Содержание образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:23, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Работа содержит 1 файл

содержание образования.docx

— 31.20 Кб (Скачать)

• минимум содержания основных образовательных программ; 

• максимальный объем  учебной нагрузки обучающихся; 

• требования к уровню подготовки выпускников школы. 

Необходимость создания стандарта подсказана изменениями, которые происходят в настоящее  время в обществе и в сфере  образования. Наличие четко определенных стандартов позволяет каждому учителю, ученику и родителю оценить уровень  образованности ребенка, независимо от того, в каком типе школы он обучался. 

Стандарт образования  призван обеспечить учащимся равные возможности для получения образования, стимулировать достижения каждым из них более высокого результата и  на этой основе индивидуализировать  обучение. Являясь государственной  нормой образованности, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности  гражданина в образовании. 

Стандарт предостерегает от ошибок, которые могут допустить  школы, получившие в настоящее время  право на автономность. В чем эти  ошибки? 

Известно, что в  Вузы поступает около трети выпускников  школы. Реагируя только на этот факт, во многих зарубежных школах вводилась  система предметов по выбору: можно  было снизить требования к “невузовским”  учащимся. Результат получился угрожающим: снижение общего развития учащихся и  уровня их общеобразовательной подготовки. Вторая ошибка заключается в том, что усиливая гуманитарный аспект содержания образовании, школы, в то же время, меньше уделяют внимания основам наук. В  результате произошло снижение физико-математической подготовки учащихся. 

Чтобы избежать названных  и других ошибок при отборе содержания образования, стандартом образования  предусмотрено: 

• выделение ядра образования, обязательного для  всех школ; усиление значимости гуманитарных аспектов содержания образования; сохранение внимания к естественно-математическому  циклу предметов; усиление внимания к развитию школьников; ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности. 

Все вышеприведенные  акценты образовательного стандарта  определяют ориентацию планируемых  результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие  важные для характеристики выпускника школы параметры, как общее развитие, сформированность учебной деятельности, коммуникативные умения, культура поведения, усвоение этических норм и др. В связи с этим в стандарты введены требования, показывающие уровень воспитанности выпускника каждой ступени школы. 

Выполнение школьниками  требований стандартов свидетельствует  о достижении ими необходимых  знаний, умений, навыков, о достижении определенного уровня развития основных сфер и сформированности ценностных ориентаций, обеспечивающих: 

• адаптацию к  окружающей природной и социальной среде; 

• овладение разными  видами деятельности; 

• сформированность личностного отношения к окружающему миру и усвоение этических норм; 

• определенный уровень  общей эрудиции. 

Таким образом, содержание образования, определяемое стандартом, позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и  качества, определяющие развитие индивидуальности и социализацию личности школьника. 

Представление стандарта  школьного образования содержится в базисном учебном плане, который  обязателен для использования всеми  общеобразовательными учреждениями России. В 1993 году приказом Министерства образования  РФ рекомендован для использования  Базисный учебный план общеобразовательных  учреждений, часть которого приводится ниже. 

Таблица 1 

Базисный учебный  общеобразовательных учреждений России 

(V-XI классы) 

В структуре учебного плана выделяются: 

В учебных планах выделяется федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. 

Федеральный компонент  обеспечивает единство школьного образования  в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в  которой выделяются учебные курсы  общекультурного и общегосударственного значения. 

Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности  и интересы в области образования  народов нашей станы в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры. 

Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного  образовательного учреждения, позволяет  ему самостоятельно разрабатывать  и реализовывать образовательные  программы и учебные планы, что  в соответствии со статьей 32 Закона “Об образовании”, является исключительной прерогативой образовательного учреждения. 

Как видим, современные  учебные планы школы разрабатываются  на местах и их разработчикам полезно  знать следующие их характеристики: 

• гибкость: предполагает включение в учебный план нескольких самостоятельных, относительно независимых  курсов учебных дисциплин; 

• интеграция: предполагает интегрирование смежных предметов (физика, астрономия, история их открытий; математика и информатика и т.д.); 

• дифференциация: включает различные варианты блоков учебного плана, варьирования состава предметов  и времени на их изучение, введение свободно выбираемых предметов, факультативов; 

• унификация: содержание и объем отдельных учебных  предметов разрабатывается в  зависимости от функционального  их назначения для определенных профилей; 

• гуманизация: ориентация на знания не как на самоцель, а как  на условие для развития ребенка. Предполагает разные уровни усвоения отдельных предметов. 

Учащийся в любой  школе может получить образование, соответствующее одному из следующих  уровней: 

• базовый уровень  — это образование, соответствующее  минимальному стандарту общего среднего образования, осуществляемого по государственным  программам; 

• повышенный уровень  — это образование, превышающее  минимальный стандарт среднего образования  и соответствующее уровню требований, обеспечивающих поступление в вуз; 

• промежуточный  уровень — это образование  повышенного уровня по предметам  профилирующего направления и базового уровня — по остальным предметам. 

Минимальный образовательный  стандарт определяет запас знаний и  умений, обеспечивающий выпускникам  школы возможность вести достойную  и успешную жизнь в обществе. 

В образовательный  стандарт входит перечень сведений и  умений по каждому учебному предмету, обязательный для усвоения учащимися. Этот перечень периодически пересматривается и при необходимости изменяется. Учитель не имеет права требовать, чтобы учащийся овладевал знаниями и умениями за пределами образовательного стандарта, если учащийся не избрал его  предмет в рамках альтернативной образовательной программы. 

На основе минимального образовательного стандарта разрабатываются  альтернативные программы по профильным направлениям. Альтернативные программы  представляют собой набор средств  обучения и требований, выполнение которых необходимо для продолжения  образования по этим направлениям в  Вузе. 

Минимальное общее  среднее образование не гарантирует  продолжения образования в Вузе, но является обязательным для овладения  рабочими профессиями и достаточным  для включения в трудовую жизнь. Максимальное общее среднее образование  гарантирует возможность продолжения  образования в Вузе по одному из выбранных профилей обучения. Требования к уровню подготовленности школьников, успешно завершивших максимальное общее образование, определяются уровнем  требований к абитуриентам соответствующих  Вузов. 

Выпускник школы  должен иметь необходимый уровень  развития всех основных сфер человека. 

Единая основа учебных  планов всех ступеней общеобразовательной  школы представляет собой осуществление  принципа преемственности, в силу которого основные изучаемые единицы содержания получают в дальнейшем свое развитие и обогащение. 

В основной школе, по окончании которой учащиеся впервые  получают право выбора профессии, им предоставляется возможность попробовать  свои силы в разных видах деятельности и областях знания. На этой ступени  получает развитие дифференциация обучения, которая, однако, не затрагивает базового ядра учебных курсов, единого для  всех школ страны. Таким образом, основная школа еще не является профильно дифференцированной. 

Базисный план полной средней школы включает в себя тот же набор образовательных  отраслей, что и базисный план основной школы. Однако старшая ступень строится по принципу профильной дифференциации. Обязательные занятия по выбору достигают  максимального объема. 

На уровне школьного  образования дифференциация образовательных  учреждений на общеобразовательные  школы и школы нового типа (лицеи  и гимназии) может происходить  на ступенях начального, основного  и полного среднего образования. При этом обязательным для всех учреждений является реализация базисных государственных  учебных программ. 

Обычная общеобразовательная  школа предоставляет учащимся возможность  для развития своих способностей и освоения минимальной — не ниже государственного стандартасовокупности знаний и навыков, обеспечивающих выпускникам успешную жизнь в обществе. 

Гимназия предоставляет  учащимся возможности: 

• получения универсальной  образовательной подготовки на гуманитарной основе; 

• обучения, способствующего  разностороннему личностному и  индивидуальному развитию; 

• формированию навыков  творческого интеллектуального  труда, усвоения современных способов научного мышления; 

• удовлетворения потребности  в самообразовании и получении  дополнительного образования; 

• обеспечения возможностей усвоения лучших достижений отечественной  и мировой культуры. 

Лицей предоставляет  наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные возможности: 

• получения общего среднего образования в единстве с ранней профилизацией; 

• углубленной подготовки по предметам различных циклов; 

• развития творческого  потенциала, навыков поисковой деятельности; 

• свободного выбора будущей специализации. 

Лицей выполняет  функции подготовки специалистов средней  квалификации по профилю лицея и  обеспечения социальной защиты учащихся при их трудоустройстве и поступлении  в высшую школу. 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Уже более десяти лет в педагогической науке обсуждаются проблемы образования, связанные с его гуманизацией, развитием способностей личности, необходимых и ей и обществу, соединением бытия индивидуального человека с культурой. Такое понимание целей определило педагогические инновации последних лет, направленные на преодоление манипулирования сознанием школьников, отход от практики навязывания им незыблемых и не подлежащих критике стереотипов мышления. Процесс «очеловечивания» образования связан с усилением тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ставят во главу угла уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем.

  Одно  из следствий этого процесса состояло в замене учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника на личностно ориентированную, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.

Информация о работе Содержание образования