Социолого-экономический способ планирования карьеры менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

В работе предпринята попытка раскрыть не только истинный смысл карьеры, но и значение, которое она приобретает в настоящее время.

Работа содержит 1 файл

социология контрольная doc.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Социолого-экономический  способ планирования карьеры менеджера 

 

Россия уже второе десятилетие  перестраивается под рыночные основы экономики. Пришло время пересматривать карьеру и отношение к ней.               

 Труды, посвященные карьере  и ее четкому толкованию, в доперестроечный период были довольно редким явлением и в основном базировались на понятиях, подогнанных под существующую в то время авторитарную систему социалистического бытия. Развитие России за последние годы заставляет в корне изменить отношение к карьере и требует рассматривать ее как творческий процесс, от которого во многом зависит эффективность зарождающегося российского менеджмента и бизнеса в целом.                

 Попытаемся раскрыть не только  истинный смысл карьеры, но  и значение, которое она приобретает в настоящее время.

Карьера и ее понимание: советские времена и  конец девяностых               

 Согласно Советскому  энциклопедическому словарю 1981 года  карьера в переводе с итальянского означает «бег, жизненный путь, поприще» и трактуется как продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды и обозначение рода занятий, профессии. Кстати, интересным является тот факт, что в том же словаре под карьеризмом понимается «беспринципная погоня за личным успехом в любых видах деятельности, вызванная корыстными, индивидуалистическими целями (например, продвижение по службе любой ценой)». Получается, что два аналогичных по своей сути термина в понимании специалистов 1981 года контрастируют. Если сопоставить слова «коммуна» и «коммунизм», то, согласно логике нашего времени, первый термин будет иметь положительную характеристику, а второй — отрицательную. Примечательным также является то, что цитируемый источник говорит о «достижении карьеры любой ценой», то есть без соответствующей цены (можно допустить и ее денежное выражение) карьера при социализме нереализуема.                

 Обратимся к более современному  энциклопедическому изданию —  Большому экономическому словарю.  Он отражает существенный «сдвиг»  в сознании составителей. Карьеру специалисты рассматривают как «успешное продвижение в какой-либо области и род занятий, профессию». Формулировка карьеры как «достижение известности, славы и выгоды» уже отсутствует, очевидно из-за того, что, по мнению составителей, этих параметров в рыночных условиях быть не должно. А вот в определении карьеризма уже появилось нововведение — он рассматривается как «погоня за должностным продвижением по службе, за успехом в профессиональной деятельности в целях достижения личного благополучия». Слово «беспринципная» исчезло, но «погоня» — сохранилось.               

 Возьмем еще один солидный  справочник — Российскую социологическую  энциклопедию. В ней под термином  «карьера» (кстати, трактуется как  перевод с французского) понимается  продвижение человека по ступеням производственной, имущественной, социальной, административной или иной иерархии. Составители словаря считают, что характер и тип карьеры определяются господствующими общественными отношениями, объективными возможностями, предоставляемыми данным обществом для ее осуществления, и обстоятельствами жизни конкретного индивида, его личными способностями, целеустремленностью, волей, семейным положением, состоянием здоровья и др. Карьера предполагает наличие механизмов социального отбора наиболее способных людей в сферах образования, профессиональной подготовки и повышения их квалификации в трудовой, общественно-политической, военной, научной и другой деятельности. Допускается реализация конкретными индивидами преимущественно образовательной, трудовой, политической, научной и другой карьеры. Весьма интересно также трактуется личная карьера, которая нередко осуществляется за счет «безжалостного подавления и отбрасывания соперников». Отсюда и утверждение авторов словаря, что «в нравственном сознании людей карьера ассоциируется с аморальностью, карьеризмом, в жертву которому приносятся лучшие человеческие качества». Социальная справедливость отождествляется при этом с уравнительным распределением, равным образованием для всех и т.п.               

 Представляет интерес социально-партийный  подход к контролю над карьерой  в социалистическом обществе. Во  главе карьеры ставятся потребности  научно-технического и социального  прогресса, которые заставляют  отказаться от примитивно-уравнительного, огульного, негативного отношения к карьере как таковой. Отбор и выдвижение наиболее способных индивидов предполагалось осуществлять на основе открытой и честной состязательности на всех этапах учебы и трудовой жизни человека с предоставлением талантливым людям законных привилегий, возможностей восхождения на высшие ступени социальной иерархии. В динамике это должно происходить посредством фиксирования этапов продвижения людей по ступеням общего и профессионального образования, квалификационной, должностной и иной иерархии, а так же с помощью анализа личных планов людей в различные периоды их жизни. Любопытна реализация этой динамики, предполагающая проведение изучения в рамках исследований и анализа внутригенерационной мобильности путем фиксации социальных позиций, занимаемых индивидом в начале трудовой деятельности и к моменту исследования и др. Информационной базой для исследования карьеры, по мнению составителей словаря, могут служить данные анкетных опросов и интервью, документы (автобиографии, трудовые книжки и т.п.), материалы избирательных кампаний, стенографических отчетов съездов общественных организаций и заседаний их руководящих органов, сессий высших и местных советов власти, на которых происходит выдвижение и утверждение работников на руководящие должности, и т.д. В результате исследований могут быть сделаны выводы о степени равенства или неравенства шансов на социальное продвижение у выходцев из различных социальных групп, на осуществление ими своих ожиданий в отношении карьеры, с чем связана их общая оценка своего положения в обществе и возможностей его изменения.

Новое российское видение карьеры               

 Существенный прогресс  в понимании смысла карьеры  достигли авторы современного  коллективного издания «Экономика  фирмы». 57 специалистов Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова понимают карьеру следующим образом.               

 Это индивидуальная, но осознанная  последовательность изменений во  взглядах, позиции и поведении,  связанная с опытом работы  и деятельности в течение трудовой  жизни. Чаше всего карьера понимается, как продвижение человека по ступеням производственной, социальной, административной или иной иерархии. Характер, тип и темп карьеры определяется как объективными отношениями, так и обстоятельствами жизни конкретного индивида, его личными способностями, целеустремленностью, волей, состоянием здоровья и т.д.               

 Авторы указанного издания  подразделяют карьеру на ряд  типов и форм.               

 Прежде всего, рассмотрим  профессиональную карьеру. Она  представляет собой последовательность должностей, занимаемых человеком в течение профессиональной жизни. Путь такой карьеры предполагает ряд позиций, по которым организация «продвигает» своего работника. В процессе ее планирования определяется путь развития конкретного сотрудника в ходе его трудовой деятельности. При этом под словом «карьера» понимается «увязанная» со штатным расписанием последовательность должностей, которые данный работник занимал ранее и которые ему предстоит занять в будущем. Таким образом, основные вопросы, по которым должны быть приняты управленческие решения при планировании карьеры, заключаются в определении последовательности должностей и формировании критериев для отбора и продвижения работников.               

 Под стадиями карьеры «плехановцы» понимают отдельные стадии, через которые работник проходит в течение своей трудовой деятельности:

•    стадия до работы; 
•    стадия первоначальной работы; 
•    стадия стабильной работы: 
•    пенсионный период.               

 За середину карьеры принимается точка, достигнутая работником, когда он ощущает себя как бы застывшим в своем продвижении по службе и не прогрессирует в том темпе, в каком хотелось бы.               

 Внутриорганизационная карьера должна реализовываться в трех основных направлениях:               

1.   Вертикальном. Это направление представляет собой подъем на более высокую ступень структурной иерархии.               

2.  Горизонтальном. В данном случае имеется в виду либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре, как, например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, проекта, программы и т.п. К горизонтальному направлению можно также отнести расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).                

3.   Центростремительном. Его можно представить как движение к «ядру» — руководству организации. Например, приглашение работника участвовать в недоступных ему ранее встречах, совещаниях, как формального, так и неформального характера и т.д.

Авторы «Экономики фирмы» выделяют и альтернативные виды карьеры, которые обычно не представляют собой  традиционный служебный рост, но, тем не менее, получают высокую субъективную оценку. К их числу относятся:               

 а)  горизонтальное продвижение по службе, когда работник получает более широкий фронт деятельности, более сложную и интересную работу при одновременном увеличении размера заработной платы; 
                б)  временный перевод в другое структурное подразделение или другую организацию, что повышает интерес работника к своим обязанностям, расширяет его кругозор и сферу контактов; 
                в)  предоставление оплачиваемого отпуска (годичного) дли завершения научной работы; 
                г)  предоставление возможности посещать (в рабочее время и за счет организации) центры планирования карьеры и различного рода образовательные учреждения, причем учеба не обязательно должна быть связана с основной специальностью работника и может преследовать цели общего развития.                

 Весьма интересно  трактуются стадии карьеры, которые,  по мнению авторов, имеют большое  значение для процесса управления  ею. В наиболее упрощенной версии карьеры предполагается наличие шести стадий.               

 Планирование карьеры,  согласно представлениям специалистов  Плехановской академии, состоит  в определении целей развития  карьеры и путей, ведущих к  их достижению. Обозначенные цели реализуются посредством занятия некоторой последовательности должностей, на которых нужно поработать, прежде чем занять целевую должность, а также комплекса действий по приобретению требуемой квалификации.

Стадия

Продолжительность

Сущность

Предварительная

До 25 лет

Состоит из учебы в  школе и получения среднего и  высшего профессионального образования 

Первоначальная

Без ограничений

Состоит из переходов  с одной работы на другую. За  этот период человек может сменить несколько раз личных работ в поисках того вида деятельности, который будет удовлетворять его потребности и отвечать его возможностям

Становления

С 25 до 30 лет

Работник осваивает  выбранную профессию, приобретает  необходимые навыки. На этой стадии формируется квалификация человека, происходит самоутверждение и появляется потребность к обретению независимости

Продвижение

по службе 1

С 30 до 45 лет

В этот период происходит рост квалификации, процесс продвижения  по службе, накапливается практический опыт, приобретаются полезные навыки, растет потребность в самовыражении и самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости

Стабильная

работа

С 45 до 60 лет

Данная стадия характеризуется  действиями по закреплению достигнутых  в прошлом результатов с сохранением  одной и той же работы. В этот период квалификация работника достигает пика и повышение по службе возможно в результате активной деятельности и самообучения. На этой стадии работник может достичь новых служебных вершин. Независимость, уважение и самовыражение являются наиболее важными элементами этой стадии.

Однако многие работники  в этот период времени находятся  в состоянии, которое можно назвать  кризисом середины карьерного пути - они  могут не получать удовлетворения от выполняемой ими работы, и, как  следствие, испытывать психологический и физиологический дискомфорт

Завершение карьеры  или отставка

С 60 до 65 лет

На этой стадии карьера  уже завершается и можно заняться каким-либо другим делом. Работник всерьез  задумывается о пенсии и начинает готовиться к ней.

Несмотря на то, что этот период характеризуется кризисом карьеры и работники получают все меньше удовлетворения от своей работы, самовыражение и уважение к себе и коллегам достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Работники заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, однако не стремятся увеличить другие источники доходов. На этой стадии появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности


 

                Фактически  все действия, которые совершает  работник для реализации своею  плана, можно назвать развитием карьеры.               

 Изложенные выше понятия  и представления отечественных  ученых можно с полным основанием  отнести к классу «руководящих  указаний» для работников кадровых  служб организаций. Основываясь  на них, можно планировать процесс служебного роста работников и заниматься его развитием. Но в изложенном выше материале полностью отсутствуют предложения по отслеживанию и управлению процессом карьеры работников при изменяющихся условиях развития как экономики компании, так и всей российской экономической системы. Резкий крен экономики на разгосударствление и проведение всеобщей приватизации по существу привел к краху многие давно существующие предприятия и вызвал стагнацию всех звеньев управления, включая и службы по отслеживанию карьеры. Возникавшие «по мановению руки» бывших коммунистических лидеров частные предприятия не имели никакой практической подготовки для ведения бизнеса в условиях рыночной экономики. Управление первыми кооперативами оставалось в руках бывших партийных деятелей, которые длительное время находились в стадии «выжидания». Было упущено время, в течение которого можно было бы провести обучение основным принципам деятельности в условиях рынка. Все ожидали помощи от государства, которое и само находилось в стадии стагнации. Надежды только на финансовые вливания не оправдывались, а знания и опыт отсутствовали.

Карьера и изменение  экономики в мире               

 Международный опыт  становления рыночных механизмов  хозяйствования говорит о том,  что в новых экономических условиях основным действующим лицом является предприниматель или менеджер, способный осуществить управление частным предприятием или же отдельным его сектором. Нужно быть конкурентоспособным по уровню образования и интеллекта, чтобы выиграть тот или иной конкурс на замещение руководящей должности, и затем уже в ранге менеджера создать команду, способную выиграть любой тендер на получение соответствующего государственного заказа или целевого финансирования. Каким же образом можно добиться этой конкурентоспособности и какие действия необходимо предпринять в условиях рыночных механизмов управления бизнесом? Постараемся ответить на этот вопрос основываясь на зарубежных источниках.                

 Почему зарубежных? Ответ прост:  давно усвоив рыночные механизмы хозяйствования, экономика западных стран находится в творческом поиске. Европейские и американские ученые и практики постоянно ищут более эффективные пути развития экономики. Процессы разгосударствления монополий и приватизация предприятий, а также создания нормативной правовой базы функционирования частных компаний в западных странах почти завершены. Разработаны научные основы менеджмента почти во всех сферах экономики, включая и рассматриваемый в данной статье вопрос карьеры работников в переходный период перестройки экономики.                

Информация о работе Социолого-экономический способ планирования карьеры менеджера