Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:07, курсовая работа
В данной работе рассмотрена тема социальной защиты: понятие и критерии оценки социальной защиты, основные направления, механизм и пути совершенствования в Республике Беларусь.
Эта тема имеет особое значение при формировании социальной стратегии и политики государства. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.
Реферат………………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………..........................4
1. Социальная защита: понятие и критерии оценки……………...……………….6
2. Основные направления социальной защиты…………………………………..15
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь…………….20
4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь……… 25
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………30
Рассмотрение сущности социальной защиты позволяет представить ее в качестве целостного образования, состоящего из совокупных компонентов (частей), взаимодействующих и взаимосвязанных не только друг с другом, но и с внешней средой. Иными словами, речь идет о системе социальной защиты населения.
Особое место в системе социальной защиты населения занимают люди, непосредственно участвующие в отношениях по поводу социальной защиты населения. Это граждане и члены их семей, попавшие в трудную жизненную ситуацию, нуждающиеся в государственной и общественной поддержке; социальные работники, в силу своих профессиональных и должностных обязанностей оказывающие все виды социальной помощи в преодолении человеком или группой возникших у них проблем; представители органов управления социальной защитой; иные субъекты отношений по социальной защите населения.
Сущность социальной работы заключается в социальной деятельности, направленной на создание благоприятных условий жизни и защиты прав граждан, оказание им государственно-общественной поддержки при наступлении трудной жизненной ситуации, выраженной в конкретной практической помощи различного характера (экономической, психологической, информационной, консультативной и иной).
Социальный работник — это работник социальной службы, оказывающий социальные услуги ее клиентам, лицо, в силу своих должностных и профессиональных обязанностей содействующее семье, группе, либо отдельным гражданам преодолеть трудную жизненную ситуацию.[14, с.287-291]
Проблема социальной защиты наиболее остро проявляется в условиях инфляции, безработицы. Для смягчения падения потребления и жизненного уровня частично применяется индексация доходов, т.е. их увеличение по мере роста розничных цен. Однако возможности индексации доходов ограничиваются опасениями наводнения рынка денежной массой, ведущей, как следствие, к новому росту цен и возникновению инфляционной спирали.
Для определенных слоев и категорий населения со стороны государства существуют различные виды социальной поддержки. Люди, находящиеся на длительном или постоянном иждивении общества и государства, живут в основном за счет социальной отрасли экономики, называемой социальным обеспечением. Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение. Право выхода на пенсию, согласно белорусскому законодательству, имеют женщины начиная с 55 лет, а мужчины - с 60 лет. Для военнослужащих и лиц, работающих на вредных производствах, этот возраст еще ниже. Пенсия по возрасту зависит от стажа работы и уровня заработной платы. Закон предусматривает каждому пенсионеру выплату пенсии не ниже минимального уровня.
Наряду с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности, обусловленные состоянием здоровья. Пенсии выплачиваются из средств пенсионного фонда, образуемого за счет отчислений юридических лиц и частично государственного бюджета. В условиях рыночной экономики предприятия получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.
Из средств государственного и местного бюджетов различным категориям нуждающегося населения предоставляются различные пособия и выплаты. Они могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно разовое предоставление социальной помощи.
Государство создает детские дома, интернаты, принимая на себя заботу о детях, лишенных родителей. Для престарелых людей, не имеющих детей и родных, способных оказать помощь, уход, услуги, создаются дома престарелых.
Для учащейся молодежи распространенным видом денежной помощи является выплата стипендий.
Официально зарегистрированным безработным государство выплачивает пособие по безработице. В первые месяцы помощь безработным выплачивается в объеме, близком к заработной плате, в последующие месяцы снижается.
Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительной степени она оказывается бесплатно. В переходный период неизбежно частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в форме платежей и страховой медицины.
Государство призвано оказывать помощь жертвам противозаконных репрессий со стороны государства, жертвам войн, пострадавшим от катастроф, стихийных бедствий, аварий. В помощи нуждаются также инвалиды по болезни, жертвы эпидемий, пострадавшие от вредных производств, вынужденные переселенцы.
По
вышеизложенному можно сказать ,что
рассмотрение сущности социальной защиты
позволяет представить ее в качестве целостного
образования, состоящего из совокупных
компонентов (частей), взаимодействующих
и взаимосвязанных не только друг с другом,
но и с внешней средой. Структура же социальной
защиты, представленная в виде рисунка
2.1, получает развитие и в странах с переходной
к рынку экономикой.
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.
Механизмы социальной защиты включают:
- обязательное социальное страхование
- добровольное дополнительное и личное социальное страхование;
- государственную социальную помощь через предоставление пособий, выплат и льгот социально уязвимым слоям населения;
- государственные социальные гарантии бесплатной медицинской помощи, доступности образования, культурных и оздоровительных услуг, жилья;
- услуги общественных организаций взаимопомощи (благотворительные организации, церковь, общество инвалидов и т. п.).
Социальное страхование и социальная помощь: общее и особенное
Существуют два основных механизма социальной защиты населения — обязательное социальное страхование и социальная помощь. Социальное страхование охватывает преимущественно занятое население (в этом его ограниченность), социальная помощь подразумевает услуги и выплаты и другим категориям населения. Только вместе эти два механизма могут обеспечить нормальное воспроизводство населения.
Кроме того, различия в социальном страховании и помощи связаны с учетом (страхование) и неучетом (помощь) социальных рисков, а также с различиями в источниках финансирования: для страхования это страховые взносы работодателей и работников, а для помощи — бюджетные ассигнования, получаемые в основном в результате налогообложения.
Рассмотрев
две группы социальных выплат, осуществляемых
на основе социального страхования и социальной
помощи, можно установить следующие различия
между ними (рисунок 3.1).
№ п/п | Социальное страхование |
|
1 | Осуществляется на основе государственных законодательных актов Республики Беларусь | Осуществляется на основе как го-сударственных законодательных актов, так и нормативных правовых актов субъектов Республики Беларусь и органов местного самоуправления |
2 | Право лица основывается на участии в страховых взносах без учета нуждаемости | Право лица основывается на уровне доходов, а также статусе соответствующих лиц |
3 | Ограниченность форм и видов социальной помощи | Разнообразие видов социальной помощи |
4 | Источниками финансирования служат социальные отчисления работодателей и работников, имеющие обязательный характер | Осуществляется из бюджетов всех уровней и собственных средств общественных организаций, в том числе благотворительных |
5 | Размер устанавливается законодательными актами и увязывается с предшествующим уровнем оплаты труда | Допускается определенная свобода в становлении размеров |
Рисунок 3.1 - Различие в социальных выплатах, осуществляемых на основе
социального
страхования и социальной помощи
Социальное страхование представляет собой систему правовых, экономических и организационных мер по профилактике, минимизации и компенсации отдельных видов социального риска. Социальное страхование распространяется на работников независимо от характера и длительности выполняемой работы, системы оплаты труда, а также от того, состоят они в штате предприятия или являются внештатными работниками.
Социальное страхование основывается на предварительном выявлении и учете социальных рисков, при этом обеспечивается совместная материальная ответственность и солидарность за индивидуальный риск.
Например, риск безработицы связан с деятельностью трех субъектов: работника, работодателя и государства. Определенная доля риска и, следовательно, ответственности за него приходится на работника (он выбирает определенную профессию и имеет соответствующий уровень квалификации; работодатель рискует при организации производства определенных товаров и услуг (может недостаточно обоснованно выбрать сферу деятельности и стратегию развития фирмы) и, наконец, государство должно также нести свою долю ответственности по риску, связанному с недостатками социально-экономической политики и законодательства.
Социальные риски (риск потери работником способности к труду из-за болезни и старости, несчастного случая и инвалидности и т. д.) обусловлены социальными условиями и не зависят от каждого отдельного человека. Каждый вид риска имеет свою природу и проявляется по-разному для различных групп населения, поэтому соответствующие им виды социального страхования имеют свою специфику и особую форму организации. Например, основная доля риска несчастного случая на производстве и ответственности за него ложится на работодателей.
Следует подчеркнуть, что социальное страхование подразумевает не только выплаты денежных компенсаций, но и предоставление определенных услуг по профилактике, лечению, реабилитации, причем именно профилактические меры зачастую определяют эффективность всей системы социальной защиты населения.
Классификация видов и форм организации социального страхования такова:
1) по видам социального риска: в связи с болезнью; из-за несчастного случая на производстве; следствие инвалидности; по причине достижения нетрудоспособного возраста; ввиду беременности и материнства; по причине безработицы; по случаю смерти;
2) по степени добровольности:
- обязательное страхование от определенных видов социального риска (обязательность закрепляется в государственном законодательстве);
- добровольное страхование (например дополнительные пенсии из негосударственных пенсионных фондов);
3) по внутренней организации:
- государственное страхование;
- региональное и муниципальное страхование;
- профессионально-отраслевое страхование;
- международное страхование;
4) по сфере действия:
- местное и частное (распространяется на определенную часть населения страны);
- всеобщее (охватывает всю территорию страны и значительные массы населения);
- международное.
Социальная помощь распространяется на такие группы населения и на такие виды обеспечения, которые практически невозможно осуществить на принципах социального страхования. Она предназначена для наименее защищенных и наиболее нуждающихся категорий населения и осуществляется за счет поступлений в бюджет.
Важнейшей составной
частью социальной защиты являются органы
социальной защиты населения. Под органом
социальной защиты населения понимается
созданное в установленном порядке образование,
характеризующееся определенными задачами,
функциями, структурными особенностями
и соответствующей компетенцией (рисунок
3.2).
Механизмы социальной защиты | Формы и виды
социальной
защиты населения |
Источники финансирования | Категории граждан | Условия предоставления |
1.Социальное
страхование 1.1Государст-венное
обяза-тельное социальное |
1.Социальные
выплаты, в том числе:
- пенсии (трудовые); - пособия по социальному страхованию -компенсационные выплаты |
Внебюджетные
фонды в том числе:
- Фонд социального страхования - Пенсионный фонд - Фонд обязательного медицинского страхования |
Застрахованные лица в соответствии с действующим законодательством | Страхование по дифферен-цированным ставкам (страховой взнос) |
1.2
Добровольное социальное страхование |
2.Медицинские услуги и лечение пенсии (дополнительные), медицинские услуги и лечение | Фонды добро-вольного
соци-
ального страхования, негосударственные пенсионные фонды
|
Застрахованные на добровольных основаниях | Страхование в соответствии с договором |
2.
Социальная помощь |
1.Социальные
выплаты в том числе: - социальная пенсия; - пособие по малообес- печенности (нуждаемости) и другие пособия; -компенсационные выплаты; - льготы 2.Натуральная помощь 3.Социальные услуги на основе социального обслуживания |
Бюджеты всех
уровней или средства общественных и благотворитель-ных объединений (организаций) Средства организаций (работодателей) |
Лица, оказавшиеся
в трудной
жизненной ситуации и
неспособные преодолеть ее самостоятельно |
Малообес-печенность
(нуждаемость), заявительность |
3.
Социальная поддержка |
Аналогично социальной помощи | Бюджеты всех уровней, средства работодателей | Трудоспособные лица | Трудная жизненная ситуация |
Информация о работе Совершенствования социальной защиты Республики Беларусь