Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 00:38, контрольная работа
Цель работы – изучение личности и стилей управленческого воздействия современного руководителя как факторов эффективного управления.
Объект исследования – современный руководитель. Предмет исследования – личность и стиль управленческого воздействия руководителя как факторы эффективного управления.
Введение……………………..……………………………………………...…….3
Глава 1. Понятие личности современного руководителя, основные критерии эффективности руководства…………………………………..…..5
Личность руководителя: понятие, основные характеристики……..5
Критерии эффективности деятельности руководителя……..…….13
Глава 2. Стиль управленческого воздействия как фактор эффективного управления………………………………………………………………………17
2.1 Стиль руководства: понятие и влияние на эффективность управления…………………………………………………………...17
2.2 «Многомерные» стили управления ……………..…………………..20
Заключение ……………………………………………………………………..25
Список использованных источников и литературы………………………27
Модель 4
По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления, обозначаемых ниже символами А, Б, В, Г, Д:
A.
Руководитель сам принимает
Б. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
B.
Руководитель излагает
Г. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение.
Д. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.
Модель 5
Американские исследователи П. Ханзейкер и Э. Алессандра разработали типологию поведения работников и предложили соответствующие стили руководства ими, положив в основу такие чертыхарактера людей, как контактность и стремление к самоутверждению, которые могут быть низкими и высокими.
По этой классификации лицам с низким уровнем самоутверждения свойственны молчаливость, мягкость, стремление избежать риска, застенчивость, спокойствие, сдержанность, медлительность, поиск поддержки у окружающих. Лица с высоким уровнем самоутверждения характеризуются многословием, резкостью, беспокойностью, рискованностью и быстротой решений и поступков, самоуверенностью, настойчивостью, готовностью к борьбе. Обладатели высокой готовности к взаимодействию стремятся к близким отношениям с окружающими, дружелюбны, раскованны, открыты чужим мнениям, гибки, свободно себя ведут. Низкая готовность к взаимодействию проявляется в отчужденности, закрытости, стремлении к формальным официальным отношениям, ориентации на факты и задачи, жестком самоконтроле, рассудочности.
1) Комбинация высокой готовности к взаимодействию и высокого уровня самоутверждения выражается в экспрессивном стиле поведения сотрудников, которому свойственны: возбудимость, неуравновешенность, спонтанность в решениях и поступках, быстрота, напористость, склонность к манипулированию другими и вмешательству в чужие дела, обобщениям и преувеличениям. Такие люди не любят одиночества, оптимистичны, живы, умеют воодушевлять других.
2) Комбинация низкой готовности к взаимодействию и высокого уровня самоутверждения порождает деловой стиль поведения. Его обладатели демонстрируют твердость и рассудительность в действиях и решениях, бескомпромиссность, властолюбие, стремление реализовать себя и одновременно контролировать и подавлять окружающих. Обычно они хорошие администраторы, «болеют» за работу, не любят бездействия, ценят уважение.
3) Соединение низкой готовности к взаимодействию и низкого уровня самоутверждения дает аналитический стиль поведения, характеризующийся осторожностью, уходом от контактов, уважением формальных статусов, предписаний, стремлением к детализации, склонностью к интеллектуальной деятельности с четкими целями и задачами, позволяющими реализовать себя.
4) Результатом
соединения высокой готовности к взаимодействию
и низкого уровня самоутверждения является
дружелюбный стиль поведения с его медлительностью
действий и принятия решений, соглашательством,
ориентацией на других и совместную работу,
уходом от конфликтов, мягкостью, неуверенностью
в себе, поиском поддержки окружающих,
стремлением к безопасности. Эти люди
надежны и обладают хорошими способностями
к консультированию.
Заключение
На эффективность и успешность управленческой деятельности влияют личностные качества руководителя, его пригодность к руководящей работе и психологическая готовность к управлению. Личностные характеристики руководителя непосредственно связаны с его психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретенными или развитыми способностями.
Без умения подобрать, подготовить, организовать, заинтересовать и оценить людей, ни одно принятое управленческое решение не достигнет своей цели.
Настоящий
руководитель - всегда личность. Он проводит
в жизнь собственную политику,
независим в суждениях и
Руководитель в определенной степени должен быть тонким психологом, поскольку правильно выбранный стиль руководства, благоприятная рабочая среда, культура управленческого труда способствуют повышению качества и эффективности труда, оказывают значительное влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение руководителя, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют росту производительности труда, развитию творческой инициативы работников и в итоге дают высокие показатели деятельности предприятия.
Практика показывает, что руководители, добившиеся хороших отношений с сотрудниками, основанных на взаимном доверии и уважении, добиваются лучших результатов в работе, большей отдачи от персонала.
Обычно руководитель мало
От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, — в том числе взаимопонимание и удовлетворенность работой.
В заключение можно сказать,
что современный руководитель
– это, во-первых, всесторонне
развитая личность, обладающий необходимыми
знаниями и квалификацией для
выполнения возложенных на
Список
используемых источников
и литературы
1. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации. - М.: ЮНИТИ, 2004.
2. Вудкок М., Френсис Д.. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя - практика. - М.: Дело, 1998.
3. Галкина Т. П. Социология управления. - М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2006.
5. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. Пер. с нем. - М.: Экономика, 2007.
6. Зинченко Г. П. Социология управления. - М.: Феникс, 2004.
7. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. - Санкт-Петербург: Питер, 1998.
8. Кравченко А.И. Социология управления. - М.: Академ. Проект, 2004.
9. Лэнд Питер Э. Менеджмент - искусство управлять: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М. 2005.
10. Удальцова М. П. Социология и психология
управления. - М.: Феникс, 2004.
Приложение 1
Характеристика стилей руководства
Параметры взаимодействия с подчиненными | Стиль руководства | ||
Приемы принятия решений |
Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Единолично решает вопросы | Перед принятием решений советуется с подчиненными | Ждет указаний
от руководства или решений | |
Способ доведения решения до исполнителей | Приказывает, распоряжается, командует | Предлагает, просит | Просит, упрашивает |
Распределение ответственности |
Берет на себя или перекладывает на подчиненных | Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями | Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение к инициативе | Подавляет полностью | Поощряет, использует в интересах дела | Отдает в руки подчиненных |
Отношение к подбору кадров |
Боится квалифицированных работников, избавляется от них | Подбирает деловых, грамотных специалистов | Подбором кадров не занимается |
Отношение
к недостаткам собственных |
Все знает - все умеет | Постоянно повышает квалификацию, учитывает практику | Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения | Держит дистанцию, не общителен | Дружески настроен, любит общение | Общается с подчиненными только по их инициативе |
Характер отношений с подчиненными | Диктуется настроением | Ровный, постоянный самоконтроль | Мягок, покладист |
Отношение к дисциплине | Приверженец формальной жесткой дисциплины | Сторонник разумной дисциплины, дифференцированный подход к людям | Требует формальной дисциплины |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных | Наказание - основной метод стимулирования, поощряет избранных по праздникам | Постоянно использует различные виды стимулов | Постоянно использует различные виды стимулов |