Способы организации групповой деятельности и общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети состоит из речевого. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна никакая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.).

Содержание

1.Введение
2.Понятие «общение» и его функции
3.Структура общения
4.Способы организации групповой деятельности и общения.
5.Заключение
6.Список литературы

Работа содержит 1 файл

До0Капорваоуммпнеаерент Microsoft Word.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Содержание: 

1.Введение

2.Понятие «общение» и его функции

3.Структура  общения

4.Способы  организации групповой  деятельности и  общения.

5.Заключение

6.Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.

Овладение искусством общения  необходимо для каждого  человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

На  первый взгляд, кажется, что содержание понятия  «общение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение – это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А. А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется полисистемностью и многогранностью явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук – философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение. Понятие «общение» приобрело междисциплинарный характер. Естественно, что и среди ученых той или иной науки тоже существуют разные взгляды на общение.

Отметим, что наряду с термином общение широкое распространение получило слово коммуникация. Чаще всего они используются как синонимы. Приведем словарную статью из «Лингвистического энциклопедического словаря»:

«Коммуникация (лат. communicatio, communico – делаю общим, связы-ваю, общаюсь) – общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и т. д. – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

В последнее время  в научной литературе делаются попытки развести смысл терминов общение и коммуникация (например, теория коммуникации = теория связи = теория передачи информации по каналу связи), однако общепринятого мнения по данному вопросу не существует. В нашем курсе эти слова употребляются как синонимы.

Человеческое  общение, по данным исследователей, на две трети состоит  из речевого. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между  людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна никакая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.).

Особенность речевой деятельности заключается в  том, что она всегда включается в более  широкую систему  деятельности как  необходимый и  взаимообусловленный  компонент. Так, например, образование, обучение, пропаганда знаний немыслимы без общения, без речевой деятельности.

Предприниматель, управляющий, дизайнер, референт, врач, строитель, инженер, продавец, выполняя свою основную работу, вынужден что-то обсуждать, советоваться, вести  переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие «общение» и его  функции: 

Общение — специфическая  форма воздействия  человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных  стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона — в организации взаимодействия между людьми: например, нужно" согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения — процессе восприятия друг друга партнерами, по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения  относятся:

1. Язык — система  слов, выражений и  правил их соединения  в осмысленные  высказывания, используемые  для общения. Слова  и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная  выразительность,  которая способна  придавать разный  смысл одной и  той же фразе.  Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства  общения могут  быть как общепринятыми,  т. е. иметь закрепленные  за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

5.   Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения  выделяют следующие  этапы:

1. Потребность в  общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2.   Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3.  Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда  сознательно) человек  выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7.   Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если  какое-либо из звеньев  акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Выделяют  следующие виды общения:

1) «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение,  когда оценивают  другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение,  когда учитывают  особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5) Духовное, межличностное  общение друзей, когда  можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

6} Манипулятивное общение  направлено на  извлечение выгоды  от собеседника,  используя разные  приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7) Светское общение.  Суть светского  общения в его  беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс  светского общения: 1) вежливость, такт —  «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс  делового общения  иной: 1) принцип кооперативности -«твой  вклад должен быть таким, какого требует  совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Если  один собеседник ориентируется  на принцип «вежливости», а другой — на принцип кооперативности, они могут попасть  в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения — совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать. 
 
 

Общение – сложный процесс  выступающий, как:

·  взаимодействие людей;

·  вид самостоятельной человеческой деятельности;

·  атрибут других видов человеческой деятельности;

·  информационный процесс;

·  отношение людей друг к другу;

·  взаимовлияние людей;

·  взаимное переживание;

·  взаимное понимание. 
 

Функции общения:

·  контактная;

·  информационная;

·  побудительная – стимуляция активности партнера для выполнения определенных функций;

·  координационная – согласование действий при организации совместной деятельности;

·  понимание – адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений установок переживаний психических состояний и прочее;

·  эмотивная – возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

·  функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и других связей с социумом;

·  функция управления – изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений решений, представлений, потребностей. 
 

Средства  общения

·  лингвистические;

·  визуально-контекстные (жесты, мимика);

·  паралингвистические (голос, интонация);

·  экспресс-лингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);

·  пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация).

Восприятие  пространства при  общении

Психологи выделяют три зоны:

·  интимная (20-30 сантиметров до тела человека);

·  личностная (один метр до тела человека);

·  социальная (три метра до тела человека).

Информация о работе Способы организации групповой деятельности и общения