Совершенствования социальной защиты Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрена тема социальной защиты: понятие и критерии оценки социальной защиты, основные направления, механизм и пути совершенствования в Республике Беларусь.
Эта тема имеет особое значение при формировании социальной стратегии и политики государства. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.

Содержание

Реферат………………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………..........................4
1. Социальная защита: понятие и критерии оценки……………...……………….6
2. Основные направления социальной защиты…………………………………..15
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь…………….20
4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь……… 25
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

курсовая с доработкой.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Содержание

Реферат………………………………………………………………………………3

Введение……………………………………………………………..........................4

1. Социальная  защита: понятие и критерии оценки……………...……………….6

2. Основные направления социальной защиты…………………………………..15

3. Механизм социальной  защиты населения Республики Беларусь…………….20

4. Пути совершенствования  социальной защиты Республики Беларусь……… 25

Заключение………………………………………………………………………….28

Список литературы…………………………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Реферат 

    В данной работе рассмотрена тема социальной защиты: понятие и критерии  оценки социальной защиты, основные направления, механизм и пути совершенствования в Республике Беларусь.

    Эта тема имеет особое значение при формировании социальной стратегии и политики государства. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.

    Во  введении определена главная функция  социальной защиты и задачи работы.

    В первой главе раскрывается сущность понятия «социальная защита», её формы, методы, признаки, а также подсистемы, которые входят в социальную защиту; приведены данные о размерах государственных пособий в 2010 году и бюджет прожиточного минимума за период с 1 ноября 2009г. по 31 января 2011г.

    Глава два определяет основные направления  социальной защиты. Здесь также представлена структура и формы социальной защиты населения как для стран  с рыночной экономикой, так и для  стран с переходной к рынку  экономикой.

    В третьей главе рассмотрен механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь, определены основные различия в социальных выплатах, осуществляемых на основе социального страхования и социальной помощи, приведена характеристика механизмом социальной защиты.

    В последней главе предложены некоторые из путей совершенствования социальной защиты населения в Республике Беларусь.

    В целом по работе следует отметить, что одной из важнейших задач  при реформировании современного белорусского общества является создание адекватной системы социальной защиты населения, более динамичной, эффективной и, и прежде всего, адресной.                                                                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    В число общих дел, которые должно осуществлять современное государство, должна входить и социальная защита населения. Такая идея начала распространяться в общественном сознании еще в XIX веке.

    Первоначально эта идея воспринималась как некая  современная модификация монаршей заботы о своих подданных, затем -реализовалась в институте государственных пенсий, социальном страховании и т.д. О превращении социальной политики в главное направление деятельности государства как о реальности заговорили во время второй мировой войны. Принятие Закона Республики Беларусь о государственных социальных стандартах 1999 года и Концепции социального развития Союзного государства - подтверждение того, что социальный вопрос стал главным вопросом белорусского государства.

    Концепция социального развития Союзного государства, Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения , способствуя развитию взаимодействия двух государств в области государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, требуют унификации трудового законодательства в области социальной защиты населения.[2, с.126].

   Республика  Беларусь как социально ориентированное правовое государство проводит социальную политику, направленную на формирование стабильного общества. Социальная политика, основывающаяся на реально имеющихся у государства ресурсах, выступает катализатором экономического роста и стимулирует трудовую и хозяйственную активность населения за счет предоставления каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечить доходы и необходимый уровень жизни, а для нетрудоспособных и малоимущих членов общества обеспечивает эффективную социальную защиту.

  Национальные  системы социальной защиты формируются  с учетом особенностей социально-экономического развития конкретной страны и с учетом конвенций Международной организации  труда, в которых сформулированы основные принципы социальной защиты населения, регламентируется минимальный уровень различных видов социальной помощи и категории населения, на которые они должны распространяться. В результате перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям возникла необходимость создания системы социальной защиты населения, отвечающей международным нормам и избранной социально-экономической модели развития. В соответствии с происходящими в обществе изменениями социальная защита в Беларуси с 2001 г. начала приобретать новые черты: происходит переориентация на страховые принципы социального обеспечения, ослабление патерналистских подходов, получила развитие законодательная база по системе социальной защиты и социальное нормирование, появляются новые виды и формы социальных услуг и т. п. В то же время проявляется преимущественно компенсационный характер защитных мер, ослабевает роль предприятий и организаций в обеспечении защиты своих работников.    

  Проводимая  в последние годы в стране социальная политика направлена на усиление социальной защищенности малообеспеченных, оказавшихся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации граждан и семей. При этом в связи с кризисными явлениями ставится задача повышения эффективности использования выделяемых на предоставление социальной помощи нуждающимся гражданам или семьям бюджетных средств, а также привлечения на эти цели финансовых средств из внебюджетных источников.

  Для решения  этой задачи предприняты меры по реформированию действующей в стране системы  социальной помощи, направленные на упорядочение применяемых социальных льгот. Так, гражданам, у которых среднедушевой доход по объективным причинам не превышает критерий нуждаемости (устанавливаемую Правительством в процентах к бюджету прожиточного минимума на душу населения стоимостную величину) или находящимся в трудной жизненной ситуации, сложной для самостоятельного разрешения, оказывается государственная адресная социальная помощь. В условиях рыночной экономики система социальной защиты населения призвана возмещать издержки, связанные с возникновением социальных рисков, включать превентивные меры, направленные на их снижение, а также обеспечивать социальные гарантии населению в получении необходимых для удовлетворения их потребностей социальных благ, способствовать предупреждению социальных конфликтов. Но главной функцией социальной защиты является поддержание уровня жизни тех групп населения, которые в силу тех или иных причин теряют трудоспособность или оказываются в трудной жизненной ситуации[7].

    Задачами  курсовой работы являются :

  1. Дать понятие и определить критерии оценки социальной защиты;
  2. Изучить основные направления социальной защиты;
  3. Изучить механизм социальной защиты населения Республики Беларусь;
  4. Выявить пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.
 
 
 
 
 
  1. Социальная  защита: понятие и критерии оценки

      Социальная защита представляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан. Социальная защита определяется как система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости. Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т. д. Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:

  - пособия по безработице;

  - пенсии;

   - пособия по болезни, инвалидности;

   - жилищные пособия;

   - пособия на получение образования;

   - медицинская помощь;

   - гарантирование государством минимального уровня доходов.

 Размеры государственных пособий и бюджет прожиточного минимума в 2010 году представлены, соответственно, в таблицах 1.1.  и 1.2. [15].

     Социальная защита человека возможна на основе обеспечения условий для повышения благосостояния, поддержания определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирования  и воспроизводства оптимальной социальной структуры общества. Ее невозможно обеспечить и без развитой социальной инфраструктуры, т. е. жилищно-коммунальных услуг, транспорта и связи, образования и здравоохранения, информации. Объем, качество и характер продукции  этой сферы должны способствовать созданию нормальных условий жизнедеятельности и воспроизводства населения. [14,с. 323]

     Структурная составляющая социальной политики – политика социальной защиты. Это система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально–экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.

     Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т.п.).

     Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.

     Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п.

     Методы социальной защиты представляют на практике большое разнообразие, притом в связи с изменением социальной ситуации, особенно в переходных условиях, могут появляться все новые. Основными методами, используемыми в переходный период, являются следующие:

   1.Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы и т.п.).

     Например, социальная помощь гражданам, пострадавшим от Чернобыльской аварии, в Республике Беларусь законодательно поставлена в зависимость от степени загрязнения зоны радионуклидами . При этом социальная помощь осуществляется в целом ряде форм: компенсации, льготы, пенсии, денежные пособия, пособия в натуральной форме, медицинская помощь.

   2.Социальное страхование – система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.

   3.Социальное попечительство – метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).

Информация о работе Совершенствования социальной защиты Республики Беларусь