Сравнительная характеристика кредитных систем образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:06, реферат

Описание работы

адачей данного этапа работы по внедрению системы кредитов в системе высшего профессионального образования России является тщательное изучение зарубежного опыта по использованию кредитных систем, рассмотрение их положительных и отрицательных сторон с целью выработки концепций системы зачетных единиц отечественной высшей школы, адаптированной к национальным особенностям и потребностям.

Содержание

Введение

1. СИСТЕМА КРЕДИТНЫХ ЕДИНИЦ США (USCS)
2. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ (CATS)

3.СИСТЕМА КРЕДИТОВ В АЗИАТСКОМ И ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНАХ (UCTS)

4. ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА КРЕДИТОВ (ECTS)

5.Сравнительная характеристика существующих кредитных систем

Выводы

Работа содержит 1 файл

реф бал.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

    Бланк UCTS «Регистрация обучения по программе UMAP» (UCTS Record of UMAP Study) является основным и единственным документом в UCTS. Он включает: персональные данные студента, детали предлагаемой Программы обучения UMAP, ведомость по программе обучения UMAP, включающая преобразование кредитов и оценок принимающего [зарубежного] вуза в оценки и кредиты направляющего [отечественного вуза] и заверение программы обучения UMAP подписями и печатями уполномоченных лиц отправляющего и принимающего ВУЗов.

    То  есть, можно сказать, что хотя UCTS и основывается на модели ECTS с 60 кредитами за полный академический год и шкалой оценок ECTS, система UCTS является значительно более упрощенной версией этой модели, требующей меньшего объема требуемой документации (используется лишь один формуляр для всех аспектов передачи кредитов). Кроме того, в UCTS значительно сокращен объем предварительной работы, требующейся от институтов, т.е. обсуждений и переговоров, предшествующих начислению кредитов, размещения информации в информационном пакете, поскольку UCTS предназначается для обслуживания каждого отдельного конкретного случая обмена и соответствующей ему программы обучения. Более того, UCTS разработана исключительно в целях перевода нагрузки и оценок студента между институтами, она не предполагает замену систем, существующих в каком - либо из институтов.

    UCTS по существу является упрощенной  версией ECTS. Однако система UCTS больше сконцентрирована на студенте, чем на предварительном соглашении  между институтами или факультетами  относительно дисциплин программы обучения в принимающем вузе, или на составлении информационного пакета, который подлежит широкому распространению. В UCTS представитель факультета только осуществляет общие рекомендации по использованию UCТS, и является контактным лицом при взаимодействии вузов, составляет для себя программу обучения за рубежом сам студент. Только тогда, когда такая программа составлена студентом, направляющий и принимающий институты выражают свое согласие относительно тех кредитов, которые должны быть начислены студенту за изучение дисциплины в программе, индивидуально составленной студентом.

    UMAP поощряет университеты и оказывает  им поддержку в заключении  двухсторонних соглашений, в которых  подробно оговариваются условия,  по которым осуществляется студенческий обмен. В соглашениях по обмену между университетами и их зарубежными партнерами оговариваются такие вопросы как критерии отбора студентов и преподавателей, участвующих в обмене; утверждение программ обучения; предоставление языковой подготовки, если в этом есть необходимость; помощь в решении реальных проблем, связанных с, например, проживанием и т.д.

    Подобно ECTS, задача UCTS состоит в том, чтобы  повысить эффективность UMAP посредством  обеспечения гарантий того, что отечественный  институт начислит кредиты за те дисциплины, которые студент изучал по обмену за рубежом, а также обеспечить повышение уровня мобильности студентов. Правительства некоторых стран (Австралия и Таиланд, например) уже внесли в свои планы использование UCTS, как обязательное условие для вузов, подающих заявки на государственное финансирование UMAP обменов.

    Программы обучения UMAP в настоящее время  имеются в следующих странах: Австралия, Канада, Китай, Гонгконг, Индонезия, а также Япония, Корея, Новая Зеландия, Тайвань, Таиланд, Вьетнам. 

4. ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА КРЕДИТОВ (ECTS)

    Европейская система взаимного признания  зачетных единиц ECTS была разработана  Европейской комиссией в 1997 году. ECTS должна была обеспечить способ измерения  и сравнения результатов обучения при переходе от одного вуза в другой. Она должна была помочь сотрудничеству вузов в облегчении доступа к зарубежным учебным планам и обеспечении академического признания. Эта система могла быть использована в рамках одного вуза (при переходе от одного факультета к другому), между вузами одной страны и между вузами разных стран. Распространение ECTS дало возможность разным странам оценивать учебные программы своих вузов по общей шкале, что в конечном итоге помогает сблизить национальные образовательные системы.

    Вначале ECTS охватывала пять образовательных  областей: МВА (Business Administration), химия, история, техническая механика и медицина. Затем круг дисциплин расширили  и в систему вовлекли неуниверситетский  сектор высшего образования. В 1999-2000 годах более 1.200 европейских вузов по 6.000 учебным программам использовали систему ECTS в рамках студенческого обмена. Наиболее интенсивно система ECTS используется в пяти странах Европы: Франции, Испании, Германии, Италии и Великобритании. В каждой из них внутри страны совершается ежегодно более 12 тысяч студенческих обменов. Всего же в странах ЕС только в 2000 году произошло около 750 тысяч обменов студентами. Чаще всего обмен студентами совершается в области бизнеса, филологии, социальных, инженерных и юридических наук

    ECTS-кредит  представляет собой численное  значение, соответствующее единицам  дисциплины для характеристики  нагрузки студента, необходимой  для ее завершения. Кредит отражает  объем необходимой работы над  каждым курсом относительно к  общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в вузе, то есть лекции, практические работы, семинары, самостоятельная работа (в лаборатории, библиотеке или дома), а также экзамены или другие формы контроля знаний. ECTS-кредиты показывают, какую часть годовой нагрузки (трудоемкости) данный курс составляет в общевузовской или факультетской шкале кредитов. Таким образом, кредит представляет собой единицу измерения выполненной студентом работы. В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения (в терминах трудоемкости), 30 кредитов - полугоду обучения (семестр), 20 кредитов - триместру обучения. Студент получает зачет кредитов по учебному курсу, только выполнив все требования по принятой для данного курса системе оценивания (зачет, экзамен, другие формы). Система кредитов не отменяет оценок (так называемых грейдов): кредиты отражают объем выполненной работы, а грейды - качество полученных знаний и навыков.

    Европейская система зачета кредитов ECTS включает три компонента: информационный пакет, договор на обучение (между вузом и студентом), регистрация оценки знаний.

    Информационный  пакет. Вуз, в котором действует система ECTS, готовит информационный пакет, обновляемый ежегодно, в котором находятся описания всех курсов, доступных в данном вузе. В нем находится общая информация об университете, его расположении,  проживании студентов, административные процедуры, необходимые для регистрации и академический календарь. В информационный пакет также включены порядок приема, типы курсов, методики и технологии преподавания, величины кредитов и их структура, названия факультетов и департаментов, обеспечивающих чтение курсов. Условия проведения экзаменов и оценки знаний, степени и звания, присваиваемые по окончании вуза, также включены в пакет. Пакет изготавливается на двух языках – национальном и другом языке общения. При этом студент заполняет заявление по установленной форме.

    Договор на обучение описывает программу обучения за рубежом и подписывается лично студентом и руководителем вуза до того, как студент уезжает за рубеж.

    Регистрация оценки знаний показывает достижения студента до и после обучения за рубежом. Документ об этом содержит не только кредиты ECTS, но и уровень (курс), соответствующий местным условиям обучения и шкалу ECTS кредитов. Сочетание местного уровня обучения (курса) и ECTS кредитов дает качественную и количественную характеристику программы обучения студента в другом вузе.

    Полное  академическое признание означает, что время обучения за рубежом (включая экзамены и др. формы оценки) заменяется сравнимым временем обучения в родном университете (включая экзамены и др. формы оценки), хотя содержание учебной программы может отличаться.

    В феврале 1999 года Европейская комиссия образовала рабочую группу для изучения возможности перехода от системы «трансферта - передачи» кредитов ECTS к системе «накопления» кредитов – European Credit Accumulation.

    Это объясняется тем, что в последнее  десятилетие практически все  страны, входящие в Совет Европы, ввели свои собственные системы, основанные на образовательных кредитах. Многие из этих стран провели реформы своих систем высшего образования. И как отмечалось выше, более тысячи европейских высших учебных заведений ввели систему кредитов ECTS.

    Наиболее  разработаны системы кредитов в  Великобритании, Скандинавских странах и Италии. Итальянская реформа образования системы кредитов для всех уровней образования, при этом используются как накопительные кредиты, так и переводные. Поэтому все последующие проекты или экспериментальные площадки, по-видимому, будут осуществляться именно в этих странах. Благоприятная реакция на накопительные кредиты в Германии, Испании, Бельгии. Однако, довольно отрицательное отношение на внедрение системы ECTS в виде накопительной – в Нидерландах.

При всем этом сохраняется довольно большое различие в образовательных системах стран европейского региона, а также системах образовательных кредитов, которые ориентированы на выполнение национальных социально-экономических и политических задач. Это создает определенные трудности даже на уровне консультаций по вопросу: можно ли использовать принципы и подходы системы ECTS для непрерывного образовательного процесса в течение всей жизни. Упомянутая выше рабочая группа Европейская комиссии предпринимает первые шаги по возможному расширению системы ECTS и превращению ее в систему, которая включала бы и передачу и накопления кредитов

 

5.Сравнительная  характеристика существующих  кредитных систем 

    Говоря  о различных национальных системах зачетных кредитов, или о системах в рамках отдельных вузовских (институтских), в плане их совместимости, необходимо отметить, что (даже если они не совместимы) их существование предпочтительнее, чем отсутствие какой-либо системы кредита вообще, т.к.:

  • схема обучения внешне сходна с используемой во многих странах;
  • введение новой схемы осуществляется постепенно и без потери качества обучения;
  • факультеты, кафедры и студенты получают больше прав в организации учебного процесса и несут большую ответственность;
  • новая схема в большей степени стимулирует повышение качества, и экономической эффективности;

Но тем  не менее, каждая кредитная система  обладает личной характеристикой которая  является отличительной чертой. Для  данного утверждения, предлагаем обратить внимание на рис.2 

Рис.2. Отличительные черты систем кредитов. 

Таким образом, в большей степене существующие системы отличаются :

  • видами загрузок ( аудиторная, общая;)
  • целью создания;
  • странами на которые система распростроняется;
  • возростом;

Выводы

    Таким образом, так как большинство стран внесли изменения в  законодательные акты высшего образования после Болонской Декларации,  система ECTS или ECTS-совместимые системы часто становились центральным элементом национальной реформы. Австрия, Франция, Германия, Италия, Венгрия, Словакия и другие страны связали введение двух уровней в систему образования с одновременным, обязательным введением системы ECTS. Другие страны, это относится к Северной Европе, имеют традиционную национальную систему кредитов, которая в значительной степени является ECTS-совместимой , и в некоторых из этих стран эти две системы сосуществуют и в настоящее время. В Дании и Норвегии решили заменить свои национальные системы системой ECTS. Даже в тех странах, где не существует никаких обязательств по использованию кредитов, например, в Болгарии, Чешской республике, Польше или Словении, большинство ВУЗов теперь используют ECTS для передачи кредитов.

    Почти две трети европейских министерств  образования в 2002 г. заявили, что  их ВУЗы используют ECTS как систему передачи кредитов. Приблизительно в 15 % стран различные системы передачи кажутся приемлемыми, в остальных странах вообще не использует никаких систем. Эти цифры подтверждаются результатами опросов ректоров европейских ВУЗов: две трети ВУЗов используют ECTS в форме передачи кредита. Среди технических ВУЗов эта цифра выше - 83 %. Более 20 % ВУЗов используют другие системы и не планируют переходить на систему передачи кредита.

    Использование ECTS для передачи кредитов широко распространено в Греции и Швеции (80%), Финляндии и Польше (81,5%), Австрии и Бельгии (84 %), Румынии (87%), Норвегии (90 %), Ирландии и Дании (93%). Другие системы приняты в Великобритании (45,5%) и Турции (58%). В некоторых странах относительное большинство не используют ни ECTS, ни другие системы , например, в Португалии (34 %), Болгария (38 5 %) и Венгрия (44%). В странах Юго – Восточной Европы (SEE) приблизительно 75 % ВУЗов еще не ввели ECTS ,как систему передачи кредитов.

    Идея  использовать ECTS как систему накопления для всех студентов, не только для тех, кто собирается получать образование за рубежом (мобильных студентов), содержится в Болонской Декларации с ссылкой на использование кредитов в контексте образования в течении всей жизни и была подтверждена в соответствии с Пражским Коммюнике. Основной принцип заключается в дополнении учебной нагрузки с учетом специфики уровня, содержания программы и, наконец, контроля результатов обучения в рамках данного уровня. Это ни в коем смысле не чуждо первоначальной идее относительно ECTS как системы передачи кредитов. Идея признания кредитов ECTS за границей была сначала экспериментальной схемой, планируемой на основе предшествующих соглашений профессорско-преподавательского состава о характеристиках данного уровня, а также о содержании учебной программы и учебной нагрузке. Конечно, кредитные единицы: требуют не только определения учебной нагрузки, приходящейся на единицу ЕСТS и соответствующего числа кредитов, но и также, детальным описанием программы, предложенной ВУЗом с характеристикой содержания, методологии, методов контроля знаний, а также условий поддержки иностранных студентов.

    Относительно  простая, но существенная особенность  ECTS заключается в контроле знаний: кредиты - не являются фактором контроля, но всегда обозначают  полную работу учащегося, как часть учебного плана. Следовательно, в системе накопления кредита, кредитные единицы накапливаются в пределах последовательной образовательной программы, отражая некоторый объем работы, успешно законченный на некотором уровне для признанной квалификации.

Информация о работе Сравнительная характеристика кредитных систем образования