Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:07, курсовая работа
В данной работе рассмотрена тема социальной защиты: понятие и критерии оценки социальной защиты, основные направления, механизм и пути совершенствования в Республике Беларусь.
Эта тема имеет особое значение при формировании социальной стратегии и политики государства. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.
Реферат………………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………..........................4
1. Социальная защита: понятие и критерии оценки……………...……………….6
2. Основные направления социальной защиты…………………………………..15
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь…………….20
4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь……… 25
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………30
Содержание
Реферат……………………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1. Социальная защита: понятие и критерии оценки……………...……………….6
2. Основные направления социальной защиты…………………………………..15
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь…………….20
4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь……… 25
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Реферат
В данной работе рассмотрена тема социальной защиты: понятие и критерии оценки социальной защиты, основные направления, механизм и пути совершенствования в Республике Беларусь.
Эта тема имеет особое значение при формировании социальной стратегии и политики государства. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.
Во введении определена главная функция социальной защиты и задачи работы.
В первой главе раскрывается сущность понятия «социальная защита», её формы, методы, признаки, а также подсистемы, которые входят в социальную защиту; приведены данные о размерах государственных пособий в 2010 году и бюджет прожиточного минимума за период с 1 ноября 2009г. по 31 января 2011г.
Глава два определяет основные направления социальной защиты. Здесь также представлена структура и формы социальной защиты населения как для стран с рыночной экономикой, так и для стран с переходной к рынку экономикой.
В третьей главе рассмотрен механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь, определены основные различия в социальных выплатах, осуществляемых на основе социального страхования и социальной помощи, приведена характеристика механизмом социальной защиты.
В последней главе предложены некоторые из путей совершенствования социальной защиты населения в Республике Беларусь.
В
целом по работе следует отметить,
что одной из важнейших задач
при реформировании современного белорусского
общества является создание адекватной
системы социальной защиты населения,
более динамичной, эффективной и, и прежде
всего, адресной.
Введение
В число общих дел, которые должно осуществлять современное государство, должна входить и социальная защита населения. Такая идея начала распространяться в общественном сознании еще в XIX веке.
Первоначально
эта идея воспринималась как некая
современная модификация
Концепция социального развития Союзного государства, Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения , способствуя развитию взаимодействия двух государств в области государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, требуют унификации трудового законодательства в области социальной защиты населения.[2, с.126].
Республика Беларусь как социально ориентированное правовое государство проводит социальную политику, направленную на формирование стабильного общества. Социальная политика, основывающаяся на реально имеющихся у государства ресурсах, выступает катализатором экономического роста и стимулирует трудовую и хозяйственную активность населения за счет предоставления каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечить доходы и необходимый уровень жизни, а для нетрудоспособных и малоимущих членов общества обеспечивает эффективную социальную защиту.
Национальные
системы социальной защиты формируются
с учетом особенностей социально-экономического
развития конкретной страны и с учетом
конвенций Международной
Проводимая в последние годы в стране социальная политика направлена на усиление социальной защищенности малообеспеченных, оказавшихся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации граждан и семей. При этом в связи с кризисными явлениями ставится задача повышения эффективности использования выделяемых на предоставление социальной помощи нуждающимся гражданам или семьям бюджетных средств, а также привлечения на эти цели финансовых средств из внебюджетных источников.
Для решения этой задачи предприняты меры по реформированию действующей в стране системы социальной помощи, направленные на упорядочение применяемых социальных льгот. Так, гражданам, у которых среднедушевой доход по объективным причинам не превышает критерий нуждаемости (устанавливаемую Правительством в процентах к бюджету прожиточного минимума на душу населения стоимостную величину) или находящимся в трудной жизненной ситуации, сложной для самостоятельного разрешения, оказывается государственная адресная социальная помощь. В условиях рыночной экономики система социальной защиты населения призвана возмещать издержки, связанные с возникновением социальных рисков, включать превентивные меры, направленные на их снижение, а также обеспечивать социальные гарантии населению в получении необходимых для удовлетворения их потребностей социальных благ, способствовать предупреждению социальных конфликтов. Но главной функцией социальной защиты является поддержание уровня жизни тех групп населения, которые в силу тех или иных причин теряют трудоспособность или оказываются в трудной жизненной ситуации[7].
Задачами курсовой работы являются :
Социальная защита представляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан. Социальная защита определяется как система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости. Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т. д. Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:
- пособия по безработице;
- пенсии;
- пособия по болезни, инвалидности;
- жилищные пособия;
- пособия на получение образования;
- медицинская помощь;
- гарантирование государством минимального уровня доходов.
Размеры государственных пособий и бюджет прожиточного минимума в 2010 году представлены, соответственно, в таблицах 1.1. и 1.2. [15].
Социальная защита человека возможна на основе обеспечения условий для повышения благосостояния, поддержания определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирования и воспроизводства оптимальной социальной структуры общества. Ее невозможно обеспечить и без развитой социальной инфраструктуры, т. е. жилищно-коммунальных услуг, транспорта и связи, образования и здравоохранения, информации. Объем, качество и характер продукции этой сферы должны способствовать созданию нормальных условий жизнедеятельности и воспроизводства населения. [14,с. 323]
Структурная составляющая социальной политики – политика социальной защиты. Это система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально–экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.
Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т.п.).
Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.
Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п.
Методы социальной защиты представляют на практике большое разнообразие, притом в связи с изменением социальной ситуации, особенно в переходных условиях, могут появляться все новые. Основными методами, используемыми в переходный период, являются следующие:
1.Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы и т.п.).
Например, социальная помощь гражданам, пострадавшим от Чернобыльской аварии, в Республике Беларусь законодательно поставлена в зависимость от степени загрязнения зоны радионуклидами . При этом социальная помощь осуществляется в целом ряде форм: компенсации, льготы, пенсии, денежные пособия, пособия в натуральной форме, медицинская помощь.
2.Социальное страхование – система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.
3.Социальное попечительство – метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).
Информация о работе Совершенствования социальной защиты Республики Беларусь