Совершенствования социальной защиты Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрена тема социальной защиты: понятие и критерии оценки социальной защиты, основные направления, механизм и пути совершенствования в Республике Беларусь.
Эта тема имеет особое значение при формировании социальной стратегии и политики государства. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.

Содержание

Реферат………………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………..........................4
1. Социальная защита: понятие и критерии оценки……………...……………….6
2. Основные направления социальной защиты…………………………………..15
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь…………….20
4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь……… 25
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

курсовая с доработкой.doc

— 260.50 Кб (Скачать)
 

Рисунок  3.2 - Характеристика механизмов социальной защиты 

 В состав органов социальной защиты входят:

• сеть учреждений и предприятий социальной защиты и обслуживания населения различных организационно-правовых форм (социальные службы), а также научно-исследовательские и образовательные учреждения.

• органы управления социальной защитой населения

• органы финансирования социальной защиты населения

      Центральное место в системе органов управления социальной защитой населения занимают государственные органы управления, среди которых прежде всего выделяются органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах; наделены соответствующими компенсациями; имеют определенную структуру и управленческий персонал.

  Государственные органы специальной компетенции — это органы, которые в соответствии с Положением о них специально уполномочены выполнять соответствующие функции в сфере социальной защиты населения.

  По объему и характеру своей специальной компетенции они подразделяются на три вида: комплексные, отраслевые и функциональные.

  Комплексные органы выполняют задачи, связанные с социальной защитой граждан; отраслевые сосредоточивают внимание на отдельных задачах социальной защиты населения (например, охраны здоровья населения), а функциональные осуществляют одну или несколько функций в области социальной защиты (например, надзор и контроль). [16, с. 306-317]

   Высокий уровень бедности влияет на тенденции обострения и других проблем жизнедеятельности семей, среди которых можно назвать малодетность, рост числа неполных семей, большую долю социально уязвимой группы детей, снижение воспитательных возможностей семьи.

    Для решения проблем бедности, чрезмерного социального расслоения в Беларуси реализуются ежегодные программы занятости населения, государственные программы поддержки и развития предпринимательства, Концепция совершенствования оплаты труда, Президентская программа «Дети Беларуси», Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь на 2000 - 2005 годы. Основные направления государственной семейной политики, Государственная программа «Жилье», Программа по проблемам пожилых людей и др.

    Действует система социальной защиты, социального страхования, где наряду с традиционными инструментами (пособиями, адресными субсидиями) используются и дополнительные меры защиты (оказание натуральной помощи, общественные работы, переподготовка кадров и др.).

   Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах. 
 
 
 
 
 

    4 Пути совершенствования  социальной защиты  в РБ

   

    Целью социальной защиты является недопущение снижения жизненного уровня населения, особенно наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидности, многодетных и неполных семей), чей совокупный доход ниже установленного бюджета прожиточного минимума.

    Основные  направления и задачи социальной  защиты предусматривают усиление  государственной поддержки социально  уязвимых слоев и групп населения,  повышение эффективности социальных  программ и рациональное использование  выделяемых государством средств на социальную защиту.

    Основными принципами совершенствования системы  социальной защиты в республике являются [6, с. 159, 161]:

    1. Четкое разграничение функций  социальной помощи и социального  страхования с приоритетом последнего. Социальное страхование является наиболее приемлемой формой социальной защиты, поскольку основано на накопительных принципах в отличие от социальной помощи, которая базируется на перераспределении доходов.

    2.Дифференцированный  подход к различным слоям и  группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности. Для трудоспособных членов общества социальная помощь должна быть сведена к минимуму, а социальными гарантиями для них будет создание условий для получения трудового дохода и защита основных прав граждан в сфере труда.

    3.Развитие  системы социальной защиты на  всех уровнях экономической системы,  в том числе на уровне субъектов  хозяйствования.

    4.Разработка  программ адресной помощи с  учетом потребностей конкретных  регионов и сегментов населения.

    5.Расширение роли в социальной защите некоммерческих неправительственных организаций, в том числе международных.

    6.Развитие  системы добровольного социального  страхования с целью минимизации  последствий социальных рисков.

    7. Проведение пенсионной реформы.

    Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

   Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной защиты населения представлена многообразными социальными программами, которые недостаточно скоординированы.

   В ближайший  период предусматривается завершить  реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение  государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости  жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.

   В прогнозируемом периоде дальнейшее развитие получит  социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматривается преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.

   Важным  направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся гражданам.

   В комплексе  мер по обеспечению устойчивого  развития должна быть существенно повышена значимость социальной поддержки ветеранов  и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное, прежде всего, на использование социальных механизмов компенсации и адаптации. 
      Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи.[8, с. 30]

   При проведение ,пенсионной реформы можно предположить следующее:

   5% от 29% действующего пенсионного тарифа можно направить на персональные пенсионные накопления граждан, обязав их делать аналогичные отчисления в размере 5% от уровня оплаты их труда на свой персональный пенсионный счет. Снижение пенсионного тарифа можно компенсировать за счет средств от приватизации госсобственности. Эта компенсация обязательна, поскольку без нее действующая пенсионная система не сможет выполнить даже существующие пенсионные обязательства, которых накопилось, по нашим оценкам, свыше 300% ВВП. На эти цели потребуется порядка $5 млрд в течение 10 - 12 лет. При этом, уже в течение 3-х лет от пенсионных накоплений в экономику может поступить порядка $ 1,5 млрд долгосрочных финансовых ресурсов от реальных пенсионных накоплений граждан;

    14% пенсионного тарифа можно направить на формирование базового компонента пенсионной системы как минимальной государственной социальной гарантии пенсионного обеспечения – одинаковый для всех размер пенсии;

    10% пенсионного тарифа можно направить  на формирование условно-накопительного  компонента пенсионной системы, обеспечивающего назначение пенсии с учетом объема средств, внесенных каждым участником в пенсионную систему.

    Это только один из возможных реальных вариантов пенсионной реформы. Выбор  же конкретного варианта потребует  системного моделирования ситуации, минимально ущемляющего интересы людей. Однако, одно можно сказать точно - без реформирования пенсионной системы Беларуси не обойтись.[16]

    Актуальным  является внедрение в дополнение к действующей системе социального  обслуживания в стационарных и нестационарных учреждениях государственного социального заказа при организации социального обслуживания населения организациями различных форм собственности и некоммерческими организациями.

    Государственный социальный заказ - это организационно-правовая форма реализации государственных социальных проектов и программ по социальной защите населения и обеспечения бюджетного финансирования на основе заключаемых по результатам открытого конкурса договоров между органами государственной власти и субъектами гражданских правоотношений независимо от формы собственности и подчиненности [7, с 26-30]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В соответствии с поставленными целями, в данной работе рассмотрена система социальной защиты, изучены основные направления и механизмы социальной защиты в Республике Беларусь, а также определены основные принципы совершенствования системы социальной защиты в стране.

      В целом, Беларусь в процессе трансформационного перехода смогла не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др. Однако, многое еще предстоит сделать для того, чтобы система социальной защиты была развитой и эффективной, способствовала стабильности в обществе, уверенности граждан в завтрашнем дне, смягчению социальных конфликтов, расширению возможностей для всех слоев населения в удовлетворении своих потребностей.

      По всему вышеизложенному можно сделать вывод, что одной из важнейших задач при реформировании современного белорусского общества является создание адекватной системы социальной защиты населения, более динамичной, эффективной и, прежде всего, адресной. Основной проблемой является необходимость при жестких бюджетных ограничениях найти финансовые ресурсы для оказания социальной помощи наиболее нуждающимся группам населения, поддерживая при этом такие направления, как образование, медицинская помощь, наука, культура.

  Что же касается выбора для Республики Беларусь в качестве перспективной модели социально-ориентированной рыночной экономики, то следует отметить, что в силу экономической и политической специфики республики, менталитета ее народа при выборе оптимальной модели необходимо учитывать зарубежный опыт решения социальных проблем.

В сложившейся ситуации необходимо консолидировать общество на принятие решения о скорейшем проведении пенсионной реформы. Но для этого потребуется разработка принципиально повой стратегии формирования и реализации социально-экономической политики Республики Беларусь.   Социальная политика государства является комплементарной частью экономической политики, от содержания которой зависят темпы устойчивого развития страны. Однако одного осознания важности и глобальности стоящих перед государством задач мало. Необходимы быстрые и четкие меры по разработке принципиально новой социально-экономической стратегии его развития с привлечением профессиональных кадров ученых и практиков, обладающих новым образом стратегического мышления, с широким вовлечением в эту сферу деятельности и информированием о ее результатах населения и общественных организаций.

Таким образом, для преодоления грядущих проблем в сфере реформирования системы социальной защиты необходимо создать новый организационно-экономический механизм консолидации белорусского общества на основе разработки принципиально новой концепции интеграции и позиционирования Республики Беларусь в глобальной социально-экономической системе как равноправного партнера и участника развития цивилизации, при возрастании роли государства в управлении этими процессами.

 

   Список литературы

   1. БЕЛТА/ Оксана Шикуть, Минск 2 августа 2010г

   2. Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, №1(58), 2010 [с. 125-129]

   3. Конвенция МОТ№ 168 «О содействии занятости и защите от безработицы».

Информация о работе Совершенствования социальной защиты Республики Беларусь