Целью работы является краткий
обзор существующих моделей концепций
содержания образования. Особое
внимание будет уделено модели
содержания образования, адекватное социальному
опыту, имеющей на данном уровне развития
педагогической науки передовое значение,
а также тесно переплетающийся с личностным
подходом. Будет рассмотрен процесс формирования
и структура вышеуказанной модели.
По вопросу непосредственно о
личностно ориентированном подходе
в образовательном процессе проведем
рассмотрение его основных принципов
и остановимся на учете индивидуальных
и возрастных особенностей учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в работе мы рассмотрели
существующие концепции содержания
образования и убедились, что
наиболее актуальной в педагогическом
и общественно-значимом плане
является модель адекватная социальному
опыту, тесно интегрированная
с личностным подходом. Эта концепция
содержания образования базируется
на: a) принципе соответствия содержания
общим целям современного образования;
б) принципе единства содержательной и
процессуальной сторон обучения; в) принципе
структурного единства.
Эта модель содержания образования
носит проектирующий характер, поскольку
позволяет материализовать в процессе
обучения, и в конечном счете «отложить»
в сознании учеников научные и культурно-ценностные
основы, являющиеся незыблемыми на любом
этапе развития человечества.
Не секрет, что личностно-ориентированное
обучение является на порядок
выше по качеству насыщения
материалом и уровню его подачи
учащимся. Результатом подобной
образовательной технологии является
расширенная реализация возможностей
обучаемых. На основе качественно
иного подхода, учащиеся как
правило могут принимать нестандартные
решения в проблемных ситуациях.
Индивидуализация в последнее
время становится все более
популярной из-за стремления современного
молодого поколения получать
качественно иной образовательный
материал. Как известно, тесное взаимодействие
преподавателя и ученика позволяет
значительно повысить уровень
знания последнего, а со стороны
учителя поднять свой квалификационный
уровень, непосредственно изучая
индивидуальные и психологические
особенности своего подопечного,
выявляя сильные и слабые стороны
личности и соответствующим образом,
зная эти особенности и специфические
качества воспитуемого, выбирать
методы, приемы и средства педагогического
воздействия. Таким образом, процесс
«очеловечивания» образования основан
на усилении тех положений, ставящих во
главу угла уважение к личности воспитанника,
формирование у него самостоятельности,
установление гуманных, доверительных
отношений между ним и воспитателем. Усвоение
социального опыта в его цельности позволит
школьнику не только успешно функционировать
в обществе, быть хорошим исполнителем,
но и действовать самостоятельно, не просто
«вписываться» в социальную систему, а
изменять ее.