Современное состояние высшего и послевузовского образования Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:43, реферат

Описание работы

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В XXI веке независимыми смогут остаться лишь те государства, которые выдержат интеллектуальную и технологическую конкуренцию.
Хотя Россия в настоящее время отстаёт от многих стран в своём развитии, её богатый генетический, ресурсный и сохранившийся пока научно-технический потенциал ещё в состоянии преодолеть нынешний упадок и вывести государство на достойный уровень. Решающую роль в этом должно сыграть высшее и послевузовское профессиональное образование.

Содержание

Введение
1. Содержание и основные элементы российской системы образования
2. Послевузовское образование в России и за рубежом: сравнительный анализ целевой аудитории.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

послевуз.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

     За  ВУЗом в целях обеспечения  деятельности, предусмотренной его уставом, закрепляются на праве оперативного управления здания, имущественные комплексы, оборудование, иное имущество потребительского, социального, культурного назначения. ВУЗу принадлежит право собственности на денежные средства, имущество, объекты собственности, переданные физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности ВУЗа, на доходы от собственной деятельности.

     Международное сотрудничество РФ в области образования осуществляется в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.

     3. В системе высшего и послевузовского профессионального образования могут создаваться и действовать научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские бюро, заводы, фабрики, фирмы, учебно-опытные хозяйства, клинические базы образовательных учреждений медицинского образования, опытные станции и иные организации и учреждения, деятельность которых связана с образованием и направлена на его обеспечение.

     4. Основными субъектами управления системой образования являются: Российская Федерация, Федеральное Собрание и Правительство РФ, федеральный и региональные органы управления, государственная аттестационная служба.

     В области образования ведению Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат: 1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования; 2) обеспечение государственных гарантий прав граждан и правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции; 3) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования и др.

     К компетенции Правительства РФ в  данной области относятся: 1) осуществление бюджетного финансирования; 2) установление порядка лицензирования деятельности, аттестации, государственной аккредитации; создание, реорганизация и ликвидация ВУЗов по согласованию с органами власти субъектов РФ; 3) определение порядка разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов и др.

     К компетенции государственной аттестационной службы относятся: 1) контроль за соблюдением  государственных образовательных  стандартов во всех имеющих государственную  аккредитацию ВУЗах; 2) научно-методическое обеспечение итоговой аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня и ступени высшего и послевузовского профессионального образования и др.

     Разграничение компетенции в области образования  между федеральными органами законодательной и исполнительной власти РФ и её субъектов осуществляется в соответствии с Конституцией РФ.

     По  общим вопросам высшего и послевузовского  профессионального образования  субъекты РФ обладают всей полнотой государственной  власти вне установленной компетенции  РФ в данной области.

     Государственный контроль за качеством образования  направлен на обеспечение единой государственной политики в данной области, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование этой системы.

     5. Общественные организации и государственно-общественные объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования действуют в соответствии с законодательством РФ.

     В системе высшего и послевузовского  образования могут создаваться  без образования юридических  лиц государственно-общественные объединения типа учебно-методических объединений высших учебных заведений, научно-методических, научно-технических и других советов и комиссий.

     Согласно  ст. 16 – 20 ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»6 субъектами учебной и научной деятельности в рассматриваемой системе являются студенты, слушатели, докторанты, аспиранты, соискатели, работники ВУЗов (научно-педагогический (профессорско-преподавательский состав (деканы факультетов, заведующие кафедрами, профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты), научные работники), инженерно-технический, административно-хозяйственный, производственный, учебно-вспомогательный и иной персонал). Их правовое положение определяется совокупностью прав и обязанностей.

Рассмотрим подробнее  послевузовское образование. 

Согласно п. 1, 2 ст. 25 закона послевузовское образование  предоставляет возможность повышения  уровня образования, квалификации (научной, педагогической) на базе высшего профессионального образования и может быть получено в аспирантуре, адъюнктуре, интернатуре, ординатуре, докторантуре на базе вузов, научных организаций, а также образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (учреждений повышения квалификации, курсов, центров профессиональной ориентации).

Примечательно, что учреждения дополнительного образования были включены в список редакцией закона от 20.04.2007 с целью повышения роли дополнительного профессионального образования как части системы обучения в течение всей жизни. Их основная задача (ст. 26) – удовлетворение образовательных потребностей граждан (общества, государства) и непрерывное повышение квалификации, в том числе кадров высшей квалификации.

На данный момент основные образовательные программы  послевузовского образования формируются вузами (научными организациями) на основе временных требований к образовательным программам послевузовского профессионального образования, которые по структуре и требованиям к содержанию ООП мало отличаются от действующих государственных образовательных стандартов. Временные требования были введены по-

Информационно-аналитический  бюллетень ЦИСН 13становлением Правительства  РФ от 30.08.2001 № 6405, которое утратило силу в феврале

2005 г. в связи  с изданием постановления Правительства  РФ от 21.01.2005 № 366. Новое постановление предусматривало введение для послевузовского профессионального образования государственных образовательных стандартов, которые так и не были разработаны. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.07.2005 № 1897 срок действия

Временных требований был продлен до утверждения и введения в действие ФГОС третьего поколения послевузовского профессионального образования.

Однако редакцией  закона от 01.12.2007 вместо государственных  стандартов вводится институт «федеральных государственных требований» к структуре основных образовательных программ послевузовского профессионального образования (п. 6.3 ст. 9),что, вероятно, объясняется тем, что в России послевузовское образование выходит за рамки высшего образования. Кроме того, номенклатура специальностей научных работников, в соответствии с которой присуждаются ученые степени8, не совпадает с направлениями подготовки (специальностей) высшего образования. Государственные требования9 предполагается установить для аспирантуры, адъюнкту-

ры, интернатуры  и ординатуры. Для докторантуры основные и примерные образовательные программы и, соответственно, государственные требования к ним не предусмотрены.

На наш взгляд, «государственные требования» могут  быть максимально приближены к требованиям, заложенным в федеральные государственные стандарты высшего образования нового поколения, включающие помимо требований к структуре ООП требования к условиям реализации и результатам их освоения. На наш взгляд, подобная структура могла бы быть

закреплена на законодательном уровне и за государственными требованиями.

Номенклатура  и паспорта научных специальностей требуют более частого обновления по мере появления в обществе такой потребности. Так, последний раз номенклатура специальностей обновлялась в феврале 2004 г. В то же время за последние четыре года появилась потребность ввода новых научных специальностей, прежде всего в области высоких технологий. Кроме того, целесообразно установить, где это возможно, более четкое соответствие номенклатуры специальностей научных работников и направлений подготовки высшего профессионального образования, что послужило бы усилению взаимосвязи образовательных программ аспирантуры, магистратуры и специалитета. 

2.Послевузовское образование в России и за рубежом: сравнительный анализ целевой аудитории.

Специально  к выставке «Образование для взрослых людей» в сентябре 2010 года организатором выставки было проведено исследование «Послевузовское образование в России и за рубежом: сравнительный анализ целевой аудитории».

В исследовании приняли участие 350 респондентов из числа зарегистрировавшихся на выставку «Образование для взрослых людей» в 2009 и 2010 годах. Опрос проводился методом телефонного интервью.

Средний возраст респондентов, желающих получить дополнительное образование в России, – 29 лет, за рубежом – 23 года.

Среди желающих получить образование в  России: 78% работают, учатся в вузе и  одновременно работают – 14%, только учатся – 3%. Среди сторонников зарубежного  образования: 48% работают, учатся в вузе и одновременно работают – 26%, учатся в вузе – 22%. 41% желающих обучаться в России работают специалистами, 27% – менеджерами среднего звена и 8% – ассистентами. 65% респондентов, планирующих обучение за рубежом, работают специалистами, 23% – линейными менеджерами, 12% – ассистентами.

Таким образом, интерес к зарубежному образованию в большей степени проявляют студенты старших курсов и недавние выпускники вузов, которые пока не привязаны к постоянной работе и могут уехать за рубеж на год или даже на несколько лет.

       -Знание иностранных языков

Уровень владения иностранными языками тех, кто планирует обучение за рубежом, выше, чем у желающих учиться в  России. Так, в первой группе респондентов английским языком владеют 96%, французским  – 26%, немецким – 24%.

Среди желающих учиться в России большинство (87%) намерены получить диплом специалиста, 13% – диплом бакалавра и магистра. Сторонники зарубежного образования планируют получить диплом бакалавра (56%), специалиста (33%), бакалавра и магистра – 11%.

Наиболее  распространенным форматом продолжения образования в России является второе высшее образование. Данный формат также наиболее распространен среди российских слушателей, планирующих обучаться за рубежом.

       -Интересующая программа обучения

Наиболее  популярными специальностями являются менеджмент (32%), финансы и кредит (21%), а также бухгалтерский учет, анализ и аудит (19%). Также были названы юриспруденция, маркетинг, PR, реклама, управление персоналом, информационные технологии, иностранные языки. При этом зависимости между предпочитаемой страной обучения и спросом на определенные специальности не существует. Как и в 2006 году, лидирует экономическая сфера.

        Среди мотивов получения послевузовского образования те, кто планирует обучаться за рубежом, на первом месте отмечают получение новых знаний (46%), далее идут – детализация имеющихся знаний (29%) и получение практических знаний (25%).Среди тех, кто планирует обучаться в России, лидирует детализация имеющихся знаний (33%), затем следуют – получение имеющихся знаний (32%) и получение практических знаний (31%). Также для данной группы респондентов имеет значение получение диплома или сертификата (4%).

      -Ожидаемые изменения после получения послевузовского образования

Данные  исследования показывают, что работа большинства респондентов связана с их первым высшим образованием и, как правило, они хотят получить дополнительное образование в той же сфере с целью детализации имеющихся и получения новых знаний.

Среди причин получения образования именно в России респонденты отмечали следующие факторы: получить образование, ориентированное на российскую специфику; недостаточность средств на обучение за рубежом; недостаточность времени на обучение за рубежом; высокое качество российского образования. Среди причин обучения за рубежом: высокое качество зарубежного образования, желание работать в иностранной компании в России, желание жить и работать за рубежом, желание выучить язык.

     -Оплата образования. Сумма, которую могут заплатить респонденты за год обучения

Верхняя граница платежеспособности респондентов, желающих обучаться в России колеблется с $15000 до 25000, а востребованными становятся более дорогие программы.

Практически все респонденты, желающие получить образование за рубежом (98%), планируют  не останавливаться на достигнутом и в дальнейшем продолжить образование за рубежом.

    64% респондентов, желающих получить образование в России, также планируют в дальнейшем продолжать образование, а именно: 47% – в России, 17% – за рубежом.

Источники информации о послевузовском образовании, которыми регулярно пользуются респонденты

       Для получения информациио послевузовском образовании респонденты, желающие обучаться в России, чаще всего (72%) пользуются сайтами вузов и бизнес-школ при поиске информации о послевузовском образовании. Также они используют поисковые системы (60%) и справочные сайты по образованию (48%).

       Респонденты, планирующие зарубежное образование, пользуются поисковыми системами (62%), сайтами вузов и бизнес-школ, а также справочными сайтами (43 и 31% соответственно). 

Информация о работе Современное состояние высшего и послевузовского образования Российской Федерации