Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:23, контрольная работа
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
• минимум содержания
основных образовательных программ;
• максимальный объем
учебной нагрузки обучающихся;
• требования к уровню
подготовки выпускников школы.
Необходимость создания
стандарта подсказана изменениями,
которые происходят в настоящее
время в обществе и в сфере
образования. Наличие четко определенных
стандартов позволяет каждому учителю,
ученику и родителю оценить уровень
образованности ребенка, независимо от
того, в каком типе школы он обучался.
Стандарт образования
призван обеспечить учащимся равные
возможности для получения
Стандарт предостерегает
от ошибок, которые могут допустить
школы, получившие в настоящее время
право на автономность. В чем эти
ошибки?
Известно, что в
Вузы поступает около трети
Чтобы избежать названных
и других ошибок при отборе содержания
образования, стандартом образования
предусмотрено:
• выделение ядра
образования, обязательного для
всех школ; усиление значимости гуманитарных
аспектов содержания образования; сохранение
внимания к естественно-математическому
циклу предметов; усиление внимания
к развитию школьников; ориентация
содержания образования на общечеловеческие
ценности.
Все вышеприведенные
акценты образовательного стандарта
определяют ориентацию планируемых
результатов не только на предметные
знания и умения, но и на такие
важные для характеристики выпускника
школы параметры, как общее развитие,
сформированность учебной деятельности,
коммуникативные умения, культура поведения,
усвоение этических норм и др. В связи
с этим в стандарты введены требования,
показывающие уровень воспитанности выпускника
каждой ступени школы.
Выполнение школьниками
требований стандартов свидетельствует
о достижении ими необходимых
знаний, умений, навыков, о достижении
определенного уровня развития основных
сфер и сформированности ценностных
ориентаций, обеспечивающих:
• адаптацию к
окружающей природной и социальной
среде;
• овладение разными
видами деятельности;
• сформированность
личностного отношения к окружающему
миру и усвоение этических норм;
• определенный уровень
общей эрудиции.
Таким образом, содержание
образования, определяемое стандартом,
позволяет формировать не только
предметные знания и умения, но и
качества, определяющие развитие индивидуальности
и социализацию личности школьника.
Представление стандарта
школьного образования
Таблица 1
Базисный учебный
общеобразовательных учреждений России
(V-XI классы)
В структуре учебного
плана выделяются:
В учебных планах
выделяется федеральный, национально-региональный
и школьный компоненты.
Федеральный компонент
обеспечивает единство школьного образования
в стране и включает в себя ту
часть содержания образования, в
которой выделяются учебные курсы
общекультурного и
Национально-региональный
компонент обеспечивает особые потребности
и интересы в области образования
народов нашей станы в лице
субъектов Федерации и включает
в себя ту часть содержания образования,
в которой отражено национальное
и региональное своеобразие культуры.
Школьный компонент
(обязательные занятия по выбору, факультативные
занятия) отражает специфику конкретного
образовательного учреждения, позволяет
ему самостоятельно разрабатывать
и реализовывать
Как видим, современные
учебные планы школы
• гибкость: предполагает
включение в учебный план нескольких
самостоятельных, относительно независимых
курсов учебных дисциплин;
• интеграция: предполагает
интегрирование смежных предметов
(физика, астрономия, история их открытий;
математика и информатика и т.д.);
• дифференциация: включает
различные варианты блоков учебного
плана, варьирования состава предметов
и времени на их изучение, введение
свободно выбираемых предметов, факультативов;
• унификация: содержание
и объем отдельных учебных
предметов разрабатывается в
зависимости от функционального
их назначения для определенных профилей;
• гуманизация: ориентация
на знания не как на самоцель, а как
на условие для развития ребенка.
Предполагает разные уровни усвоения
отдельных предметов.
Учащийся в любой
школе может получить образование,
соответствующее одному из следующих
уровней:
• базовый уровень
— это образование, соответствующее
минимальному стандарту общего среднего
образования, осуществляемого по государственным
программам;
• повышенный уровень
— это образование, превышающее
минимальный стандарт среднего образования
и соответствующее уровню требований,
обеспечивающих поступление в вуз;
• промежуточный
уровень — это образование
повышенного уровня по предметам
профилирующего направления и базового
уровня — по остальным предметам.
Минимальный образовательный
стандарт определяет запас знаний и
умений, обеспечивающий выпускникам
школы возможность вести
В образовательный
стандарт входит перечень сведений и
умений по каждому учебному предмету,
обязательный для усвоения учащимися.
Этот перечень периодически пересматривается
и при необходимости
На основе минимального
образовательного стандарта разрабатываются
альтернативные программы по профильным
направлениям. Альтернативные программы
представляют собой набор средств
обучения и требований, выполнение
которых необходимо для продолжения
образования по этим направлениям в
Вузе.
Минимальное общее
среднее образование не гарантирует
продолжения образования в
Выпускник школы
должен иметь необходимый уровень
развития всех основных сфер человека.
Единая основа учебных
планов всех ступеней общеобразовательной
школы представляет собой осуществление
принципа преемственности, в силу которого
основные изучаемые единицы содержания
получают в дальнейшем свое развитие
и обогащение.
В основной школе, по
окончании которой учащиеся впервые
получают право выбора профессии, им
предоставляется возможность
Базисный план полной
средней школы включает в себя
тот же набор образовательных
отраслей, что и базисный план основной
школы. Однако старшая ступень строится
по принципу профильной дифференциации.
Обязательные занятия по выбору достигают
максимального объема.
На уровне школьного
образования дифференциация образовательных
учреждений на общеобразовательные
школы и школы нового типа (лицеи
и гимназии) может происходить
на ступенях начального, основного
и полного среднего образования.
При этом обязательным для всех учреждений
является реализация базисных государственных
учебных программ.
Обычная общеобразовательная
школа предоставляет учащимся возможность
для развития своих способностей
и освоения минимальной — не ниже
государственного стандартасовокупности
знаний и навыков, обеспечивающих выпускникам
успешную жизнь в обществе.
Гимназия предоставляет
учащимся возможности:
• получения универсальной
образовательной подготовки на гуманитарной
основе;
• обучения, способствующего
разностороннему личностному и
индивидуальному развитию;
• формированию навыков
творческого интеллектуального
труда, усвоения современных способов
научного мышления;
• удовлетворения потребности
в самообразовании и получении
дополнительного образования;
• обеспечения возможностей
усвоения лучших достижений отечественной
и мировой культуры.
Лицей предоставляет
наиболее способным и подготовленным
учащимся оптимальные возможности:
• получения общего
среднего образования в единстве
с ранней профилизацией;
• углубленной подготовки
по предметам различных циклов;
• развития творческого
потенциала, навыков поисковой
• свободного выбора
будущей специализации.
Лицей выполняет
функции подготовки специалистов средней
квалификации по профилю лицея и
обеспечения социальной защиты учащихся
при их трудоустройстве и поступлении
в высшую школу.
ВВЕДЕНИЕ
Уже более десяти лет в
Одно из следствий этого процесса состояло в замене учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника на личностно ориентированную, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.