Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:33, контрольная работа
Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети состоит из речевого. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна никакая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.).
1.Введение
2.Понятие «общение» и его функции
3.Структура общения
4.Способы организации групповой деятельности и общения.
5.Заключение
6.Список литературы
В социальную зону мы впускаем практически всех за исключением тех, кого не можем терпеть, а когда этот человек оказался близко, мы испытываем дискомфорт, стараемся увеличить дистанцию или проявляем агрессию. В личностную зону мы пускаем человека с которым ровные отношения, но не впускаем родственника, с которым находимся в ссоре. В зону интимного пространства мы добровольно впускаем тех, кто нам близок, но иногда обнимать при встрече других люде, если этого требует протокол. Если кто-то вошел в вашу интимную зону, вы для этого человека представляете не только интерес, но и возможно человек хочет продемонстрировать силу по отношению к вам.
Психологи
выявили, что аудитория
социально неоднородна .
В первом ряду, как
правило, сидят люди
с высоким статусом,
пожилые, женщины, дети ,
а также люди, которые
доброжелательны, интересующиеся,
которые не боятся
психологического прессинга.
На последних рядах
сидят люди с низким
статусом, молодые, мужчины
и люди проявляющие
агрессию.
Структура
общения:
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.
3 – а) Коммуникативная сторона общения.
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».
В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).
3 – б) Средства коммуникации.
Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения) , отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:
1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)
2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)
Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: - коммуникативные (заменяющие речь) - описательные (их смысл понятен только при словах) - жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
Мимика – это движение мышц лица.
Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.
3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)
В психологии выделяют четыре дистанции общения: - интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики. - Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями). - Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения. - Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.
4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.
3 – в) Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой.
Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
3 - г) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.
Все
три стороны общения
тесно переплетаются
между собой, органически
дополняют друг друга
и составляют процесс
общения в целом.
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или спросить информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в общение.
2. Ориентировка в целях общения (в своих целях и целях собеседника), во внешней ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника; иногда ориентировка сводится к минимуму - люди общаются почти автоматически, готовыми фразами, не выбирая наилучших в данных условиях способов общения; иногда, если человек попадает в новую ситуацию с малознакомым собеседником, ему приходится ориентироваться в обстановке не только до общения, но и во время него, чутко следя за реакциями собеседника, "подстраиваться к нему", на ходу нащупывать наиболее эффективные способы общения.
4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно он скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться (решает как говорить, как себя вести).
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установленной обратной связи, корректировка направления, стиля, методов общения.
Если
какое-либо из звеньев
акта общения нарушено,
то говорящему не удается
добиться ожидаемых
результатов общения
- оно окажется неэффективным.
Эти умения называют "социальным
интеллектом", "дальновидностью
в межличностных отношениях", "практически-психологическим
умом", "коммуникативной
компетентностью",
коммуникабельностью.
Чтобы оценить свою
коммуникабельность,
полезно задать себе
следующие вопросы (А.А.
Добрович "Общение:
наука и искусство", 1980):
1. Умеете ли вы так поздороваться
или о чем-то спросить,
чтобы человеку было
приятно ответить вам?
2. Способны ли вы вызвать
интерес и чувство доверия?
3. Если с вами грубы,
находите ли вы ответную
реакцию, помимо собственной
грубости? Есть ли у
вас способность спокойно
осадить грубияна, сделать
его поневоле вежливее.
4. Умеете ли вы вовремя
пошутить, разрядить
накаленные страсти?
5. Умеете ли вы прервать
разговор, но так, чтобы
собеседник не обиделся
на вас?
6. Умеете ли вы отказать
в чьей-то просьбе, но
не вызвать при этом
враждебности?
7. Умеете ли вы попрощаться,
но так, чтобы вас хотели
видеть еще раз?
Следует проанализировать,
в каких ситуациях вы
чувствуете себя скованно,
неуверенно: при публичном
выступлении, попадании
в общество малознакомых
людей, беседах с начальством,
при знакомстве с представителем
другого пола и т.д. Что
в этих ситуациях вас
смущает: отсутствие
ли общей темы разговора,
косноязычие, тягостные
паузы, боязнь покраснеть
или показаться неумным
и т.д.
Способы организации групповой деятельности и общения
Групповая деятельность является одной из форм работы учителя с учащимися.
Групповая деятельность подразумевает создание коллектива, в котором она
непосредственно и происходит.
Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский
означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом,
понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между
ними связующих отношений. “Коллектив – это контактная совокупность людей,
основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность;
дисциплина; органы самоуправления; связь данного коллектива с обществом.”
(М.П. Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко»)
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный
педагогический инструмент.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в
коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей
воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два
следующих положения.
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является
формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт
и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что
личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном
и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь
личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно
подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только
обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель
здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-
Информация о работе Способы организации групповой деятельности и общения