Создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время мировая практика все больше внимания уделяет проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данные проблемы носят международный характер. В связи с этим во всем мире меняется и отношение к данной категории людей: увеличивается число социальных организаций, положивших в основу принцип оказания помощи людям с проблемами в развитии. Это находит отражение не только в образовании частных организаций, занимающихся проблемами данной категории людей. Большое внимание этому вопросу уделяет и государственный сектор многих развитых Европейских стран. Именно обращение к личности инвалида, внимание к его проблемам на государственном уровне заложило основы той концепции самопомощи, реализацию которой мы видим сегодня в практике социальной работы многих высокоразвитых стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. Безбарьерная среда: понятие и сущность 5
1.2. Проблемы создания безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями 8
2. ОПЫТ СОЗДАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1. Зарубежный опыт создания безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями 12
2.2. Российский опыт создания безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность  исследования. В настоящее время мировая практика все больше внимания уделяет проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данные проблемы носят международный характер.  В связи с этим во всем мире меняется и отношение к данной категории людей: увеличивается число социальных организаций, положивших в основу  принцип оказания помощи людям с проблемами в развитии. Это находит  отражение не только в образовании  частных организаций, занимающихся проблемами данной категории людей. Большое внимание  этому вопросу уделяет и государственный сектор многих развитых Европейских стран. Именно обращение к личности  инвалида, внимание к его проблемам на государственном уровне заложило основы той концепции самопомощи, реализацию которой мы видим сегодня в практике социальной работы многих высокоразвитых стран.

     Освоение  детьми с ограниченными возможностями социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.п.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

    В век технического прогресса и  высоких технологий становится обидно, что окружающая нас среда не адаптирована, а порой и агрессивна к людям, относящимся к малоподвижной группе населения. Одна из самых важных проблем инвалидов – сложность жизни в городской среде. Проблема создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями в настоящее время чрезвычайно актуальна.

    Объект  исследования: безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями.

    Предмет исследования: отечественный и зарубежный опыт создания безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями.

     Цели исследования: рассмотреть особенности создания безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в России и за рубежом.

     Задачи исследования:

1. Рассмотреть  сущность создания безбарьерной  среды для детей с ограниченными возможностями, проблемы ее формирования.

2. Изучить зарубежный опыт создания безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями.

3. Изучить отечественный опыт создания безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями.

    Теоретические и методологические основы исследования. В нашем исследовании мы использовали работы таких авторов как Добровольская Т.А, Шабалина Н.Б., Морова Н.С., Павленко, М. В. Фирсов, Е. И. Холостова В. Н. , Шапиро Б.Ю., Ярская В. Н. и др.  К проблемам социальной педагогики, а также соотношения ее с социальной работой обращаются в своих  трудах такие российские ученые  как Бочарова В. Г., Вульфов Б.З., Галагузова М.А., Гуров В. Н., Загвязинский В. И., Зимняя И. А., Никитин В.А.,  Мудрик А.В., Маврина И.А., Малыхин В. П., Павлова Т.Л., Плоткин М. М.,  Сластенин В.А., Смирнова Е.Р.,  Штинова Г.Н., Ярская В.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ  СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ

     1. 1. Безбарьерная среда: понятие и сущность

     Среда обитания человека — совокупность условий и предметов, необходимых для его существования. Среда обитания - это часть внешнего мира, окружающая каждого из нас и оказывающая прямое или косвенное воздействие. Из среды мы получаем все необходимое для жизни и поэтому всем нам важно ее качество. Среда каждого человека слагается из множества элементов. При этом одни элементы могут быть частично или полностью нам безразличны, другие необходимы, а третьи оказывают на нас отрицательное воздействие. Все большее количество жителей земли становятся инвалидами и поэтому имеют серьезные ограничения своей жизнедеятельности. Среда обитания человека с инвалидностью хотя и совпадает со средой обитания обычного человека, однако зачастую несет иные функциональные назначения. Комфортность и доступность среды обитания важнейший показатель равных возможностей для всех её пользователей. Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики любого государства, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни. Международные договоренности и национальные законодательства диктуют необходимость создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие способностей своих граждан имеющих инвалидность и их максимальная интеграция в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации.

     Термин  «доступная» или «безбарьерная» среда упоминается во многих законодательных актах РФ, и в разных источниках имеет различное толкование. Обобщив встречающиеся определения, термин «доступная среда» может выглядит так: безбарьерная среда это такие элементы окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями.  
Среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов, - обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая инвалидам вести независимый образ жизни.  
Существуют разные виды физических, сенсорных и иных ограничений и, естественно, совершенно разные потребности в плане приспособления к окружающей среде. Значительное изменение инфраструктуры требуется для полноценной жизни так называемых «маломобильных» людей, особенно с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.

     В соответствии с нормативными документами  РФ к маломобильным группам населения  относятся [17, 15]:

     - Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла – коляски);

     - Инвалиды с нарушением зрения  и слуха; 

     - Лица преклонного возраста (60 лет  и старше);

     - Временно нетрудоспособные;

     - Беременные женщины; 

     - Люди с детскими колясками;

     - Дети дошкольного возраста.

     Как видно из приведенного перечня, к  маломобильным группам населения, помимо инвалидов, относятся ещё большое количество социальных групп, поэтому всё, что делается удобным для инвалидов, будет крайне удобным и для всех остальных граждан, даже если они не имеют физических ограничений.

     В широком смысле безбарьерная или  доступная среда – это среда, которая создаёт наиболее лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей.  
Например: плавным спуском или съездом, а также правильно установленным пандусом пользуются не только инвалиды. Люди без физических ограничений иногда предпочитают подниматься или спускаться по наклонной поверхности, так как это во многих случаях более удобно, всегда менее энергозатратно и гораздо естественнее по физиологическим параметрам движения человека; поручни нужны не только инвалидам, но и пожилым людям, детям, беременным женщинам и полным людям. Большинство даже самых мобильных людей, особенно в непогоду или в гололед, предпочтёт пользоваться лестницами, оборудованными поручнями. Практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, организации транспортного и информационного обслуживания до недавнего времени не учитывала специфических потребностей инвалидов. На первый взгляд, стоимость дополнительных работ, обеспечивающих доступность зданий и сооружений, включается в стоимость проекта строительства, реконструкции или капитального ремонта и по международному опыту увеличивает сметную стоимость на 5-6 процентов. Однако создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности имеет гораздо больший, например, экономический эффект. Так, это позволяет снизить потребность в стационарных учреждениях интернатного типа, сокращает расходы на их возведение и содержание, стимулирует появление новых налогоплательщиков. Специалисты утверждают, что при средней эффективности реабилитации одного инвалида расходы на создание доступной для них среды жизнедеятельности окупаются в течение 5-10 лет.  
Формируемая в последнее время государственная система мер в области градостроительства и производства вспомогательных технических средств, общественного пассажирского и индивидуального транспорта, связи и информатики направлена на постепенное создание безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.
 

     1. 2. Проблемы создания безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями в России

  Чтобы достичь видимых результатов  в создании безбарьерного общества, нужно усилить контроль компетентных органов Российской Федерации над исполнением статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». А также усилить контроль над соблюдением строительных норм и правил 35.01.2001, в уже существующих, и только вводящихся в эксплуатацию общественных объектах инфраструктуры.

  Привлечь  телевизионные и печатные СМИ  к созданию и распространению социальные рекламы о положительном отношение общества к проблеме адаптации окружающей среды для малоподвижной группы населения.

  Для активизации процесса формирования безбарьерной среды в масштабах страны целесообразно вести работу по следующим направлениям.

  На федеральном уровне:

     1. На законодательном уровне вернуть практику экспертизы объектов на предмет доступности общественными организациями инвалидов. Установить фиксированную плату и определить сроки проведения экспертизы. Это даст возможность добиться соблюдения норм доступности при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции и приемке объектов. С другой стороны у инвалидных организаций появиться возможность законного дохода.

  2. Повысить требования к производству  подвижного состава для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения. Пока нет удовлетворяющего всем требованиям транспортных средств. Автобусы, оборудованные подъемниками в средней двери, не практичны в использовании. Процесс посадки-высадки занимает много времени. Низкопольные автобусы с откидной рампой не имеют механического привода. В обоих случаях водителю приходится выходить из кабины и заниматься посадкой пассажиров. Зимой эта проблема усложняется. Решением проблемы является полунизкопольный подвижной состав с посадкой через переднюю дверь с дистанционным управлением аппарелью.

  3. Необходимо упорядочить процесс ассигнования бюджетных средств на строительство и реконструкцию установить жесткие сроки проведения конкурсов и начала работ. Конкурсы целесообразно проводить в конце года, а средства выделять в начале года. Это позволит заключать необходимые договора с подрядчиками, готовить качественные проекты, согласовывать их и своевременно приступать к работе.

  4. Решить вопрос с трудоустройством  людей с ограниченными возможностями с сохранением социальных гарантий. Это позволит значительной части населения поднять свой жизненный уровень, что неизбежно скажется на росте потребительских расходов и росте ВВП.

  5. Повышать градостроительную культуру. На базе вузов организовать систему подготовки и переподготовки специалистов в области безбарьерной среды. Для этого надо через Минобрнауки разработать и утвердить образовательный стандарт «Безбарьерная среда», разработать программу и учебно-методический комплекс дисциплины.

  6. Совершенствовать нормативно-методическую  базу по безбарьерной среде в рамках существующего 35-го комплекса в Системе нормативных документов в строительстве – «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

  На региональном уровне:

  1. Принять региональные законы  «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур», призванные способствовать обеспечению свободы передвижения и созданию нормальных условий для всех граждан. Здесь необходимо понимать, что создание условий для передвижения инвалидов ведет к повышению качества жизни всего населения. Это выражается в снижении уличного травматизма, повышении пешеходной доступности, сдерживании использования личного транспорта, улучшении экологии, расширение велосипедного движения и оздоровлении нации.

  2. Разработать региональные целевые программы «Социальная интеграция инвалидов и маломобильных групп населения», в рамках которых на региональном уровне организовать транспортное обслуживание инвалидов и маломобильных групп населения, обеспечить доступность вокзалов, социальных и административных объектов.

  3. Разработать и утвердить региональные  строительные нормативы, регламентирующие доступность социальной и транспортной инфраструктуры для МГН.

  На муниципальном уровне:

  1. Разработать муниципальные целевые программы «Удобный город» или «Удобный посёлок» и т.п., в рамках которых планировать мероприятия по организации доступности среды жизнедеятельности человека в системе «жилье - среда - транспорт - объекты обслуживания и труда», включающие:

Информация о работе Создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями