспективы развития среднего класса в России согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ
Согласно целевым ориентирам, прописанным в Концепции долгосрочного развития России на период до 2020 г., доля среднего класса в обществе превысит половину населения. Но увеличение среднего класса не может быть просто формальным процессом. Значительную роль в будущем развитии страны будет играть изменение социальной структуры. Сложно (или просто невозможно) решать задачу повышения доли среднего класса до 50% и более без четкого понимания того, какие именно группы входят в его состав, а также какой должна быть «идеальная» структура среднего класса, то есть такого среднего класса, который является опорой и движущей силой экономического развития и становления гражданского общества. Еще большее значение эта задача приобретает в условиях текущего финансового кризиса для понимания того, какие группы населения (в частности в среднем классе) пострадают в большей или в меньшей мере и какие действия необходимо предпринять, чтобы минимизировать их потери (путем принятия определенных законов, развития институтов и пр.)
Информация о работе Средний класс россиийского общества: структура и факторы формирования