Совершенствования социальной защиты Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрена тема социальной защиты: понятие и критерии оценки социальной защиты, основные направления, механизм и пути совершенствования в Республике Беларусь.
Эта тема имеет особое значение при формировании социальной стратегии и политики государства. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.

Содержание

Реферат………………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………..........................4
1. Социальная защита: понятие и критерии оценки……………...……………….6
2. Основные направления социальной защиты…………………………………..15
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь…………….20
4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь……… 25
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

курсовая с доработкой.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     Рассмотрение сущности социальной защиты позволяет представить ее в качестве целостного образования, состоящего из совокупных компонентов (частей), взаимодействующих и взаимосвязанных не только друг с другом, но и с внешней средой. Иными словами, речь идет о системе социальной защиты населения.

     Особое место в системе социальной защиты населения занимают люди, непосредственно участвующие в отношениях по поводу социальной защиты населения. Это граждане и члены их семей, попавшие в трудную жизненную ситуацию, нуждающиеся в государственной и общественной поддержке; социальные работники, в силу своих профессиональных и должностных обязанностей оказывающие все виды социальной помощи в преодолении человеком или группой возникших у них проблем; представители органов управления социальной защитой; иные субъекты отношений по социальной защите населения.

     Сущность социальной работы заключается в социальной деятельности, направленной на создание благоприятных условий жизни и защиты прав граждан, оказание им государственно-общественной поддержки при наступлении трудной жизненной ситуации, выраженной в конкретной практической помощи различного характера (экономической, психологической, информационной, консультативной и иной).

     Социальный работник — это работник социальной службы, оказывающий социальные услуги ее клиентам, лицо, в силу своих должностных и профессиональных обязанностей содействующее семье, группе, либо отдельным гражданам преодолеть трудную жизненную ситуацию.[14, с.287-291]

     Проблема социальной защиты наиболее остро проявляется в условиях инфляции, безработицы. Для смягчения падения потребления и жизненного уровня частично применяется индексация доходов, т.е. их увеличение по мере роста розничных цен. Однако возможности индексации доходов ограничиваются опасениями наводнения рынка денежной массой, ведущей, как следствие, к новому росту цен и возникновению инфляционной спирали.

Для определенных слоев и категорий населения  со стороны государства существуют различные виды социальной поддержки. Люди, находящиеся на длительном или постоянном иждивении общества и государства, живут в основном за счет социальной отрасли экономики, называемой социальным обеспечением. Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение. Право выхода на пенсию, согласно белорусскому законодательству, имеют женщины начиная с 55 лет, а мужчины - с 60 лет. Для военнослужащих и лиц, работающих на вредных производствах, этот возраст еще ниже. Пенсия по возрасту зависит от стажа работы и уровня заработной платы. Закон предусматривает каждому пенсионеру выплату пенсии не ниже минимального уровня.

Наряду с пенсией  по старости выплачиваются пенсии по инвалидности, обусловленные состоянием здоровья. Пенсии выплачиваются из средств пенсионного фонда, образуемого за счет отчислений юридических лиц и частично государственного бюджета. В условиях рыночной экономики предприятия получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.

     Из средств государственного и местного бюджетов различным категориям нуждающегося населения предоставляются различные пособия и выплаты. Они могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно разовое предоставление социальной помощи.

     Государство создает детские дома, интернаты, принимая на себя заботу о детях, лишенных родителей. Для престарелых людей, не имеющих детей и родных, способных оказать помощь, уход, услуги, создаются дома престарелых.

     Для учащейся молодежи распространенным видом денежной помощи является выплата стипендий.

     Официально зарегистрированным безработным государство выплачивает пособие по безработице. В первые месяцы помощь безработным выплачивается в объеме, близком к заработной плате, в последующие месяцы снижается.

     Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительной степени она оказывается бесплатно. В переходный период неизбежно частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в форме платежей и страховой медицины.

     Государство призвано оказывать помощь жертвам противозаконных репрессий со стороны государства, жертвам войн, пострадавшим от катастроф, стихийных бедствий, аварий. В помощи нуждаются также инвалиды по болезни, жертвы эпидемий, пострадавшие от вредных производств, вынужденные переселенцы.

   По  вышеизложенному можно сказать ,что  рассмотрение сущности социальной защиты позволяет представить ее в качестве целостного образования, состоящего из совокупных компонентов (частей), взаимодействующих и взаимосвязанных не только друг с другом, но и с внешней средой. Структура же социальной защиты, представленная в виде рисунка 2.1, получает развитие и в странах с переходной к рынку экономикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь

     Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

   Социальные  трансферты это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм  социальных трансфертов включает изъятие  в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Механизмы социальной защиты включают:

   - обязательное социальное страхование

   - добровольное дополнительное и личное социальное страхование;

   - государственную социальную помощь через предоставление пособий, выплат и льгот социально уязвимым слоям населения;

   - государственные социальные гарантии бесплатной медицинской помощи, доступности образования, культурных и оздоровительных услуг, жилья;

   - услуги общественных организаций взаимопомощи (благотворительные организации, церковь, общество инвалидов и т. п.).

   Социальное страхование и социальная помощь: общее и особенное

   Существуют два основных механизма социальной защиты населения — обязательное социальное страхование и социальная помощь. Социальное страхование охватывает преимущественно занятое население (в этом его ограниченность), социальная помощь подразумевает услуги и выплаты и другим категориям населения. Только вместе эти два механизма могут обеспечить нормальное воспроизводство населения.

   Кроме того, различия в социальном страховании и помощи связаны с учетом (страхование) и неучетом (помощь) социальных рисков, а также с различиями в источниках финансирования: для страхования это страховые взносы работодателей и работников, а для помощи — бюджетные ассигнования, получаемые в основном в результате налогообложения.

    Рассмотрев две группы социальных выплат, осуществляемых на основе социального страхования и социальной помощи, можно установить следующие различия между ними (рисунок 3.1). 
 
 
 
 
 

№ п/п Социальное страхование
    Социальная помощь
1 Осуществляется на основе государственных законодательных актов Республики Беларусь Осуществляется на основе как го-сударственных законодательных актов, так и нормативных правовых актов субъектов Республики Беларусь и органов местного самоуправления
2 Право лица основывается на участии в страховых взносах без учета нуждаемости Право лица основывается на уровне доходов, а также статусе соответствующих лиц
3 Ограниченность форм и видов социальной помощи Разнообразие видов социальной помощи
4 Источниками финансирования служат социальные отчисления работодателей и работников, имеющие обязательный характер Осуществляется из бюджетов всех уровней и собственных средств общественных организаций, в том числе благотворительных
5 Размер устанавливается законодательными актами и увязывается с предшествующим уровнем оплаты труда Допускается определенная свобода в становлении размеров
 

Рисунок 3.1 - Различие в социальных выплатах, осуществляемых на основе

социального страхования и социальной помощи 

      Социальное страхование представляет собой систему правовых, экономических и организационных мер по профилактике, минимизации и компенсации отдельных видов социального риска. Социальное страхование распространяется на работников независимо от характера и длительности выполняемой работы, системы оплаты труда, а также от того, состоят они в штате предприятия или являются внештатными работниками.

     Социальное страхование основывается на предварительном выявлении и учете социальных рисков, при этом обеспечивается совместная материальная ответственность и солидарность за индивидуальный риск.

Например, риск безработицы связан с деятельностью трех субъектов: работника, работодателя и государства. Определенная доля риска и, следовательно, ответственности за него приходится на работника (он выбирает определенную профессию и имеет соответствующий уровень квалификации; работодатель рискует при организации производства определенных товаров и услуг (может недостаточно обоснованно выбрать сферу деятельности и стратегию развития фирмы) и, наконец, государство должно также нести свою долю ответственности по риску, связанному с недостатками социально-экономической политики и законодательства.

  Социальные риски (риск потери работником способности к труду из-за болезни и старости, несчастного случая и инвалидности и т. д.) обусловлены социальными условиями и не зависят от каждого отдельного человека. Каждый вид риска имеет свою природу и проявляется по-разному для различных групп населения, поэтому соответствующие им виды социального страхования имеют свою специфику и особую форму организации. Например, основная доля риска несчастного случая на производстве и ответственности за него ложится на работодателей.

  Следует подчеркнуть, что социальное страхование подразумевает не только выплаты денежных компенсаций, но и предоставление определенных услуг по профилактике, лечению, реабилитации, причем именно профилактические меры зачастую определяют эффективность всей системы социальной защиты населения.

  Классификация видов и форм организации социального страхования такова:

 1)  по видам социального риска: в связи с болезнью; из-за несчастного случая на производстве; следствие инвалидности; по причине достижения нетрудоспособного возраста; ввиду беременности и материнства; по причине безработицы; по случаю смерти;

 2) по степени добровольности:

 - обязательное страхование от определенных видов социального риска (обязательность закрепляется в государственном законодательстве);

 - добровольное страхование (например дополнительные пенсии из негосударственных пенсионных фондов);

 3) по внутренней организации:

 - государственное страхование;

 - региональное и муниципальное страхование;

 - профессионально-отраслевое страхование;

 - международное страхование;

 4) по сфере действия:

 - местное и частное (распространяется на определенную часть населения страны);

 - всеобщее (охватывает всю территорию страны и значительные массы населения);

 - международное.

      Социальная помощь распространяется на такие группы населения и на такие виды обеспечения, которые практически невозможно осуществить на принципах социального страхования. Она предназначена для наименее защищенных и наиболее нуждающихся категорий населения и осуществляется за счет поступлений в бюджет.

        Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией (рисунок 3.2). 
 
 
 
 

Механизмы социальной защиты Формы и виды социальной

защиты населения

Источники финансирования Категории граждан Условия предоставления
1.Социальное  страхование 

1.1Государст-венное  обяза-тельное социальное страхование

1.Социальные  выплаты, в том числе:

- пенсии (трудовые);

- пособия по  социальному страхованию

-компенсационные  выплаты

Внебюджетные  фонды в том числе:

- Фонд социального  страхования 

- Пенсионный  фонд

- Фонд обязательного  медицинского страхования 

Застрахованные  лица в соответствии с действующим  законодательством  Страхование по дифферен-цированным ставкам (страховой взнос)
1.2

Добровольное  социальное страхование

2.Медицинские  услуги и лечение пенсии (дополнительные), медицинские услуги и лечение Фонды добро-вольного соци-

ального страхования,

негосударственные пенсионные фонды

    

Застрахованные  на добровольных основаниях Страхование в  соответствии с договором
2.

Социальная

помощь

1.Социальные

выплаты в том  числе:

- социальная                пенсия;

- пособие по малообес- печенности (нуждаемости) и другие пособия;

-компенсационные

выплаты;

- льготы

2.Натуральная

помощь

3.Социальные 

услуги на основе

социального

обслуживания

Бюджеты всех

уровней или средства общественных и благотворитель-ных объединений

(организаций) 

Средства организаций

(работодателей) 

Лица, оказавшиеся  в трудной

жизненной

ситуации и  неспособные преодолеть ее самостоятельно 

Малообес-печенность

(нуждаемость),

заявительность

3.

Социальная  поддержка

Аналогично  социальной помощи Бюджеты всех уровней, средства работодателей Трудоспособные  лица Трудная жизненная  ситуация

Информация о работе Совершенствования социальной защиты Республики Беларусь